Студенты юридических специальностей в полной мере обязаны обладать общей и социальной культурой, привитой цивилизованным уровнем взаимодействия между людьми. Особую значимость для рассматриваемой категории лиц приобретает правовая культура, служащая основой профессионального становления каждого юриста. В первую очередь ознакомление с ее основами осуществляется в рамках образовательной организации, в которой производятся различные педагогические задачи, в том числе и гуманистические. Педагогический сотрудник служит оплотом нравственного становления личности обучающегося, некой идеальной моделью серьезного поведения, добросовестного отношения к образовательному процессу и к профессиональному становлению. Назревает справедливый вопрос, какие условия обучения способствуют наиболее результативным условиям усвоения качественной информации, ее применимости для студентов юридических специальностей? Истребуемый ответ, предлагаем, получить в рамках данного исследования, путем обобщения позиций педагогических сотрудников, практикующих юристов и самих студентов.
Категории «Гуманная педагогика» и или «гуманистическая педагогика» не являются открытиями века, они известны еще с периода Аристотеля. Общеизвестным и ярким представителем такого направления принято считать доктора педагогических наук Ш. А. Амонашвили [3, с. 17]. С большим уважением относясь к представителям гуманной педагогики, а также к ее востребованным результатам, проявляем солидарность в отношении данного подхода в образовании на основе индивидуальных особенностей, потребностей и признания статуса учащегося. Гуманистическая технология имеет ряд затруднений: повышенный уровень контроля, отчетности, бюрократичности методического оборота, академических систем испытаний, имеющий стрессовый характер, а не повышающий усвояемость знаний, развития навыков, компетенций, а также загруженность педагогического состава, отсутствие должного внимания со стороны родителей, цифровизация и мн. др. факторы. Несмотря на подобные обстоятельства, по мнению самих учащихся наибольшую востребованность имеет индивидуально-определенный подход на основе особенностей субъекта-потребителя образовательных услуг.
Анкетирование студентов юридических специальностей и трудоустроенных молодых специалистов с квалификацией «Юрист» за 2020-2023 гг. (100 чел.)
Рис. Результаты анкетирования за 2020-2023 гг. в ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» г. Иркутск
Обобщенные данные показателей по открытому голосованию за последние 3 года демонстрируют, что студенты младших курсов остро нуждаются в индивидуально-определенном подходе в образовании до 98,9%. Студенты старших курсов вновь проявляют стабильность, опираясь на самоконтроле успешности своего образования – 97%, а выпускники отмечают особую важность указанного подхода до 99% респондентов. Трудоустроенные специалисты в 2023 г. отмечают, что гуманный подход им требовался на младших курсах, что сформировало их самостоятельность – 88%.
Учитывая, что молодые сотрудники не являются студентами, вышеизложенные показатели демонстрируют качественные показатели его для студентов юридических специальностей. Необходимость применения гуманистического подхода при формировании высокой правовой культуры у студентов юридической специальности, по мнению самих педагогов (таблица).
Таблица
Факторы влияния гуманной педагогики на высокую правовую культуру студентов юридических специальностей
№/№ |
Мнение педагогического состава (25 чел) |
Показатели в % отношении |
---|---|---|
1. |
Гуманистический подход в образовательном процессе влияет на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей. |
52% |
2. |
Гуманистический подход в образовательном процессе не влияет на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей. |
5% |
3. |
Влияние гуманистического подхода в образовательном процессе на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей недостижимо в силу загруженности педагогического состава. |
20% |
4. |
Влияние гуманистического подхода в образовательном процессе на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей недостижимо в силу отсутствия общей социальной культуры. |
13. |
5 |
Влияние гуманистического подхода в образовательном процессе на формирование высокой правовой культуры у студентов юридических специальностей формируется самостоятельно. |
10% |
Итак, видим, что мнение студентов, практикующих специалистов и педагогов совпадают в необходимости и важности применения гуманной педагогики в системе образовательной деятельности, несмотря на избранные вопросы о загруженности профессиональных участников и отсутствия первичности общей социальной культуры.
Определив взаимозависимость индивидуальности, эффективности качества образования и культуры мышления, поведения будущих юристов, следует обозначить содержание понятия «Высокая правовая культура» и методы ее формирования.
Как пишет сам д.п.н. Ш. А. Амонашвили: «В нашей субъективной воле есть возможность творить условия среды…» [1]. Уясняя, что юридическая школа не относится к общеобразовательной, но, несомненно, многие дидактические методы и постулаты педагогического искусства могут быть переняты и для любой академической аудитории, в том числе и правовой. В связи с этим, рассматривая дефиницию «Правовая культура», являющуюся объектом исследования теории государства и права, правовой аналитики, социологии, находим обоснованным ее структуру, состоящей из правосознания, правомерного поведения и качественного правоприменения. Вряд ли при авторитарном подходе и формализме сегодня возможно формирование высоких ценностей будущего юриста. Согласны порой, вынося строгие решения, применяем суровость закона, одна в пользу справедливости и восстановления нарушенных прав. Где находится та мера добра и зла? Как научить их отграничивать? Как не переступать тонкую грань конфликта интересов? На это все отвечает внутреннее убеждение, которое должно и обязано быть сформировано именно правовой культурой, теми средствами и ценностями, которые закладываются на студенческой скамье. Наиболее емко определение дано Н. А. Слововой, как определенно-качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в соответствующем уровне развития правовой реальности, правотворчества, правоприменения и представляет собой ценностно-нормативную систему, ориентированную на идеалы гуманизма, верховенства права и правовые убеждения, способствующие пониманию права…а также на знание и умение применить нормы права для регулирования общественных отношений [2, с. 21].
Анализируя широту самого института правовой культуры, определяем необходимость достижения ее высоких показателей, не как идеализацию права, а норму жизнедеятельности общества. Вместе с тем, определяя профессионализм, правовое качество структуры норм права, правоприменение, поведение и взаимодействие субъектов права и правосознание неотъемлемыми составляющими высокой правовой культуры, формируемой методами: изучения истории и традиций, экспертными исследованиями правового качества законов и подзаконных актов и применения гуманно-личностного подхода в образовательном процессе.