Главная
Конференции
Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук
Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задер...

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

прокурорский надзор
следственный изолятор
задержанные и заключённые
администрация исправительных учреждений

Аннотация статьи

Прокуратура как государственный орган имеет полномочия: предупреждать, выявлять и пресекать правонарушения законов РФ, связанные с лицами, находящимися под стражей, защищать их права, предусмотренные нормативно-правовыми актами. Прокуратура является независимым органом и обладает властно-распорядительным характером, так же она стоит на страже соблюдения законности.

Текст статьи

Ключевая роль прокурора состоит в надзоре за соблюдением законности лиц, содержащихся в следственных изоляторах, контроль за исполнением постановлений и определений, которые вынесены судом.

Прокуратура имеет возможность проверять в любое время места содержания заключённых, требовать от администрации и должностных лиц объяснения по нарушениям, выявлять нарушения со стороны администрации СИЗО и других сотрудников, в частности, применения специальных средств, незаконного дисциплинарного взыскания, ущемление прав по религиозному признаку, восстанавливать права этих лиц. В данном случае она является гарантом прав и охраны лиц, так как они не имеют возможности в полной мере защищать свои права. В своих действиях прокуратура наделена полномочиями, которые закреплены в нормативно-правовых актах. Так же, права заключённых охраняются не только законами РФ, но и в рамках международного права, что прописано прямо в ч.4 ст.15 основного закона РФ.

В рамках международного права необходимо выделить ряд источников по регулированию вопросов, связанных с нарушением национального законодательства. Своё отражение они нашли в таких источниках, как:

 Всеобщая декларация прав человека, которая была создана ещё в 1948 году, международный пакт 1966 года, который принят Резолюцией на пленарном заседании «о гражданских и политических правах», нельзя не отметить в данном вопросе Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, которую Российская Федерация ратифицировала в 1998 году.

Но нужно и не забывать о том, что помимо вышеперечисленных актов действуют специальные акты. Перечислим некоторые из них:

  • Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принят также резолюцией в 1988 году;
  • Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые состоялись в Женеве в 1955 году.

Как бы печально это ни звучало, но условия содержания заключённых «оставляют желать лучшего», ниже будут приведены причины, по которым такая позиция представлена. Единственной гарантией по защите нарушенных конституционных прав лиц, которые заключены под стражу, выступают международные акты, которые помогают каким-то образом добиться справедливости, когда явно уголовно-исполнительное законодательство не исполняется должным образом. Так как большинство законов, рассмотренных на международном уровне, ратифицированы, защитником выступает – Европейский суд по правам человека. Но здесь присутствуют свои особенности. В связи с поправками, которые были внесены в Конституцию РФ, жалобы, написанные в ЕСПЧ, не будут рассмотрены до тех пор, пока не будут исчерпаны все стадии, предусмотренные национальным законодательством.

На территории Российской Федерации создан и действует в настоящее время институт уполномоченного по правам человека, представляющий интересы, которые непосредственно связаны с нарушением прав лиц, находящихся в исправительных учреждениях, тем самым оказывая юридическую помощь в данных нарушениях. Так же, является участником процесса в суде. Очень много жалоб и ходатайств поступает к Уполномоченному по правам человека. В частности, они касаются неблагоприятных условий содержания, плохого питания, отсутствие медицинских препаратов, хамское отношение со стороны администрации, санитарно-гигиенические условия и бытовые вопросы. Жалобы на сотрудников СИЗО, написанные заключёнными, часто «замораживаются», что приводит к длительному реагированию со стороны государственных органов, в том числе, прокуратуры. Затягивается рассмотрение на неограниченный срок прокурорских проверок, подключение других органов, связанных с защитой прав и их охраны.

Освещение не соответствует нормам и стандартам, что приводит к ухудшению зрения и здоровья в целом. Из экономии отопления и воды заключённые страдают рядом заболеваний, которые в дальнейшем перерастают в хронические. Актуальной проблемой остаётся COVID-19, так как должны предприниматься все меры по соблюдению профилактики и устранению нарушений коронавирусной инфекции (COVID-19).

На основании основного закона РФ не нужно забывать о том, что на территории РФ существует презумпция невиновности. Лица, находящиеся в СИЗО и ИВС судом не признаны виновными, поэтому недопустимо к таким лицам жестокое обращение, унижающее их честь и достоинство со стороны администрации (ст.49 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

Так же, присутствует злоупотребление должностными полномочиями к родственникам, друзьям лиц, которые содержатся под стражей. Сотрудники СИЗО пренебрежительно относятся к этим лицам, грубят, своим отношением показывают, что это люди «низшего» сорта.

Прокуратура при надзоре за правами заключённых руководствуется федеральным законом № 2202-1, распоряжениями №237, федеральным законом №103, приказом №6.

Так же, присутствует определённая категория лиц, которым уделяется особое внимание. К таким лицам относятся: беременные женщины, несовершеннолетние. В данном случае должны соблюдаться требования о раздельном содержании этих групп.

Таким образом, можно подвести итог.

Прокуратура, имея все возможные полномочия, может выявлять и пресекать любые нарушения по закону, вставать на защиту обвиняемых, подозреваемых, заключённых под стражу, чьи права нарушаются или иным образом ущемляются. Прокурорский надзор играет огромную роль в защите прав лиц, заключённых под стражу.

Важно сразу реагировать на жалобы, предпринять все необходимые меры по устранению нарушений, посещать места содержания под стражей, вовремя привлекать к ответственности лиц, виновных в преступлениях. Организовать все условия для нормального содержания и предпринять все меры для реализации данного вопроса, усилить контроль по осуществлению мероприятий.

Места лишения свободы – сложный механизм по реализации прав и свобод лиц, которые заключены под стражу. Находясь в изоляции от общества, заключённые должным образом и в полной мере не имеют возможности получить необходимую защиту со стороны государства, поэтому нужно уделить этой проблеме особое внимание.

Также необходимо не забывать про презумпцию невиновности, человек только по приговору суда, вступившего в силу, переходит в статус осуждённого в данном преступлении. Нужно учитывать все пробелы в уголовно-исполнительной системе и вовремя пресекать такие правонарушения. Должны учитываться и международные акты по защите прав и интересов каждого лица, кто находится в исправительных учреждениях.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ (последняя редакция).
  4. Приказ от 16 января 2014 г. № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений».
  5. Приказ Генерального прокурора РФ от 8 августа 2011 г. № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)».
  6. Артемьев Н.С., Морозова Ю.А. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 г.

Поделиться

1022

Некрасова Ю. Д. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу // Инновационные направления исследований в сфере социально-гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 марта 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 17-20. URL: https://apni.ru/article/5863-prokurorskij-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-ad

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря