Главная
АИ #12 (142)
Статьи журнала АИ #12 (142)
Основные требования к использованию метода проектов

Основные требования к использованию метода проектов

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

метод проектов
решение
структурирование

Аннотация статьи

В статье рассмотрены основные требования к использованию метода проектов.

Текст статьи

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англоговорящих странах – Halloween, Christmas, Mothers' Day – организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у подростков.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;
  4. Структурирование содержательной части проекта;
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе работы над темой программы.

Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, подведение итогов:

  • Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
  • Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
  • Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
  • Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
  • Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;
  • Выявление новых проблем.

Типологические признаки:

  • Доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой;
  • Характер координации проекта: с открытой и со скрытой координацией;
  • Характер контактов: внутренний, или региональный, и международный;
  • Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
  • Продолжительность проекта.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

  1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый.
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

Творческие

Следует отметить, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Но она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

Ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран). Роль педагога – координатора в этом случае особенно велика.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;
  • средней продолжительности (один - два месяца);
  • долгосрочные (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Список литературы

  1. Барбар М.П. Развитие коммуникативных способностей на уроках английского языка. М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  2. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. М.: Изд-во Просвещение, 2006.
  3. Бурдина М.И. Организация учебного процесса по иностранным языкам в начальной школе // ИЯШ // 2001.
  4. Денисенко О.А. Английский язык в школе. М.: Изд-во Просвещение, 2005.
  5. Зимняя В.Н. Педагогическая психология. М.: Изд-во Просвещение, 2004.
  6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Изд-во Просвещение, 200
  7. Колкер Я.М., Установа Е.С., Еналиева Т.М. Методика обучения иностранному языку. М.: Изд-во Просвещение, 2003.
  8. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С. Полат - М., 2006.
  9. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000.
  10. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. М.: Изд-во АРКТИ, 2005.

Поделиться

638

Герун Д. В. Основные требования к использованию метода проектов // Актуальные исследования. 2023. №12 (142). Ч.I.С. 54-56. URL: https://apni.ru/article/5888-osnovnie-trebovaniya-k-ispolzovaniyu-metoda

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа