Главная
АИ #13 (143)
Статьи журнала АИ #13 (143)
Особенности идентичности студентов обучающихся на психолого-педагогическом факул...

Особенности идентичности студентов обучающихся на психолого-педагогическом факультете

Рубрика

Психология

Ключевые слова

профессиональная идентичность
студенты
профессия психолога

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности идентичности студентов психолого-педагогического факультете. Приводятся результаты диагностики, рассматривается динами становления профессиональной и личностной идентичности студентов от младших курсов к старшим.

Текст статьи

Популярность профессии психолога неуклонно растет. Знания и практические умения в сфере психологии приобретают все большую ценность. К сожалению, зачастую, получив профессию психолог, обучающийся откладывает диплом и занимается совершенно иным видом деятельности. На наш взгляд это связано с искаженными представлениями о профессии психолога. Многие поступают на психологические факультеты с наивными целями по типу: «разобраться в себе», «решить свои психологические проблемы», забывая, что психолог – это профессия, для успешного овладения которой необходимо помимо знаний, иметь определенную личностную направленность.

Получив высшее образование, пройдя множество дополнительных курсов повышения квалификации, молодой специалист, по факту, все еще лишен опыта взаимодействия с реальной проблемой «живого» клиента. Будущему психологу важно понять свое профессиональное место в океане психологических услуг различного качественного уровня. Молодому специалисту необходимо ориентироваться в том, чего он хочет добиться в своей профессии. В этой связи возникает проблема самоидентификации и самоопределения, а следовательно, и идентичности обучающихся.

На сегодняшний день существует явное противоречие между сложившимися представлениями о профессии психолога и внутренним пониманием начинающих специалистов своих профессиональных и личностных возможностях. Объект нашего исследования ‒ идентичность обучающихся. Предмет исследования – особенности идентичности обучающихся факультета педагогики и психологии. Цель исследования ‒ выявить особенности идентичности обучающихся факультета педагогики и психологии. Гипотеза исследования – существует особенности профессиональной и личностной идентичности обучающихся факультета педагогики и психологии.

Для исследования использованы следующие психодиагностические методики: методика исследования личностной идентичности Л. Б. Шнейдер, методика исследования профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер, методы математической статистики: U критерий Манна Уитни.

Эмпирическое исследование особенностей идентичности обучающихся факультета педагогики и психологии проходило на базе Самарского филиала Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет». В исследовании приняли участие 40 обучающихся в возрасте от 18-22 лет.

На рисунке 1 представлены результаты диагностики личностной идентичности обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета с помощью методики Л.Б. Шнейдер.

Рис. 1. Статусы личностной идентичности обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета

Из рисунка видно, что для студентов младших курсов психолого-педагогического факультета наиболее характерны такие статусы идентичности как «диффузная» и «мораторий» (33%). Статус «псевдоидентичности» выявлен у 24 % испытуемых, а «достигнутая» идентичность обнаружена лишь у 10% обследованных студентов факультета педагогики и психологии.

На рисунке 2 представлены результаты диагностики личностной идентичности обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета с помощью методики Л.Б. Шнейдер.

Рис. 2. Статусы личностной идентичности обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета

Из рисунка 2 видно, что для большинства студентов старших курсов психолого-педагогического факультета характерен статус «моратория» идентичности (43 % от общего числа обследуемых). Статус «псевдоидентичности» выявлен у 30 % испытуемых. 27% обладают идентичностью в статусе «диффузная». Такой же процент выявлен у «достигнутой» идентичности (27%).

Перейдем к изложению результатов диагностики личностного аспекта идентичности юношей и девушек, обучающихся на факультете педагогики и психологии. На рисунке представлено процентное распределение статусов личной идентичности, выявленных выше, между юношами и девушками.

На рисунке 3 представлены результаты диагностики личностной идентичности юношей и девушек, обучающихся на младших курсах психолого-педагогического факультета.

 

Рис. 3. Статусы личностной идентичности юношей и девушек, обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета

Из рисунка 3 видно, что «достигнутая» идентичность характерна для 70 % юношей и 30 % девушек младших курсов, об психолого-педагогического факультета. Статус «моратория» характерен для 60 % юношей и 40% девушек. «Диффузная» идентичность обнаружена у 80% юношей и 20% девушек. Статус «Псевдоидентичности» выявлен у 30 % юношей и 70% девушек.

На рисунке 4 представлены результаты диагностики личностной идентичности юношей и девушек, обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета.

Рис. 4. Статусы личностной идентичности юношей и девушек, обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета

Распределение полученных статусов личностной идентичности между юношами и девушками позволили обнаружить следующие особенности.

«Достигнутая» идентичность характерна для 50 % юношей и 50% девушек, обучающихся на психолого-педагогическом факультете. Статус «Мораторий» характерен для 77 % юношей и 23 % девушек. «Диффузная» идентичность также распределилась поровну между юношами и девушками (по 50 %)

Статусом псевдоидентичности обладают только девушки (100%).

Перейдем к изложению результатов исследования профессиональной идентичности обучающихся психолого-педагогического факультета.

На рисунке 5 представлены результаты диагностики профессиональной идентичности обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета с помощью методики Л.Б. Шнейдер.

 

Рис. 5. Статусы профессиональной идентичности обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета

Из рисунка 5 видно, что 60 % обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета обладают идентичностью в статусе «мораторий». 40 % обнаружили «диффузную» идентичность.

На рисунке 6 представлены результаты диагностики профессиональной идентичности обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета с помощью методики Л.Б. Шнейдер.

Рис. 6. Статусы профессиональной идентичности обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета

К старшим курсам мы видим изменения в статусах профессиональной идентичности, выявленных на младших курсах. У 50 % мы диагностировали «диффузную» профессиональную идентичность, у 30 % профессиональную идентичность в статусе «мораторий». «Достигнутая» идентичность обнаружена у 10% обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета. «Псевдоидентичность» выявлена у 10 % обучающихся.

Следующим этапом, мы изучили полученные статусы профессиональной идентичности в динамике от младших курсов к старшим и в контексте пола обучающихся.

На рисунке 7 представлены результаты диагностики профессиональной идентичности юношей и девушек, обучающихся младших курсах психолого-педагогического факультета.

Рис. 7. Статусы профессиональной идентичности юношей и девушек обучающихся младших курсов психолого-педагогического факультета

Мы видим, что «достигнутая» профессиональная идентичность и идентичность в статусе «мораторий» не свойственна обучающимся младших курсов психолого-педагогического факультета. Диффузная идентичность характерна для 50 % юношей и 50 % девушек, от общего количества выявленных диффузных статусов. «Псевдоидентичность» характерна для 70 % девушек и 30 % юношей.

На рисунке 8 представлены результаты диагностики профессиональной идентичности юношей и девушек, обучающихся старших курсах психолого-педагогического факультета.

Рис. 8. Статусы профессиональной идентичности юношей и девушек обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета

Итак, мы видим динамику статусов профессиональной идентичности от младших курсов к старшим. Достигнутая идентичность характерна для 50 % юношей и 50% девушек. «Мораторий» для 74% девушек и 26% юношей. Диффузная идентичность для 37% девушек и 63 % юношей. Псевдоидентичность – для 70 %.

Итак, мы провели исследование личностного и профессионального аспекта идентичности обучающихся психолого-педагогического факультета. Перейдем к анализу и интерпретации полученных статусов профессиональной и личностной идентичности.

По результатам диагностики личностного аспекта идентичности, статус «псевдоидентичность» выявлен у 24% обучающихся младших курсов и у 43% обучающихся старших курсов психолого-педагогического факультета. Статус псевдоидентичности подразумевает достаточно сложное восприятие своей личности, базирующееся на полярностях. С одной стороны, мы можем наблюдать резкое отрицание своей уникальности, а с другой излишнюю подчеркнутость. При высоких показателях данного статуса, обучающиеся испытывают значительные сложности с самоидентификацией и восприятием себя. Критика воспринимается достаточно болезненно, так как у человека нет связи со своими истинными потребностями, а присутствует лишь ориентация на стереотипы или запускается процесс обесценивания. В поведении это может проявляться как отсутствие гибкости. Интересен тот факт, что к концу обучения на психолого-педагогическом факультете процент студентов с идентичностью в этом статусе значительно возрастает.

Анализ статуса «псевдоидентичности» юношей и девушек показал, что на младших и старших курсах псевдоидентичность характерна в основном для девушек (70% и 100%), у юношей на младших кусах 30 %, на старших курсах не выявлена. Таким образом, мы можем констатировать отрицательную динамику личностной идентичности статуса «псевдоидентичности» у юношей и положительную динамику у девушек.

По результатам диагностики профессионального аспекта идентичности, статус «псевдоидентичность» выявлен у 60 % обучающихся младших курсов и 10 % обучающихся старших курсов. Полученная отрицательная динамика может свидетельствовать о формировании профессиональной идентичности в процессе обучения на психолого-педагогическом факультете. К старшим курсам у обучающихся формируется представление о себе в профессии, о своих возможностях и ограничениях. Благодаря этому процент обучающихся с профессиональной идентичностью в статусе «псевдоидентичность» снижается. Интерес представляет тот факт, что псевдоидентичность в профессиональной сфере более свойственна девушкам, чем юношам (30% и 70%).

Статистически значимые различия обнаружены в общей динамике статуса «псевдоидентичности» как в личностном, так и профессиональном аспекте.

Перейдем к анализу и интерпретации статуса «диффузной» идентичности личностного и профессионального аспекта идентичности.

Статус «диффузной» идентичности, характеризующиеся значительными сложностями в понимании себя и своего места в личностной сфере характерен для 33 % обучающихся младших курсов и 27 % обучающихся старших курсов. Динамика явно отрицательная, что может свидетельствовать о принятии себя и совей личности обучающимися. Возможно обучение на психолого-педагогическом факультете способствует постепенному снижению тревожности, получению навыков самопринятия и самоподдержки. К старшим курсам обучающиеся менее склонны критиковать себя и смотреть на свои достижения как на незначительные. Интересен тот факт, что что статус диффузной личностной идентичности характерен для 80 % юношей младших курсов и 50 % юношей старших курсов. То есть динамика отрицательная. У девушек, обучающихся на психолого-педагогическом факультете, динамика положительная. То есть 20 % на начальном этапе обучения и 50 % к окончанию срока обучения.

Данные полученные при интерпретации статуса диффузной идентичности в профессиональном аспекте тоже представляют интерес. Диффузный статус профессиональной идентичности обнаружен у 40% обучающихся младших курсов и 50 % обучающихся старших курсов. Причем, процентное соотношений юношей и девушек младшего курса равное, а на старшем – 63% и 37% в сторону юношей. То есть у части обучающихся девушек к концу периода обучения формируется более гармоничный статус профессиональной идентичности.

Перейдем к анализу и интерпретации личностного и профессионального аспекта идентичности статуса «мораторий».

Статус «мораторий» подразумевает личностный кризис и потерю ориентиров. Человек, находящийся в этом статусе личностной идентичности испытывает значительные сложности с самоидентификацией и пониманием себя. В данном статусе пребывают 33 % обучающихся младших курсов и 43 % обучающихся старших курсов. То есть в целом динамика положительная. У этой группы обучающихся к концу обучения на психолого-педагогическом факультете возрастают сомнения относительно своей личности и внутренних ориентиров. Причем, для юношей данный личностный кризис более характерен чем для девушек. 60% юношей младших курсов и 40% девушек. К старшим курсам вышеописанная тенденция сохраняется. 77% юношей и 23 % девушек.

Особый интерес представляет интерпретация статуса «мораторий» в контексте профессиональной идентичности обучающихся психолого-педагогического факультета. У обучающихся младших курсов как девушек, так и юношей подобного статуса не выявлено. К старшим курсам у части обучающихся мы можем наблюдать подобные профориентационные сложности. Они характерны для 30 % обучающихся из которых 26% – юноши, 74 % – девушки. Таким образом, динамика статуса «мораторий» положительная. Возможно, это связано с тем, что в процессе обучения проясняются некоторые особенности сути профессии педагога-психолога.

Перейдем к анализу и интерпретации личностного и профессионального аспекта идентичности в статусе «достигнутой».

Статус «Достигнутой» идентичности подразумевает достаточно прочные внутренние опоры, ясное осознание своих возможностей, отсутствие страхов перед ограничениями. Подобный «зрелый» статус идентичности, безусловно, соответствует людям старшего возраста, но и у обследованных обучающихся он присутствует тоже.

Итак, достигнутой идентичностью в личностном аспекте обладают 10% обучающихся младших курсов (70 % юношей и 30% девушек) и 27 % обучающихся старших курсов (50 % юношей и 50% девушек). То есть мы наблюдаем положительную динамику личностного аспекта идентичности от младших курсов к старшим, а также у девушек.

Статус «достигнутой» идентичности в профессиональном аспекте у обучающихся младших курсов не обнаружен, что вполне объяснимо. У старших курсов подобная форма профессионального самопринятия встречается у 10 % обучающихся (из которых 50% юношей и 50% девушек).

Итак, мы провели анализ и интерпретацию данных, полученных при диагностике личностного и профессионального аспекта идентичности юношей и девушек, обучающихся на психолого-педагогическом факультете.

Выводы

  1. Гипотеза о существовании особенностей профессиональной и личностной идентичности обучающихся факультета педагогики и психологии подтвердилась.
  2. Выявлены особенности профессиональной и личностной идентичности обучающихся психолого-педагогического факультета, которые проявляются в динамике статусов профессиональной и личностной идентичности от младших курсов к старшим, а также в различиях преобладающих статусов профессиональной и гендерной идентичности юношей и девушек младших и старших курсов.
  3. Для большинства обследуемых обучающихся психолого-педагогического факультета в личностном аспекте идентичности характерна идентичность в статусе «Псевдоидентичность», «Диффузная» и «Мораторий».
  4. Для большинства обследуемых обучающихся психолого-педагогического факультета в профессиональном аспекте идентичности характерна идентичность в статусе «Псевдоидентичность» и «Диффузная».

Список литературы

  1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопр. психол. - 1996. - № 1. - С. 131-143.
  2. Даудрих Н.А. Социальная идентичность: методический аспект / Н.А. Даудрих // Социологические исследования. - 2000. - № 13. - С. 77-95.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
  4. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности / Л. Н. Ожигова. – Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2006. - 290 с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Поделиться

830

Заузолкова Н. А. Особенности идентичности студентов обучающихся на психолого-педагогическом факультете // Актуальные исследования. 2023. №13 (143). С. 108-115. URL: https://apni.ru/article/5901-osobennosti-identichnosti-studentov-obuchayus

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря