Цели воспитательной работы в вузе: развитие качества личности гражданина-патриота; формирование научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений; формирование личности офицера, обладающего профессиональными качествами надежного защитника Отечества, имеющего высокую моральную и психологическую подготовку, достойный уровень культуры, соблюдающего уставные, нравственно-этические нормы поведения на службе и в повседневной жизни, умеющего обучать и воспитывать подчиненный личный состав.
Задачами воспитательной работы в военно-учебном заведении являются формирование и развитие у постоянного и переменного состава:
- чувства патриотизма, стремления к овладению профессией офицера (военного специалиста) ВС РФ и готовности к защите Отечества;
- дисциплинированности и исполнительности, чувства воинского долга, офицерской (воинской) чести и достоинства;
- мировоззренческой позиции военнослужащего ВС РФ на основе лучших военных традиций;
- профессионально важных качеств, необходимых офицерам и другим военным специалистам, навыков проведения воспитательной работы с личным составом;
- трудолюбия, добросовестного отношения к учебе и стремления в совершенстве овладеть избранной военной специальностью;
- общей культуры и высоких морально-нравственных качеств.
Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза. Непосредственная организация и проведение воспитательной работы возлагаются на заместителя начальника вуза по работе с личным составом и отдел (отделение) по работе с личным составом.
Организация воспитательной работы в вузе включает:
- изучение и анализ уровня воспитанности постоянного и переменного состава;
- согласованную практическую работу всех должностных лиц вуза на основе выбора и применения оптимальных методов, форм и средств воспитания, своевременную корректировку содержания воспитательной работы исходя из реального положения дел и с учетом дифференцированного подхода к решению воспитательных задач;
- анализ и обобщение достигнутых результатов воспитательной работы и выработку предложений по ее совершенствованию;
- систематическое обучение должностных лиц вуза практике воспитательной работы.
Воспитательная работа проводится в тесной взаимосвязи с образовательной, методической, научной (научно-исследовательской) и другими видами деятельности военно-учебного заведения, отражает интересы военно-профессиональной подготовки обучающихся.
Воспитательная работа планируется, организуется и проводится под руководством начальника военно-учебного заведения.
Центрами повседневной воспитательной работы с обучающимися являются подразделения слушателей (курсантов). Командиры подразделений слушателей (курсантов) непосредственно организуют воспитательную работу и осуществляют проведение воспитательной работы с обучающимися с учетом их способностей, склонностей и увлечений, а также взаимодействие по вопросам воспитания с отделом (отделением) по работе с личным составом вуза, кафедрами.
Субъектами воспитательной работы в вузе выступают: командиры и начальники всех степеней; отделы, службы, другие органы управления вуза; органы воспитательной работы; учебно-научные, научные коллективы; учреждения культуры; общественные организации, действующие в вузе; семьи и близкие родственники военнослужащих.
Объектами воспитательной работы в вузе являются: проходящие военную службу офицеры, прапорщики (мичманы); проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий, женщины-военнослужащие; коллективы курсантов (слушателей).
Взаимодействие субъектов и объектов в воспитательном процессе выступает как сложное, многоуровневое и многоплановое социально-педагогическое явление. Субъекты в процессе своей деятельности решают воспитательные задачи, соответствующие своему уровню.
В содержательном плане система воспитательной работы включает в себя следующие составляющие: информационно-пропагандистскую работу; работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины; военно-социальную работу; психологическую работу; культурно-досуговую работу.
Информационно-пропагандистская работа в вузе – это целенаправленное комплексное использование командованием вуза, военными средствами массовой информации, офицерами и прапорщиками средств и методов информационного воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед вузом.
Работа по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в вузе является важнейшим средством обеспечения высокого морально-психологического состояния личного состава вуза.
Военно-социальная работа в вузе – это деятельность государственных органов, органов военного управления, должностных лиц вуза по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих, членов их семей и обеспечению на этой основе их социальной защищенности, соответствующей характеру и интенсивности военной службы.
Психологическая работа в вузе – это деятельность командования, органов воспитательной работы, других должностных лиц вуза по изучению, формированию, поддержанию, сопровождению, восстановлению у личного состава индивидуальных и групповых психологических явлений, способствующих выполнению учебно-боевых задач, задач по предназначению.
Культурно-досуговая работа в вузе – это комплекс мероприятий, осуществляемых должностными лицами в ходе учебно-воспитательного процесса вуза по организации отдыха и досуга, направленная на формирование у личного состава средствами культуры высоких морально-боевых качеств, поддержание на должном уровне духовно-эмоционального состояния военнослужащих, мобилизацию их на успешное выполнение учебно-боевых задач.
Формирование у курсантов (слушателей) правовой культуры и правового сознания, стремления к беспрекословному выполнению приказа, высокой дисциплинированности и исполнительности, навыков и умений укрепления правопорядка и воинской дисциплины – приоритетное направление деятельности командования вуза, факультетов, кафедр, преподавателей, офицеров подразделений курсантов (слушателей).
Большую пользу приносят общественные поручения, если они даются продуманно, с учетом индивидуальных особенностей курсанта (слушателя), его увлечений и наклонностей.
За время обучения преподаватели кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, психологии и педагогики обязаны вооружить курсантов (слушателей) философскими, историческими, социологическими, правовыми, экономическими, культурологическими знаниями, сформировать у них научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы поведения, совместно с командирами, офицерами органов воспитательной работы сформировать у них навыки и умения обучения и воспитания подчиненных, проведения воспитательных мероприятий.
На курсах (в ротах и им равных), во взводах, в учебных группах (отделениях) начальником вуза назначаются нештатные помощники начальников (командиров) по информированию личного состава, а также и информационный актив из наиболее подготовленных и авторитетных курсантов (слушателей). Основными формами их работы в подразделении являются групповые и индивидуальные беседы, коллективное чтение и обсуждение материалов из газет и журналов, комментарии в ходе прослушивания и просмотра радио- и телепередач. Руководство их деятельностью осуществляет заместитель начальника вуза по воспитательной работе.
Таким образом, важнейшим условием успешной индивидуально-воспитательной работы является высокая педагогическая культура самих воспитателей, их профессиональное мастерство, примерность в службе, личном поведении, умение творчески применять на практике положения теории педагогики и психологии.