Главная
АИ #13 (143)
Статьи журнала АИ #13 (143)
Торги как инструмент заключения сделки

Торги как инструмент заключения сделки

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

торги
сделка
покупатель
торговля

Аннотация статьи

В статье приведена краткая история появления торгов.

Текст статьи

Одним из древнейших способов проведения и заключения сделок, являются торги. Определенно сказать, когда родилось понятие торгов трудно. Еще с давних времен купцы договаривались и собирались в заранее определенных местах, чтобы отыскать своих покупателей, получить информацию о ценах и провести свои сделки. Первые упоминания о торгах возникли в 6 веке до нашей эры. В Древнем Риме с конца 2 века и вплоть до нашей эры, торги стали более массовыми.

Места, где проводились аукционы, назывались "рынками для продажи", где продавались люди, здания и трофеи. Известно, что некоторые правители выплачивали свои долги, продавая вещи на аукционах.

Все, что требовалось от трейдеров, это определенная цена и подробные описания в контракте. Аукционы и торговые площадки теперь назывались "биржами", где, помимо купли-продажи, решались вопросы страхования, перепродажи векселей и т.д.

Концепция "биржи", как место встречи дельцов, распространилось довольно быстро по всему земному шару, но во многих городах сохранились прежние названия. Так, например, в Лионе биржа именовалась «Площадью обменов», в Ганзейских городах – «купеческой коллегией», в Барселоне – «Лохией».

Первое специальное здание для биржи было построено в 1531 году в Антверпене, конкуренте города Брюгге. Худощавый ряд колонн этого здания стал символом биржи на многие века. Над его фронтоном была надпись: "Для торговых людей всех стран и национальностей".

Советский период госзаказов сыграл важную роль в развитии торговли в странах СНГ. "Госзаказы" были только при обеспечении самых важных государственных функций, поэтому вместо института государственного заказа использовалась система Госснаба, цель которой заключалась в распределении всех произведенных и импортированных в страну товаров. Этот период – расцвет развития системы государственных закупок в СССР, а затем в Российской Федерации.

Появился новый уровень правового регулирования гражданских отношений, в котором важную роль играли товары для общественного потребления и производства и технического назначения. Наиболее четко выражены три метода проведения публичных аукционов:

  1. Аукционы с использованием печатных объявлений;
  2. Устные аукционы;
  3. Смешанные аукционы.

Устные аукционы всегда проводились в присутствии назначенных властей, определенных должностных лиц или каких-либо депутатов, а также всех желающих принять участие в таких мероприятиях. Сами аукционы могли проводиться путем записи цены, которую объявлял каждый из участников торгов до тех пор, пока "никто не объявит более низкой цены на поставки". Через три дня могли проводиться повторные аукционы, на которых могли быть определены другие участники, готовые сделать наиболее выгодные предложения казне. Победитель аукциона был обязан подписать личный контракт на объявленных на аукционе условиях по неизменной цене. Торги при помощи печатных объявлений проводились в тех случаях, когда требовалась поставка необходимых предметов, которые закупались заграницей, а также поставки на некоторые довольно значительные суммы.

При проведении смешанных торгов, в первую очередь велся устный торг со всеми присутствующими, а после происходило рассмотрение всех поданных или присланных почтой объявления. В итоге победителем объявлялось лицо, сделавшее наиболее выгодное для казны предложение, с которым заключался договор.

Окончание периода НЭП, ознаменовалось застоем в развитии государственной системы закупок.

В современных реалиях торги – это одна из специфических форм торговли, результат которой достигается посредством проведения различных мероприятий, конечной целью которых является официальное заключение сделки. Торги можно разделить на разные виды: аукцион, конкурс, запрос котировок и т.д. У каждого вида свои условия проведения и участия.

Так, например, аукцион – способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время, как на электронной площадке, так и в открытом виде.

Конкурс – способ закупки, где заказчик уделяет внимание как цене, так и на соответствие поставщика заданным критериям. Проходит в открытой или закрытой форме.

Запрос котировок используется для закупки одного вида продукции. Максимальная стоимость заказа не должна превышать 3 млн. рублей [4]. Заявки подаются с ценовыми предложениями.

Запрос предложений – это когда заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги, и в единой информационной системе.

Запрос цен – способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Такое большое количество видов – это следствие активного развития торгов для того, чтобы соответствовать тенденциям времени. Торги, как каменный топор, идут рука об руку с обществом, постоянно развиваясь и подстраиваясь под время. Параллельно с торгами развивалась и его нормативная база.

Госучреждения, госкомпании и частные фирмы при проведении торгов руководствуются разными законами. На основе:

  1. Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ размещают заказы учреждения, которые финансируются из госбюджета. Например, школы, больницы и силовые ведомства.
  2. Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ компании, которые принадлежат государству больше, чем на 50%, естественные монополии и компании из сферы энергетики. Например, ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром».
  3. Гражданского кодекса – фирмы, которые не получают денег из госбюджета. Их собственники и частные лица.

Подводя итог, хочется провести параллель между человечеством как социальным организмом и торгами как инструментом проведения. На протяжении всего времени торги и их нормативная база вида изменялись, подстраивались под время, приобретали столь необходимые черты, что бы оставаться актуальными, что позволяло и позволяет являться одной из доминирующих форм реализации права.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. От 25.02.2022 г. №20-ФЗ) \\ Собрание законодательства РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 26 июля 2006 н. №135-ФЗ «О Защите конкуренции» (ред. От 11.06.2022 №168-ФЗ) \\ Российская газета. 2006. 27 июля.
  3. Балкин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночно экономики России.

Поделиться

958

Ленович Д. Д. Торги как инструмент заключения сделки // Актуальные исследования. 2023. №13 (143). С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/5898-torgi-kak-instrument-zaklyucheniya-sdelki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января