Главная
АИ #13 (143)
Статьи журнала АИ #13 (143)
Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушением речи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушением речи

Научный руководитель

Богинская Юлия Валерьевна

Рубрика

Психология

Ключевые слова

психолого-педагогическое сопровождение
нарушения речи
коррекционная работа

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена проблема психолого-педагогического сопровождения младших школьников с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необходимость психолого-педагогического сопровождения младших школьников с общим недоразвитием речи, для получения каждым ребенком образования, соответствующего его образовательным потребностям.

Текст статьи

На сегодня приоритетом модернизации образования в России в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связано с концепциями здоровья, социального благополучия, самореализации и защиты ребенка в образовательной среде [1].

Одной из основных функций образовательных стандартов является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее потенциал его развития, особенно для тех детей, которые наиболее нуждаются в специальных условиях обучения – детей с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями развития, которые имеют не серьезную умственную отсталость, и значительные нарушения речи, влияющие на их когнитивное функционирование. К сожалению, таких детей становится все больше и больше [2].

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести языковые нарушения можно разделить на те, которые не мешают обучению в общеобразовательной школе, и те, которые являются тяжелыми и требуют специализированного обучения.

Младшие школьники с нарушением речи не достигают того уровня развития памяти, восприятия и внимания, который необходим для начала обучения. Наблюдается нарушение усвоения вербальной и сенсорной информации и низкая успеваемость. У детей с общим нарушением речи не развито вербально-языковое и наглядно-образное мышления. Развитие речи показывает, что связная речь далека от идеала. Детям трудно ориентироваться на задачу и понимать инструкции, у них узкий диапазон восприятия речевой информации и неполное понимание сложных смысловых схем, содержащихся в речи. Это ярко отражается в трудностях при обучении чтению, письму, счету и решению задач.

Вторичные нарушения в развитии речи вызваны другими состояниями, такими как умственная отсталость, органические поражения центральной нервной системы, тугоухость и врожденные или приобретенные дефекты артикуляционного аппарата.

Учет уровня языкового развития очень важен при планировании образовательного маршрута ребенка (в том числе при выборе типа коррекционного учреждения и выборе формы и продолжительности обучения).

Известно, что такие дети нуждаются в эффективном логопедическом, психолого-педагогическом сопровождении, основными направлениями которого являются формирование всех компонентов языковой системы, а также коррекция и компенсация других нарушений развития.

Обучение и воспитание детей с нарушениями речи связано с комплексным подходом к организации всех сторон жизнедеятельности, включая обучение, воспитание, развитие, укрепление здоровья и реабилитацию.

В образовательной среде такой подход, является системой психолого-педагогического сопровождения и представляет собой культуру специализированной поддержки и помощи в решении проблем, связанных с развитием, воспитанием, социализацией и качеством обучения всех детей, включая детей с нарушениями речи [3].

Это направление включает в себя различные формы педагогической поддержки, то есть создание специальных условий обучения и воспитания, возможность учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. Многомерные и интегрированные виды поддержки особенно важны для этой категории детей.

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.

Поиск наиболее оптимальных путей коррекции речевых нарушений учащихся начальных классов общеобразовательных школ является актуальной, теоретически и практически значимой проблемой.

Важно определить и создать условия для раннего выявления речевых особенностей и полноценного усвоения основной общеобразовательной программы (ООП), которые гораздо легче поддаются коррекции на раннем этапе.

В пути преодоления речевых нарушений входят следующие приемы:

  1. Адаптация учебной программы. Педагоги тщательно отбирают и комбинируют методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов; используют опорные сигналы, алгоритмы, образцы выполнения задания.
  2. В рамках внеурочной деятельности в образовательной организации проводятся коррекционно-лингвистические курсы (произношение, развитие речи, театральная деятельность). 

Традиционно педагоги применяют здоровье сберегающие технологии: упражнения с использованием психогимнастики, релаксации, упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения для профилактики нарушений зрения, упражнения на развитие мелкой моторики, комплексы физминуток для профилактики гиподинамии, сколиотической осанки и предупреждения утомления. Эти упражнения положительно влияют на общий тонус речи, моторику и настроение, способствуют тренировке подвижности процессов центральной нервной системы, активизируют работу коры головного мозга, способствуют устранению замкнутости, снятию утомления [4].

Таким образом, дети с нарушениями речи могут успешно осваивать основные образовательные программы по полностью или частично адаптированным академическим программам и дополнительным программам, обеспечивающим реализацию особых образовательных потребностей.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  2. Ворошилова, Е. Л. Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию потенциальных понятий у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. Л. Ворошилова, А. Ю. Дымкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2020. – №4. – С. 14-26.
  3. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. М. Криницына. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 147 с.
  4. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика. – М.: Юрайт, 2020. – 216 с.

Поделиться

1084

Павлова А. Ф. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с нарушением речи // Актуальные исследования. 2023. №13 (143). С. 116-118. URL: https://apni.ru/article/5899-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-mla

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря