Введение
Сегодня многие развивающиеся страны третьего мира пытались добиться роста за счет индустриализации, но в действительности большинство их опытов показало, что рост – это «миф» экономического развития. В надежде построить самодостаточную экономику эти страны пытались преодолеть давнюю экономическую отсталость за счет привлечения иностранного капитала и технологий. Но это не привело к их цели, и некоторые добились небольшого прогресса. Столкнувшись с продолжающимся экономическим застоем и политической нестабильностью, несмотря на усилия по индустриализации, надежда на экономическую независимость и стабильность иногда угасала.
Исключительные страны, так называемые четыре тигра, продемонстрировали поразительные темпы экономического роста и продолжительного развития. Как показано в отчете Всемирного банка (1993 г.), ежегодный рост в этих странах за последние три десятилетия составил примерно 5,5%, что выше, чем во всех других регионах мира. Среди них Республика Корея, фактически Южная Корея, преуспела в превращении себя в экономический центр, 11-ю по величине торговую страну в мире, производящую и экспортирующую такие передовые товары, как автомобили и полупроводники, добившись поразительно высоких показателей роста за длительный период и недавно стала членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Объектом исследования является экономическая политика Южной Кореи. Предметом исследования выступает эволюция РК в экономическом плане. В ходе работы были использованы следующие методы: классические методы экономического анализа, сравнение, дедукция, исследования причинно-следственных связей и наблюдение.
Значение правительства генерала Пак Чон Хи
Южная Корея пережила огромный скачок между 1960-ми и 1990-ми годами, превратившись из некогда бедной страны в высокоразвитую мировую державу. Южнокорейское экономическое чудо стало возможным благодаря агрессивной экономической стратегии, основанной на создании и развитии гигантских промышленных конгломератов или чеболей. Сегодня чеболи превратились в международные корпорации, оставив свой след в мировой экономической истории, а Южная Корея может похвастаться высоким местом в рейтинге стран по объему ВВП. Чеболи появились в 1960-х годах, и они возникли не в результате конкуренции на свободном рынке, а были созданы искусственно и целенаправленно. Частные фирмы существовали в Корее еще до переворота 1961 года, но по-настоящему крупных фирм среди них в то время не было и быть не могло. Тогда по показателю ВНП на душу населения (всего 80 долларов в 1960 году) Корея уступала даже Нигерии и Папуа – Новой Гвинее, при почти полном отсутствии промышленности в стране. Корея лишена основных природных ресурсов, и единственным ресурсом, которым она обладала в начале 1960-х годов, была рабочая сила, дешевая, дисциплинированная, но совершенно неквалифицированная. В этих условиях новоизбранное правительство генерала Пак Чон Хи [1] решило использовать экспорт в качестве основной движущей силы экономического развития. Таким образом, Корея должна была превратиться в страну, ориентированную на экспорт, закупающую сырье из-за рубежа и экспортирующую готовую продукцию. Однако небольшие частные фирмы, существовавшие в то время, не смогли выйти на международный рынок.
Со временем естественное развитие, скорее всего, привело бы к появлению крупных корейских компаний, способных успешно конкурировать на международном рынке, но катастрофическое состояние корейской экономики требовало немедленных действий. Кроме того, генерал решил сделать ставку на развитие тяжелой промышленности, которая, как известно, требует большой концентрации капитала.
После прихода к власти генерала Пак Чон Хи было тщательно отобрано несколько десятков фирм, которые, по его мнению, были наиболее перспективными. Более того, главным критерием отбора были личные качества руководителей, хотя размер компании также играл важную роль. В целом списки “избранных” сформировались к концу шестидесятых, хотя некоторым компаниям удалось попасть туда гораздо позже (например, Daewoo). Эти компании получили государственную поддержку, а также открытый доступ к иностранным инвестициям и внутренним кредитам. Банки оставались государственными до начала восьмидесятых годов, поэтому именно правительство принимало решение предоставлять или не предоставлять кредиты фирме. Иностранные займы привилегированным фирмам гарантировались государством. Поскольку Пак Чон Хи не брал взяток, единственным способом выразить благодарность было беспрекословно выполнять правительственные приказы, главным из которых было получение экспорта любыми способами. Так появились южнокорейские чеболи.
Около тридцати чеболей являются ведущими в южнокорейской экономике и в настоящее время широко известны. В 1998 году. На долю чеболей приходилось около 50 % всех промышленных продаж в Южной Корее. Всемирно известные чеболи: Samsung, Hyundai, SK Group, LG, Daewoo, Lotte.
На самом деле инновации и инвестиции в исследования и разработки имеют основополагающее значение для завоевания и сохранения доли рынка, в частности, в технологической отрасли, которая продолжает меняться день ото дня, и иногда важно использовать преимущества первопроходца. На графике ниже показан рейтинг десяти компаний с самыми высокими расходами на исследования и разработки в 2017 году (в миллиардах долларов США), а Samsung находится на третьем месте.
Рис.
Система чеболей позволила Южной Корее во второй половине ХХ века оптимально выстроить отношения между двумя столпами экономической структуры – государством и частным сектором. Чеболи сыграли ключевую роль в индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику. Благодаря созданию совместных предприятий и региональных дочерних компаний по всему миру (от Соединенных Штатов и Великобритании до России и стран СНГ) южнокорейским чеболям удалось обойти большинство протекционистских мер. Например, Daewoo удалось запустить производство микроволновых печей в Великобритании, правда, под английским названием, но британцы уверены, что покупают товары отечественного производства.
Однако сама структура чеболей оказалась неспособной обеспечить долгосрочный экономический успех. Став "неуклюжими", безынициативными, они не смогли адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям и жесткой глобальной конкуренции. Столкнувшись с такого рода проблемой, правительство начало проводить политику сокращения численности чеболей и ограничения сферы их специализации. В то же время государство снимает с них ряд ограничений по банковским и иностранным кредитам, оказывает поддержку в области НИОКР [2].
Причины успеха предприятий Республики Корея
Основной вид деятельности чеболей – электроника и электротехника, машиностроение, автомобильная и нефтехимическая промышленность, строительство.
Успех Южной Кореи обусловлен деятельностью крупных финансово-промышленных групп – чеболей, которые стояли у истоков создания южнокорейской экономики. Естественно, не все черты чеболей будут эффективны в российской экономике, однако некоторые специфические черты мировых лидеров могут укорениться.
- Сочетание различных технологий. Производство современного инновационного продукта требует сочетания нескольких технологий. А если в состав компании входят подразделения, занимающиеся разработкой в разных направлениях, то затраты на приобретение оборудования или комплектующих значительно снижаются, так как они покупаются у самих себя по себестоимости и без наценки.
- Массовое производство. При крупносерийном производстве цена конечного продукта значительно ниже за счет того, что соотношение затрат на производство и разработку к объему производства также снижается
- Вертикально интегрированная структура. Внедрение такой структуры в российских компаниях обеспечит более быстрый производственный процесс, стабильность и взаимопомощь дочерних компаний.
- Дизайн. Помимо качества продукции, чеболи уделяют внимание продвижению бренда, рекламе товара, созданию уникального дизайна.
Таким образом, чеболи являются основным источником дохода для Южной Кореи, их доход составляет около 77 % ВВП страны. Специфика чеболей наиболее ярко проявляется на примерах крупнейших южнокорейских конгломератов, таких как Samsung, Hyundai и LG, и оказывает существенное влияние на их деятельность и развитие.
Рассматриваемые чеболи являются крупнейшими поставщиками электроники и электротехники, автомобилей и стали в мире.
Несмотря на то, что их основатели начинали с небольших частных предприятий, им удалось добиться мирового признания благодаря мощной научно-исследовательской базе, относительно быстрому выпуску инновационной продукции на мировые рынки, а также специфической структуре, определяющей их преимущества как на национальном, так и на международном рынках.
В этом плане южнокорейский пример показывает возможности государства успешно содействовать становлению конкурентоспособного частного бизнеса. Страна идет по капиталистическому пути сравнительно недавно, и в Республике Корея нет компаний, возраст которых достигал бы 100 лет. Тем не менее, корейский бизнес в сжатые исторические сроки приобрел характер транснационального и успешно решает задачу модернизации национальной экономики.
Вполне возможно, что опыт чеболей может быть успешно применен в российских компаниях, более того, определенные особенности чеболей уже заметно проявляются в структуре российских предприятий.
Заключение
Благодаря масштабной и весьма успешной рекламной кампании южнокорейские чеболи проникли на новые рынки и утвердились в сознании потенциального покупателя наряду с японской продукцией. Однако, как и любое другое явление, невозможно однозначно охарактеризовать чеболей.
Рассмотрев опыт южнокорейских чеболей, становится очевидным, чего не хватает российской компании для того, чтобы стать глобальным брендом. Однако, адаптировав опыт чеболей, Россия, обладающая гораздо большим потенциалом по сравнению с Южной Кореей, может стать лидером на международном рынке.
В результате анализа было выявлено, что характерные особенности чеболей существенно отличают их от других компаний, позволяя им использовать свои научные разработки и специфическую структуру в качестве основного оружия на международной арене.
В настоящее время чеболи играют ключевую роль в южнокорейской экономике и обеспечивают почти весь экспорт страны. Основными статьями дохода являются электроника и электротехника, автомобилестроение, судостроение и химическая промышленность.
[1] военный и государственный деятель Республики Корея, президент страны в 1962–1979 годах. Известен экономическими реформами, позволившими обогнать экономику конкурента – Северной Кореи, и политическими репрессиями.
[2] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – совокупность работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии.