Главная
АИ #12 (142)
Статьи журнала АИ #12 (142)
Характеристика механизма формирования правовой компетенции учащихся средствами к...

Характеристика механизма формирования правовой компетенции учащихся средствами клубной деятельности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

правовая компетенция
знания
клуб
школа
учащиеся

Аннотация статьи

В настоящем исследовании рассмотрены особенности механизма формирования правовой компетенции учащихся средствами клубной деятельности. Представлена авторская разработка юридического клуба «Закония». Выделены задачи, которые будут решаться с помощью клубного формирования правовой компетенции учащихся. Кроме того, автором указаны этапы реализации обучающей программы в клубе «Закония».

Текст статьи

Представленная тема статьи является актуальной, поскольку в настоящее время существует необходимость в формировании правовой культуры и компетенции среди населения, в том числе и среди учащихся.

Клубная деятельность в школах и других образовательных учреждениях является одним из инструментов, который может быть использован для формирования правовой компетенции учащихся. Клубы по праву, правовая грамотность, юридические дискуссии и т.д. могут стать площадкой для обучения учащихся основам права и судебной системы, а также для развития навыков анализа и критического мышления в контексте правовых вопросов.

Кроме того, правовая компетенция является одним из ключевых элементов гражданского образования, которое является необходимым для развития гражданского сознания и активности. В связи с этим, данная тема является важной для разработки эффективных методик и подходов к обучению праву и правовым вопросам среди учащихся.

Целью статьи является проведение характеристики механизма формирования правовой компетенции учащихся средствами клубной деятельности.

Следует отметить, что одним из клубов, влияющих на формирование правовой компетенции учащихся, является юридический клуб «Закония», способствующий развитию креативно-правового мышления учащихся и созданный на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 10» (г. Чехов).

Клуб дает возможность выявить заинтересованных детей на первоначальном этапе. Работая далее с детьми заинтересованными, можно «получить на выходе» если не одаренного ребенка, то ребенка мотивированного, целеустремленного [1, c. 91].

С помощью клубного формирования правовой компетенции учащихся решаются следующие задачи:

  • у детей закладываются и расширяются навыки мыслительной и практической работы, которые они могут применять как в образовательном процессе, так и в жизни;
  • в ходе групповых занятий подготовок к предметным олимпиадам, в ходе индивидуального и совместного поиска решений поставленных задач и проблем, идет формирование коммуникативных умений;
  • в целом это способствует развитию творческого потенциала личности.

Знание права – это не только правовая информированность, но получение возможности для человека умения реализовывать и защищать свои права. И таким образом, участие в клубе «Закония», программа которого предполагает углубление правовых знаний, направленных не только решение олимпиадных задач, но и на решение практических жизненных ситуаций, которые помогут адаптироваться нашим участникам в дальнейшей жизни [2, c. 103].

В результате работы школьного клуба должны произойти следующие позитивные изменения: приобретение более прочных, «уверенных» знаний в правовой области; повышение правовой культуры личности, возможности находить решения проблем, умения отставить свои права; сформировать осознанный выбор профессии; для преподавателя – это возможность получить стимул для внедрения в дальнейшем в свою профессиональную деятельность новых технологий в процессе преподавания предметов «Право», «Обществознание».

При подготовке учащихся к предметным олимпиадам будут способствовать определенные направления, которые реализованы в программе в клубе «Закония»:

  • подготовка к олимпиаде должна быть регулярной, постоянной, начиная с начала учебного года. Занятия должны проходить не реже 1 раза в неделю;
  • очень важна прежде всего мотивация обучающихся;
  • в процессе реализации программы обучения уделяется внимание, прежде всего тем технологиям, которое позволяют учащимся самостоятельно искать материал, ведь «добытый» материал дает самые прочные знания;
  • при работе необходимо использовать как индивидуальную программу, так и методы командной работы. Это позволяет учащимся наладить коммуникацию, взаимопомощь, возможность расширить познавательные возможности, ведь в группе можно получить альтернативные решения и выйти на оптимальный ответ [3, c. 87].

Можно выделить следующие этапы реализации обучающей программы в клубе «Закония»:

I этап – Подготовительный, осуществляется: подбор кадров для организации юридического клуба «Закония» для 8-9 классов и 10-11 классов; определение структуры клуба «Закония»; подбор методик для работы с мотивированными, одаренными обучающимися и др. Результаты: создание необходимых условий для работы юридического клуба «Закония» (организация кадров, приказ о создании клуба); разработка положения о юридическом клубе «Закония»; разработка плана работы клуба (рабочая программа).

II этап – Планирование, осуществляется: вывление наиболее заинтересованных школьников для участия в клубной деятельности. Проведение анализа их успеваемости по дисциплинам близким к социально- гуманитарному направлению; создание творческой группы, команды школьников и учителей, готовящихся к олимпиадам; разработка образовательной программы с учетом реализации проекта, выстраивание индивидуальных подходов к учащимся различного возраста и др. Результаты: создание базы данных обучающихся 5-11 классов, мотивированных на изучение предметов историко-обществоведческого цикла; объединение учителей истории и обществознания в клуб; разработка программ подготовки к олимпиадам различного уровня. Создание комплекса учебно-методических и дидактических материалов, в помощь к подготовке.

III – Реализация проекта. Осуществляется: начало совместной деятельности участников клуба. Организация деятельности учащихся, работа в соответствии с планом рабочей программы; повышение степени вовлеченности учащихся в работу клуба (расширение состава участников); участие в олимпиадах различного уровня по предметам общественно-гуманитарного цикла; ежегодный контроль со стороны администрации эффективности деятельности клубов и др. Результаты: начало работы юридического клуба; анализ промежуточных результатов работы клуба посредством организации пробных олимпиад и др.

IV этап – Обмен опытом. При реализации этапа осуществляется представление опыта работы педагогов школы по реализации проекта. Результатом является организация консультаций для учителей МБОУ СШ № 10; выступление на ММО, в конце реализации проекта – подготовка муниципального методического семинара [4, c. 15].

Механизм формирования правовой компетенции учащихся средствами клубной деятельности включает в себя ряд ключевых характеристик, которые способствуют развитию понимания законов и правил общества, а также способов их соблюдения и защиты.

Активное участие в клубных мероприятиях. Учащиеся, участвуя в клубных мероприятиях, имеют возможность обсудить вопросы права и правопорядка, поделиться своим мнением и взглядами на эти темы. Это позволяет им лучше понимать и осознавать значение законов и их влияние на жизнь людей.

Создание ситуаций, требующих принятия решений на основе знания законов. Клубные мероприятия могут включать в себя ролевые игры, моделирование судебных процессов или конфликтных ситуаций, которые помогут учащимся развивать навыки принятия решений, основанных на знании правовых норм.

Развитие навыков аргументации и защиты своих прав. Участие в дебатах и дискуссиях помогает учащимся развивать навыки аргументации и убеждения, что в свою очередь способствует умению защищать свои права в реальной жизни.

Знакомство с практикой применения законов и правил. В рамках клубных мероприятий можно проводить занятия с юристами и судьями, которые могут рассказать о реальных случаях, связанных с нарушением законов и способах их защиты. Это позволяет учащимся лучше понимать, как законы применяются на практике, и развивать навыки их защиты [5, c. 20].

Таким образом, формирование правовой компетенции учащихся средствами клубной деятельности обладает рядом преимуществ. Во-первых, такой подход помогает учащимся лучше понимать правовую систему и значимость ее соблюдения. Во-вторых, он позволяет учащимся развивать навыки аргументации и защиты своих прав, что может быть полезно для них в будущем. В-третьих, клубная деятельность может стать мотивирующим фактором для учащихся, помогая им заинтересоваться правовыми вопросами и стать активными гражданами.

Список литературы

  1. Бенин В.Л. Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии / В.Л. Бенин, Е.А. Гончар // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». – 2012. – Т.1, № 4. – С. 90-94.
  2. Гулакян А.А. Развитие правовой компетенции студентов туристского вуза. / А.А. Гулакян. – Москва: Юрист, 2009. – 267 с.
  3. Казначеева O.A. Сущность и содержание правового образования / O.A. Казначеева, В.В. Сафронов // Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 2(30). – С. 84-92.
  4. Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института: автореферат диссертации... канд. педагог. наук/ Мария Александровна Соболева. – Орловский государственный университет. – Орел, 2013. – 21 с.
  5. Шумейко, О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения / О.Н. Шумейко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Международной научной конференции. – Самара: АСГАРД, 2016. – С. 18-25.

Поделиться

803

Котелевская С. П. Характеристика механизма формирования правовой компетенции учащихся средствами клубной деятельности // Актуальные исследования. 2023. №12 (142). Ч.II.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/5894-kharakteristika-mekhanizma-formirovaniya-prav

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января