Средний и малый бизнес в Южном федеральном округе – относительно новое экономическое явление, возникшее 25 лет назад. В восстановительный период 1990-х годов сфера малого и среднего предпринимательства (МСП), как и экономические реформы, развивались неоднозначно и волнообразно. Мелкие и средние предприятия были первой и долгое время единственной формой производства и торговли. Исторически малый и средний бизнес представлял собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на внутренний, а не внешний рынок товаров (услуг), сохранив эту особенность в значительной степени до наших времен. Лишь в 2007 году законодательно было введено понятие «средний бизнес». Это связано с тем, что меры государственной поддержки МСП на всех уровнях власти в эти годы были больше декларируемы, чем реально реализовывались на практике. В настоящее время малый и средний бизнес получил достаточное развитие и является важнейшим способом ведения бизнеса. Такими организациями создается более трети валового регионального продукта. Сектор малого бизнеса в основном ориентирован на торговлю и оказание услуг населению [1].
Южный федеральный округ является самым компактным среди округов России. Население района составляет около 23 миллионов человек. Южный федеральный округ является одним из крупнейших реципиентов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов. В Южном округе есть все необходимые условия для эффективного функционирования и формирования среднего бизнеса.
Средний и малый бизнес являются важной частью любого государства и играют в нем значительную роль. Такой вид малого бизнеса обусловлен местными природными условиями, потребительскими предпочтениями и спецификой региона. Развитие таких предприятий зависит от наличия денежных средств и востребованности населения региона, развития туристских связей, а также других факторов [2, 3].
Средний и малый бизнес – неотъемлемая часть экономической жизни любого государства, играющая в ней одну из важнейших ролей. МСП вносят значительный вклад в обеспечение занятости, расширение потребительского сектора, насыщение рынка товарами и услугами, поддержку экономического роста в целом.
В юридической и экономической литературе внимание сосредоточено на характеристиках, отличающих малый и средний бизнес. Такие признаки:
- относительно небольшой рынок сбыта товара, что не позволяет компании существенно влиять на цену и объем товара;
- личное управление, предполагающее участие самого управляющего (собственника) в управлении бизнесом.
К среднему и малому бизнесу в целом относятся:
- коммерческие общества, товарищества и товарищества;
- производственные и потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- индивидуальные предприниматели.
Эти субъекты должны соответствовать аспектам количества работников и суммы дохода за год. При этом доходы должны учитываться по правилам налогового учета, то есть учитывать сумму от продаж и внереализационных доходов.
В России организации относят к среднему и малому бизнесу по величине двух основных показателей: размеру доходов и количеству человек в компании. В России для статистики используются следующие критерии типа предприятия:
- средние предприятия – юридические лица с численностью работников от 101 до 250 человек и годовой выручкой не более 2 млрд. долларов.
- малые предприятия являются легальными с численностью работников от 16 до 100 человек и годовым доходом не более 800 млн руб.
- к микро – относятся юридические лица с численностью работников до 15 человек и годовым доходом 120 млн рублей [4].
В экономической литературе проблемы рынка и предпринимательства нашли отражение в книгах-сочинениях Балацкого Э. Р., Рубе В. А., Орлова А. В. Виленский А.В., Колесникова Л.А. и другие писали о важности и необходимости государственной поддержки малого бизнеса. Андреева О. П., Апарина Н. Ф., Блинов А. О., Брагина Е. В. занимались исследованием регионального аспекта развития малого бизнеса. Проблемы современного предпринимательства нашли отражение в работах зарубежных ученых, таких как Р. Кантильон, Э. Чемберлен, С. Шейн, В. Баумол, Э. Торосян. Тема совершенствования работы малого и среднего бизнеса активно изучалась российскими и зарубежными учеными, но недостаточно изучена, поэтому до сих пор находится в центре внимания современных ученых и практиков [5].