В условиях неопределенности экономики защита коммерческой тайны является основным элементом системы обеспечения экономической безопасности предприятия. Под коммерческой тайной предприятия понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Коммерческую тайну следует отличать от информации, обладающей собственным правовым режимом, а именно от открытых и свободных в доступе на законных основаниях сведений, в отношении которых признаются неимущественные права на поиск, получение, хранение, передачу и распространение информации [1].
В этой связи особый интерес представляет информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), под которой понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к этим сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель этих сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны [2].
Таким образом, объект коммерческой тайны обладает хорошей универсальностью по сравнению с другим видам интеллектуальной собственности. Благодаря отсутствию требований об обязательной регистрации (как, например, в случае изобретения и др.), неограниченностью срока охраны, оперативностью получения статуса охраняемого результата интеллектуальной деятельности.
В экономически развитых странах защита коммерческой тайна базируется на правовых основах, причем обязательно предусматривается уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны. При этом основную роль в обеспечении ее сохранности играет не государство, а сами компании.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что механизм защиты коммерческой тайны должен основываться на трех принципах:
- определении и утверждении законодательных норм права, направленных на защиту интересов обладателей коммерческой тайной;
- соблюдении локальных норм защиты коммерческой тайны, устанавливаемых руководством компании (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.);
- создании структурных подразделений, которые эффективно обеспечивают соблюдение мер по защите коммерческой тайны [5, с. 2].
Любые меры по защите информации должны быть экономически обоснованы. Конфиденциальность не может стоить дороже тех сведений, которые защищаются. Поэтому, прежде чем вводить режим коммерческой тайны, руководству фирмы с участием бухгалтерии и ведущих специалистов нужно оценить экономический эффект, который даст засекречивание информации (величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба), и сопоставить его с возможными потерями от ее открытого использования.
Когда в компании появляется перспективный результат интеллектуальной деятельности (РИД), который способен принести коммерческую выгоду, возникает вопрос о том, каким способом сохранить собственное конкурентное преимущество на рынке, а также каким способом зафиксировать права на объект интеллектуальной собственности. Законодательством Российской Федерации учтены два основных способа защиты РИД:
- запатентовать изобретение, полезную модель или промышленный образец на РИД. При этом раскрывается суть РИДа, но государство гарантирует охрану интеллектуальных прав владельцу патента.
- сохранить в режиме коммерческой тайны. При этом вся информация о перспективную РИД закрывается, и бремя охраны ложится на плечи лица, установившего режим коммерческой тайны.
Взаимосвязь коммерческой связи и инновационной деятельности очевидна. Процесс внедрения на экономический рынок инноваций всегда сопровождается множествами неопределенностями: будет ли проект экономически эффективным, прибыльным, обеспечит фирме конкурентное преимущество перед соперниками или наоборот приведет к убыткам. Поэтому коммерческая тайна – неотъемлемый инструмент инноваций, особенно на начальных тапах развития [3, с. 2].
Не вся информация может содержаться под охраной патента, так как некоторые виды сведений теряют свою ценность при обнародовании. Эта часть коммерческой, технологической, организационной и другой информации должна охраняться режимом коммерческой тайны. Информация – это особый экономический ресурс. Создание информации – долговременный затратный процесс, основанный на интеллектуальных способностях работников, к тому же результат этого процесса всегда подчинен неопределенности. В целях сокращения своих издержек любая фирма заинтересована в получении коммерчески ценной информации компании-конкурента и контрагента.
В пользу коммерческой тайны перед патентом свидетельствует и срок охраны информации. Если патент ограничен по своей длительности, то коммерческая тайна не имеет окончания срока своего действия без желания собственника. Окончанием срока действия коммерческой тайны является конечная стадия «жизненного цикла коммерческой тайны».
Можно сказать, что коммерческая тайна зарождается, когда идея о потенциальной выгоде от ее внедрения становится очевидной для ее собственника. Коммерческая тайна сохраняется, пока не начинает снижаться ее предельная информационная рента. Коммерческая тайна перестает существовать, когда затраты на ее обеспечение превышают ее информационную ренту [4, с. 3].
В условиях конкурентной борьбы коммерческая тайна является эффективным средством для повышения конкурентоспособности компании. Основной проблемой защиты конфиденциальной информации является желание третьих лиц заполучить эту информацию для своей материальной выгоды или для получения достойного места на рынке. Любая компания, которая желает оставаться конкурентоспособной, должна проводить комплекс работ по защите конфиденциальной информации, и их правильная организация является важнейшей практической задачей.