Автор(-ы):
Абдрахманова Ирина Владимировна
Лущик Ирина Владимировна
Конференция
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Способность определять биомеханические характеристики движений является основным условием адекватной оценки технической подготовленности, спортивного мастерства, уровня сформированности профессиональных умений спортсмена. Развитие указанного навыка предполагает уверенное владение базовыми понятиями и алгоритмами решения типовых задач физики и математики. Для студентов физкультурных вузов выполнение заданий, предусматривающих использование абстрактных моделей, сопряжено с рядом трудностей. Актуальность проблемы представления материалов в форме, оптимизирующей процесс изучения, подтверждается низкими показателями освоения дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности». В статье рассматриваются вопросы, связанные с обоснованием актуальности проблемы адаптации учебно-методической информации в соответствии с возможностями целевой аудитории.
Текст статьи
Требования к уровню подготовки выпускников физкультурных вузов претерпели множественные изменения в течение двух последних десятилетий. Переход от стандарта «знания-умения-навыки» к кометентностному подходу и дальнейшая актуализация процесса формирования трудовых функций привели к качественным преобразованиям содержания ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт последнего поколения, зарегистрированный в Минюсте России 16.10.2017 г. (№ 48566), предусматривает формирование у бакалавров направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» универсальных и общепрофессиональных компетенций, среди которых присутствует ОПК-1: «способность планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста» [3, с. 8].
Выполнение данного требования ФГОС при изучении дисциплины «Биомеханика двигательной деятельности» предполагает проведение наблюдений, сбор и обработку количественных данных, и, как следствие, развитие способности проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности (ПК-30). Разработка диагностических материалов, обеспечивающих полноценную оценку учебных достижений студента должна производиться с учетом прикладного характера осваиваемой дисциплины [1, с. 157].
Для реализации поставленных задач студентам предлагается комплекс практических работ. В частности, целью работы «Определение положения общего центра тяжести (ОЦТ) тела спортсмена» является освоение аналитического способа как метода биомеханического исследования и приобретение следующих умений:
Алгоритм реализации учебных задач имеет следующую структуру:
1. Построение расчетно-аналитической схемы (РАС):
2. Расчет абсолютного веса каждого звена в соответствии с собственным весом и заданным относительным весом звена.
3. Определение положения центра тяжести каждого звена:
4. Расчет значений проекций моментов сил тяжестей отдельных звеньев:
5. Определение координат общего центра тяжести тела спортсмена:
Перечисленные задачи, решаемые при выполнении практической работы, являются типовыми: вычисление процентов от числа, задание системы координат на плоскости, заполнение расчетной таблицы и прочее. При этом процесс реализации алгоритма оказался для студентов второго курса ФГБОУ ВО «ВГАФК» излишне трудоемким. Анализ результатов деятельности студентов во время аудиторного занятия позволил выделить следующие причины проблем, возникающих у студентов:
Для оптимизации работы студентов в процессе решения учебных задач были предприняты следующие меры:
В течение 5 лет производилась модернизация разработанной рабочей тетради. Результаты наблюдений показали, что внесенные изменения приводят к уменьшению количества ошибок, допускаемых студентами при выполнении задания. При этом существенных качественных сдвигов, подтверждающих высокую эффективность созданных материалов, не зафиксировано. Анализ данных позволяет сделать вывод о частичном несоответствии стиля изложения особенностям целевой аудитории.
Использование общих рекомендаций в аудиторных условиях при непосредственном контакте преподавателя и студентов также не позволило решить описанные проблемы. Соблюдать установленный регламент по времени выполнения отдельных учебных задач удавалось только при непрерывном отслеживании процесса реализации каждого этапа учебной деятельности. Согласно данным мониторинга студенты в этом случае избирали роль пассивных исполнителей, работа носила репродуктивный характер, существенно снижались уровень концентрации внимания и качество расчетов. Данный эффект был обусловлен тем, что учащиеся были уверены в том, что преподаватель определит причины несоответствий между прогнозируемым и реальным итогом каждого этапа пошаговой программы. Самоконтроль сводился к сравнению полученных количественных данных с контрольными значениями. В ряде случаев студенты демонстрировали крайне низкую самооценку, признавая собственную несостоятельность в представленных аспектах.
Учитывая вышеизложенное, проблема представления учебно-методических материалов по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» в форме, обеспечивающей ее освоение, является актуальной и требует тщательного многостороннего систематического анализа.
Список литературы
Поделиться
Абдрахманова И. В., Лущик И. В. Особенности составления учебно-методических материалов по дисциплине «Биомеханика двигательной деятельности» для студентов физкультурных вузов // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II.С. 11-14. URL: https://apni.ru/article/59-osobennosti-sostavleniya-uchebno-metodicheskikh