Особенности воспитания курсантов военных институтов

Воспитательная работа в вузе – это система целенаправленных мероприятий по формированию и развитию личности будущего офицера, как профессионального защитника Отечества, способного обучать и воспитывать личный состав.

Аннотация статьи
патриотизм
Отечество
дисциплина
подготовка
особенности
воспитательная работа
развитие
личность
военный институт
военно-учебное заведение
офицер
курсант
Ключевые слова

Цели воспитательной работы в вузе: развитие качества личности гражданина-патриота; формирование научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений; формирование личности офицера, обладающего профессиональными качествами надежного защитника Отечества, имеющего высокую моральную и психологическую подготовку, достойный уровень культуры, соблюдающего уставные, нравственно-этические нормы поведения на службе и в повседневной жизни, умеющего обучать и воспитывать подчиненный личный состав.

Задачами воспитательной работы в военно-учебном заведении являются формирование и развитие у постоянного и переменного состава:

  • чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера (военного специалиста) ВС РФ и готовности к защите Отечества;
  • дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства;
  • мировоззренческой позиции военнослужащего ВС РФ на основе лучших военных традиций;
  • профессионально важных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;
  • трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;
  • общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.

Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза. Непосредственная организация и проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя начальника вуза по работе с личным составом и отдел (отделение) по работе с личным составом.

Организация воспитательной работы в вузе включает:

  • изучение и анализ уровня воспитанности постоянного и переменного состава;
  • согласованную практическую работу всех должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач;
  • анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы и выработку предложений по ее совершенствованию;
  • систематическое обучение должностных лиц вуза практике воспитательной работы.

Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и другими видами деятельности военно-учебного заведения, отражает интересы военно-профессиональной подготовки обучающихся.

Воспитательная работа планируется, организуется и проводится под руководством начальника военно-учебного заведения.

Центрами повседневной воспитательной работы с обучающимися являются подразделения слушателей (курсантов). Командиры подразделений слушателей (курсантов) непосредственно организуют воспитательную работу и осуществляют проведение воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений, а также взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением) по работе с личным составом вуза, кафедрами.

Субъектами воспитательной работы в вузе выступают: командиры и начальники всех степеней; отделы, службы, другие органы управления вуза; органы воспитательной работы; учебно-научные, научные коллективы; учреждения культуры; общественные организации, действующие в вузе; семьи и близкие родственники военнослужащих.

Объектами воспитательной работы в вузе являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики (мичманы); проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; коллективы курсантов (слушателей).

Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как сложное, многоуровневое и многоплановое социально-педагогическое явление. Субъекты в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.

В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие: информационно-пропагандистскую работу; работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины; военно-социальную работу; психологическую работу; культурно-досуговую работу.

Информационно-пропагандистская работа в вузе – это целенаправленное комплексное использование командованием вуза, военными средствами массовой информации, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед вузом.

Работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в вузе является важнейшим средством обеспечения высокого морально-психологического состояния личного состава вуза.

Военно-социальная работа в вузе – это деятельность государственных органов, органов военного управления, должностных лиц вуза по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, членов их семей и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.

Психологическая работа в вузе – это деятельность командования, органов воспитательной работы, других должностных лиц вуза по изучению, формированию, поддержанию, сопровождению, восстановлению у личного состава индивидуальных и групповых психологических явлений, способствующих выполнению учебно-боевых задач, задач по предназначению.

Культурно-досуговая работа в вузе – это комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами в ходе учебно-воспитательного процесса вуза по организации отдыха и досуга, направленная на формирование у личного состава средствами культуры высоких морально-боевых качеств, поддержание на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих, мобилизацию их на успешное выполнение учебно-боевых задач.

Формирование у курсантов (слушателей) правовой культуры и правового сознания, стремления к беспрекословному выполнению приказа, высокой дисциплинированности и исполнительности, навыков и умений укрепления правопорядка и воинской дисциплины – приоритетное направление деятельности командования вуза, факультетов, кафедр, преподавателей, офицеров подразделений курсантов (слушателей).

Большую пользу приносят общественные поручения, если они даются продуманно, с учетом индивидуальных особенностей курсанта (слушателя), его увлечений и наклонностей.

За время обучения преподаватели кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, психологии и педагогики обязаны вооружить курсантов (слушателей) философскими, историческими, социологическими, правовыми, экономическими, культурологическими знаниями, сформировать у них научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения, совместно с командирами, офицерами органов воспитательной работы сформировать у них навыки и умения обучения и воспитания подчиненных, проведения воспитательных мероприятий.

На курсах (в ротах и им равных), во взводах, в учебных группах (отделениях) начальником вуза назначаются нештатные помощники начальников (командиров) по информированию личного состава, а также и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных курсантов (слушателей). Основными формами их работы в подразделении являются групповые и индивидуальные беседы, коллективное чтение и обсуждение материалов из газет и журналов, комментарии в ходе прослушивания и просмотра радио- и телепередач. Руководство их деятельностью осуществляет заместитель начальника вуза по воспитательной работе.

Таким образом, важнейшим условием успешной индивидуально-воспитательной работы является высокая педагогическая культура самих воспитателей, их профессиональное мастерство, примерность в службе, личном поведении, умение творчески применять на практике положения теории педагогики и психологии.

Текст статьи
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
  2. Федеральный закон Российской Федерации №132.
  3. Алёхин И.А. Военная педагогика: учеб. пособ. М. 2007.
  4. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и культурная динамика. Исследование по общей этнографии. – Минск: Изд-во БГУ, 1983. – С. 33.
  5. Барабанщиков А.В. Развитие советской военной педагогики в годы ВОВ. М.: ВПА, 2005.
  6. Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики: учеб. пособие в 3 ч. Голицыно, 2004.
  7. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
  8. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
  9. Военная педагогика: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Башлакова. – М.: Издательский дом «Красная звезда», 2018. – 504 с.
  10. Военная педагогика: Учебное пособие / Под общ. ред. И.А. Алёхина. – М.: ВУ, 2015. – 413 с.
  11. Воспитательная работа в Войсках национальной гвардии Российской Федерации: учебное пособие. М., 2021.
  12. Деникин А.В. Профессионально-нравственный идеал офицера внутренних войск: аксиологические и военно-профессиональные основания / А.В. Деникин, Е.И. Федак, Е.В. Андриянов. – М.: Лаборатория «ОП», 2014. – 150 с.: ил. – (серия «Воспитание»).
  13. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М., 1983.
Список литературы