В XX веке Южная Корея за короткое время прошла длинный путь экономического развития, встав в один ряд с развитыми государствами и заслужив мировое признание. Однако в XXI веке руководство страны сталкивается с новыми социально-экономическими проблемами, которые требуют незамедлительного решения. Так, одним из вызовов, с которыми правительство Республики Корея (РК) столкнулось в последние десятилетия, стал стабильно высокий уровень безработицы среди молодых трудоспособных корейцев в возрасте 15-24 лет, что находит свое отражение в спаде производительности труда и в общем замедлении экономического развития.
Несмотря на то, что уровень молодежной безработицы в РК ниже, чем средний уровень среди стран ОЭСР (рис. 1), это все еще остается серьезной проблемой, которая может повлечь за собой ряд негативных последствий. Незанятость и неактивность среди молодого населения в последствии может привести к снижению уровня занятости в среднем возрасте, а также увеличивает шанс для граждан стать непостоянным работником с низким уровнем заработной платы, что в свою очередь ведет к снижению уровня жизни граждан. Данную тенденцию можно объяснить так называемой «инфляцией» высшего образования, причины которой будут рассмотрены далее.
Рис. 1. Соотношение уровня безработицы среди молодежи в Республике Корея и странах ОЭСР в период 2002-2022 гг. (%) (составлено по данным OECD (2023), Youth unemployment rate (indicator) [1])
Одной из причин данного феномена является стремление корейской молодежи к улучшению своих квалификационных знаний и умений. В Южной Корее образованию придается огромное значение и считается, что обучение в престижном высшем учебном заведении повышает шансы на трудоустройство в крупную компанию на хорошую высокооплачиваемую должность. В погоне за мечтой о месте в большой компании южнокорейская молодежь, оканчивая университет, склонна простаиваться в ожидании того, чтобы стать непостоянным работником в большой компании, надеясь на продвижение по карьерной лестнице [4, c. 4].
Трудности с трудоустройством у южнокорейской молодежи также вызваны несоответствием между навыками, полученными в процессе обучения, и навыками, которые требует работодатель. Как уже было сказано, население Республики Корея всегда делало ставку на образование, как на шанс преуспеть в жизни. В настоящее время университетская степень рассматривается корейцами как базовое и необходимое условие. Молодые люди с особым рвением поступает в высшие учебные заведения, что в свою очередь увеличивает долю населения с высшим образованием в возрасте от 25 до 34 лет. Доля этого показателя является самым высоким среди стран ОЭСР (рис. 2).
Рис. 2. Доля населения в возрасте 25-34 лет с высшим образованием среди стран ОЭРС в 2020 г. (источник: OECD (2021) Education at a glance: Educational attainment and labour-force status)
Однако в это же время процент южнокорейского населения с высшим образованием в возрасте 55-64 лет ниже среднего среди стран ОЭСР [2]. Создается значительная диспропорция, в которой освобождаемые пожилыми людьми рабочие места не соответствуют ожиданиям и требованиям более образованного молодого поколения, в результате чего на рынке труда образуется избыток высококвалифицированной рабочей силы.
Таким образом, несоответствие навыков, полученных в процессе учебы, и навыков, требуемых на рынке труда, создает высокий уровень незанятости среди молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, которых также называют поколением NEET (Not in Education, Employment or Training [1]). Так, в 2017 году доля таких людей в Южной Корее составила 18,4%, что является шестым по величине показателям среди стран ОЭСР [3].
Несоответствие образования также усугубляется несоответствием ожиданий. Потерпев неудачу найти работу, молодые люди стремятся получить дополнительные квалификации, надеясь, что это повысит их шанс на трудоустройство в престижное место, вместо того чтобы согласиться на должность, которая не соответствует их ожиданию. Однако получение дополнительного образования никак не сказывается на снижение уровня безработицы среди молодежи [5, с. 34]. Трудности испытывают и те, кто все же нашел работу. Согласно данным ОЭСР, около 50% корейских выпускников работают в сферах, не связанных с полученным образованием. В результате чего южнокорейская молодежь склона быстро уходить с полученных должностей из-за несоответствия их ожиданиям и навыкам.
Таким образом, так называемая «инфляция» высшего образования связана с верой корейцев в то, что только отучившись в престижном вузе и получив высшее образование возможно создать для себя лучшую жизнь. Эта вера оказала негативное влияние на рынок труда, создавая избыток высококвалифицированной рабочей силы, в результате чего в Республике Корея наблюдается высокий уровень безработицы среды молодежи. В этой ситуации необходимо проводить реформы, направленные на устранение несоответствия между требуемыми и получаемыми навыками, а также развеять убеждение о том, что только обучение в престижном ВУЗе может помочь проложить дорогу в светлое будущее. Образование должно побуждать учащихся следовать своим интересам и развивать свои таланты, предоставляя более широкий выбор путей к успеху. Создание таких путей требует смещения акцента системы образования с поощрения конкуренции на формирование человеческого капитала.
[1] NEET (Not in Education, Employment or Training) – не в образовании, трудоустройстве или обучении