Главная
АИ #12 (142)
Статьи журнала АИ #12 (142)
Особенности формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований в Росси...

Особенности формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации

Автор(-ы):

Рахматуллина Сабина Халитовна

24 марта 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

бюджет муниципального образования
формирование
составление бюджета
исполнение бюджета

Аннотация статьи

Настоящее исследование посвящено анализу формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации. Автором выделены этапы формирования бюджетов муниципальных образований. Кроме того, отмечены проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, а также предложены пути их решения.

Текст статьи

В условиях рыночной экономики эффективность системы бюджетных взаимоотношений – одна из приоритетных задач, решение которой влияет на результаты проводимых реформ в бюджетном законодательстве и в сфере государственного управления в целом.

Представленная тема исследования является актуальной, так как эта проблема важна для эффективного функционирования местного самоуправления в России.

Муниципальные образования – это непосредственно государственные органы, которые занимаются решением вопросов на местном уровне и оказывают услуги жителям. Формирование и исполнение бюджетов муниципалитетов является ключевым элементом в обеспечении их функционирования и развития.

Однако в России существует ряд проблем в этой области, таких как недостаточное финансирование муниципальных программ, отсутствие четких правил распределения средств между разными уровнями власти, несовершенство налогового законодательства и т.д. В результате этих проблем муниципалитеты могут столкнуться с ограничениями в реализации своих программ и услуг, что приводит к неудовлетворительным результатам для жителей.

Целью исследования является определение проблемных вопросов и путей решения формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации.

Следует отметить, что формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также иными федеральными законами.

Особенности формирования бюджетов муниципальных образований включают в себя следующие моменты:

Составление бюджета. Бюджет муниципального образования составляется на год и утверждается в установленном законодательством порядке. В состав бюджета включаются все доходы и расходы муниципалитета.

Участие жителей муниципального образования в формировании бюджета. Важной особенностью формирования бюджета муниципального образования является возможность участия жителей в этом процессе. Граждане могут предлагать свои идеи по доходам и расходам муниципалитета, а также участвовать в обсуждении проекта бюджета на общественных слушаниях [1, c. 27].

Финансирование муниципалитета из регионального и федерального бюджетов. Часть доходов муниципального бюджета может поступать из других источников, например, из бюджета региона или федерального бюджета.

Контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением бюджета осуществляется органами местного самоуправления, муниципальной финансовой инспекцией, а также другими контролирующими органами.

Особенности исполнения бюджетов муниципальных образований включают в себя следующие моменты:

Исполнение бюджета. Исполнение бюджета муниципального образования осуществляется на основе утвержденного бюджета и плана финансово-хозяйственной деятельности.

Контроль за исполнением бюджета. Контроль за исполнением бюджета осуществляется органами местного самоуправления, муниципальной финансовой инспекцией, а также другими контролирующими органами.

Использование средств бюджета. Использование средств муниципального бюджета должно осуществляться в соответствии с утвержденным бюджетом и законодательством о бюджетной системе. Кроме того, муниципалитеты должны соблюдать требования по эффективности и экономичности использования бюджетных средств [2, c. 51].

Отчетность. Муниципалитеты обязаны представлять отчетность о выполнении бюджета и использовании бюджетных средств. Отчетность должна содержать информацию о доходах и расходах муниципалитета, об исполнении бюджета и остатках на конец отчетного периода.

Взаимодействие с органами государственной власти. Муниципалитеты должны взаимодействовать с органами государственной власти на территории своего региона и страны в целом. Они также должны соблюдать требования по учету и отчетности перед органами государственной власти.

Распределение средств между бюджетными учреждениями. Муниципальный бюджет может включать средства на финансирование бюджетных учреждений, таких как школы, больницы, детские сады и т.д. Распределение этих средств должно осуществляться в соответствии с утвержденным бюджетом и законодательством [3, c. 62].

Финансирование инвестиционных проектов. Муниципалитеты могут финансировать инвестиционные проекты, направленные на развитие экономики муниципального образования. Финансирование таких проектов может осуществляться за счет средств муниципального бюджета или с привлечением инвестиций.

Финансирование социальных программ. Муниципалитеты могут финансировать социальные программы, такие как поддержка малоимущих семей, оказание помощи нуждающимся, поддержка социальных служб и т.д.

Острой проблемой для любого муниципального образования является формирование и использование расходной части бюджета, поскольку при распределении бюджетных средств необходимо учесть, чтобы финансирования хватило на разные отрасли, в частности: социальной политики, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, спорта и других [4, c. 66].

В бюджетной системе, в данный момент, полномочия муниципальных органов власти во многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований.

Средства муниципальных образований – это основной источник финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления, и образуют местный бюджет, который, в свою очередь, предназначен для выполнения расходных обязательств муниципального образования.

Система формирования бюджетов муниципальных образований предполагает целью прогнозирование показателей экономического и социального направления. Данные показатели прогнозируются за счет макроэкономических показателей развития страны [5, c. 129].

Таким образом, характерной особенностью формирования доходов бюджетов муниципальных образований является распределение полномочий органов местной и федеральной власти. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют минимальные объемы финансовых ресурсов на запланированные ими социально-экономические программы. Любой бюджет, в том числе и бюджет муниципального образования – это финансовый план, а выполнение этого плана начинается после утверждения бюджета законодательными органами власти.

Список литературы

  1. Афанасьева Е.Е. Проблемы развития местного самоуправления в современной России // Новая экономика: института, инструменты, тренды. – 2020. – С. 25-33.
  2. Бондаренко И.С. Финансовая самостоятельность органов местного самоуправления: правовые проблемы // Наука. Общество. Образование. – 2020. – С. 50-52.
  3. Вологжина А.А. Местный бюджет как элемент бюджетной системы Российской Федерации // Студенческие научные достижения: сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. – С. 60-63.
  4. Пилипенко М. М. Понятие, роль и место местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Colloquium-journal. – 2019. – № 11-5 (35). – С. 65-67.
  5. Ракитина И.С., Березина Н.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 333 с.

Поделиться

413

Рахматуллина С. Х. Особенности формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №12 (142). Ч.II.С. 25-27. URL: https://apni.ru/article/5879-osobennosti-formirovaniya-i-ispolneniya-byudz

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#20 (202)

Прием материалов

11 мая - 17 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

22 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 мая