Главная
АИ #12 (142)
Статьи журнала АИ #12 (142)
Гуманная педагогика как фактор развития высокой правовой культуры у студентов ю...

Гуманная педагогика как фактор развития высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей

Автор(-ы):

Бубаева Надежда Семеновна

25 марта 2023

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

гуманная педагогика
гуманистический подход
гуманные технологии образования
правовая культура
студенты юридических специальностей

Аннотация статьи

Статья рассматривает аспекты гуманистического подхода и применении индивидуализированного подхода в образовательном процессе и обучении студентов юридических специальностей с целью формирования у них высокой правовой культуры. Правовая культура рассматривается как правомерное поведение, правосознание, правотворческая деятельность и правоприменение, отклонение от которых приводит к снижению самой правовой культуры.  Гуманистический подход рассматривается как благоприятный фактор взаимодействия профессиональных участников академических процессов и их потребителей.

Текст статьи

Студенты юридических специальностей в полной мере обязаны обладать общей и социальной культурой, привитой цивилизованным уровнем взаимодействия между людьми. Особую значимость для рассматриваемой категории лиц приобретает правовая культура, служащая основой профессионального становления каждого юриста. В первую очередь ознакомление с ее основами осуществляется в рамках образовательной организации, в которой производятся различные педагогические задачи, в том числе и гуманистические. Педагогический сотрудник служит оплотом нравственного становления личности обучающегося, некой идеальной моделью серьезного поведения, добросовестного отношения к образовательному процессу и к профессиональному становлению. Назревает справедливый вопрос, какие условия обучения способствуют наиболее результативным условиям усвоения качественной информации, ее применимости для студентов юридических специальностей? Истребуемый ответ, предлагаем, получить в рамках данного исследования, путем обобщения позиций педагогических сотрудников, практикующих юристов и самих студентов.

Категории «Гуманная педагогика» и или «гуманистическая педагогика» не являются открытиями века, они известны еще с периода Аристотеля. Общеизвестным и ярким представителем такого направления принято считать доктора педагогических наук Ш. А. Амонашвили [3, с. 17]. С большим уважением относясь к представителям гуманной педагогики, а также к ее востребованным результатам, проявляем солидарность в отношении данного подхода в образовании на основе индивидуальных особенностей, потребностей и признания статуса учащегося. Гуманистическая технология имеет ряд затруднений: повышенный уровень контроля, отчетности, бюрократичности методического оборота, академических систем испытаний, имеющий стрессовый характер, а не повышающий усвояемость знаний, развития навыков, компетенций, а также загруженность педагогического состава, отсутствие должного внимания со стороны родителей, цифровизация и мн. др. факторы. Несмотря на подобные обстоятельства, по мнению самих учащихся наибольшую востребованность имеет индивидуально-определенный подход на основе особенностей субъекта-потребителя образовательных услуг.

Анкетирование студентов юридических специальностей и трудоустроенных молодых специалистов с квалификацией «Юрист» за 2020-2023 гг. (100 чел.)

Рис. Результаты анкетирования за 2020-2023 гг. в ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» г. Иркутск

Обобщенные данные показателей по открытому голосованию за последние 3 года демонстрируют, что студенты младших курсов остро нуждаются в индивидуально-определенном подходе в образовании до 98,9%. Студенты старших курсов вновь проявляют стабильность, опираясь на самоконтроле успешности своего образования – 97%, а выпускники отмечают особую важность указанного подхода до 99% респондентов. Трудоустроенные специалисты в 2023 г. отмечают, что гуманный подход им требовался на младших курсах, что сформировало их самостоятельность – 88%.

Учитывая, что молодые сотрудники не являются студентами, вышеизложенные показатели демонстрируют качественные показатели его для студентов юридических специальностей. Необходимость применения гуманистического подхода при формировании высокой правовой культуры у студентов юридической специальности, по мнению самих педагогов (таблица).

Таблица

Факторы влияния гуманной педагогики на высокую правовую культуру студентов юридических специальностей

№/№

Мнение педагогического состава (25 чел)

Показатели в % отношении

1. 

Гуманистический подход в образовательном процессе влияет на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей.

52%

2. 

Гуманистический подход в образовательном процессе не влияет на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей.

5%

3. 

Влияние гуманистического подхода в образовательном процессе на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей недостижимо в силу загруженности педагогического состава.

20%

4. 

Влияние гуманистического подхода в образовательном процессе на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей недостижимо в силу отсутствия общей социальной культуры.

13. 

Влияние гуманистического подхода в образовательном процессе на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей формируется самостоятельно.

10%

Итак, видим, что мнение студентов, практикующих специалистов и педагогов совпадают в необходимости и важности применения гуманной педагогики в системе образовательной деятельности, несмотря на избранные вопросы о загруженности профессиональных участников и отсутствия первичности общей социальной культуры.

Определив взаимозависимость индивидуальности, эффективности качества образования и культуры мышления, поведения будущих юристов, следует обозначить содержание понятия «Высокая правовая культура» и методы ее формирования.

Как пишет сам д.п.н. Ш. А. Амонашвили: «В нашей субъективной воле есть возможность творить условия среды…» [1]. Уясняя, что юридическая школа не относится к общеобразовательной, но, несомненно, многие дидактические методы и постулаты педагогического искусства могут быть переняты и для любой академической аудитории, в том числе и правовой. В связи с этим, рассматривая дефиницию «Правовая культура», являющуюся объектом исследования теории государства и права, правовой аналитики, социологии, находим обоснованным ее структуру, состоящей из правосознания, правомерного поведения и качественного правоприменения. Вряд ли при авторитарном подходе и формализме сегодня возможно формирование высоких ценностей будущего юриста. Согласны порой, вынося строгие решения, применяем суровость закона, одна в пользу справедливости и восстановления нарушенных прав. Где находится та мера добра и зла? Как научить их отграничивать? Как не переступать тонкую грань конфликта интересов? На это все отвечает внутреннее убеждение, которое должно и обязано быть сформировано именно правовой культурой, теми средствами и ценностями, которые закладываются на студенческой скамье. Наиболее емко определение дано Н. А. Слововой, как определенно-качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в соответствующем уровне развития правовой реальности, правотворчества, правоприменения и представляет собой ценностно-нормативную систему, ориентированную на идеалы гуманизма, верховенства права и правовые убеждения, способствующие пониманию права…а также на знание и умение применить нормы права для регулирования общественных отношений [2, с. 21].

Анализируя широту самого института правовой культуры, определяем необходимость достижения ее высоких показателей, не как идеализацию права, а норму жизнедеятельности общества. Вместе с тем, определяя профессионализм, правовое качество структуры норм права, правоприменение, поведение и взаимодействие субъектов права и правосознание неотъемлемыми составляющими высокой правовой культуры, формируемой методами: изучения истории и традиций, экспертными исследованиями правового качества законов и подзаконных актов и применения гуманно-личностного подхода в образовательном процессе.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. – URL : https://iknigi.net/avtor-shalva-amonashvili/89960-osnovy-gumannoy-pedagogiki-kniga-1-ulybka-moya-gde-ty-shalva-amonashvili/read/page-3.html
  2. Славова Н. А. Правовая культура : понятие и функции / Н. А. Славова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2020. – №3. – С. 48-55.
  3. Яркова Т. А., Селяков М. И. Гуманная педагогика в современной практике образования / Т. А.Яркова, М. И. Селяков // Современное педагогическое образования. – 2020. – № 12. – С. 17-22.

Поделиться

410

Бубаева Н. С. Гуманная педагогика как фактор развития высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей // Актуальные исследования. 2023. №12 (142). Ч.II.С. 14-16. URL: https://apni.ru/article/5893-gumannaya-pedagogika-kak-faktor-razvitiya-vis

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля