Введение. Цифровые технологии – основанные на методах кодировки и быстрой передачи информации системы, позволяющие совершать многие управленческие задачи в короткие сроки. Цифровые технологии характеризуются быстродействием и универсальностью, что обеспечивает их востребованность и в сфере управления персоналом [11].
Проникновение цифровых технологий в менеджмент называется трансформацией компаний в цифровые организации.
Обзор статистики. В течение последних десяти лет эксперты активно анализируют тенденции цифровизации в организациях. По данным исследовательского центра Grand View, мировой рынок технических инноваций в сфере управления достиг 14 млрд. долл. США и по прогнозам достигнет 30 млрд. долл. США к 2025 году [2]. Компания Coleman Services проанализировала причины и особенности применения цифровых технологий на современных предприятиях. В исследовании приняли участие 70 крупных компаний в России [9]. Так, было выявлено, что более 60% крупных компаний частично автоматизировали HR-функции, 18% компаний только задумываются об этом направлении. 12% компаний прошли базовые этапы цифровизации и автоматизировали все возможные функции и элементы. Только 16% компаний не планируют применять цифровые технологии в управленческой среде, однако, эти технологии применяются при организации закупок, при осуществлении взаимодействия с клиентами и при организации производственной деятельности (см. рисунок).
Рис. Сферы, в которых чаще всего внедряют цифровые технологии [3]
Результаты, отраженные на рисунке, подтверждают востребованность и распространение цифровых технологий на предприятиях.
Обзор научных взглядов других авторов. Современные авторы в своем большинстве определяют огромные перспективы в расширении сфер применения цифровых технологий на предприятиях. Д.А. Прохоренко отмечает, что цифровые технологии позволяют интегрировать важные процессы в режиме реального времени, что обеспечивает технологическую гибкость и адаптивность в области управления человеческими ресурсами [7].
В сетевых торговых организациях идет плановое внедрение касс самообслуживания, что означает снижение нагрузки на продавцов и кассиров, а также увеличение потока клиентов. Эта технология используется в сети «Глобус», «Fix Price», «ВкусВилл» и других. Однако пока компании не могут полностью отказаться от человеческих ресурсов на кассе: кассы самообслуживания ориентированы на покупателей, которые оплачивают покупки безналичным расчетом, а наличные деньги может принять только реальный человек-кассир. Это пример использования цифровых технологий в сфере взаимодействия с клиентами.
А.А. Крюкова исследует понятие цифровых инструментов. Под цифровыми инструментами автор понимает конкретные цифровые ресурсы, которые используют в рамках цифровизации определенной деятельности [4, c.78]. К ним можно отнести бизнес-модели, цифровые платформы, автоматизированные программы, приложения и многое другое.
Другой исследователь Д.В. Цой относит к цифровым инструментам следующие: мессенджеры, программы для дистанционного обучения и тестирования, сервисы для оплаты покупок, мультилистинг, облачные хранилища и т.п. [10] Н.И. Нагибина и А.А. Щукина отмечают, что в сфере управления человеческими ресурсами главной задачей является удобная организация цифровой среды для сотрудников [6, c.90]. Через эту среду можно планировать командировки, отпуск, анализировать плановые показатели. Многие современные IT-решения обеспечивают работу систем электронного обучения, в которых работники сами выбирают набор курса по повышению квалификации.
Данные технологии и инструменты способствуют и тому, что к специалистам по работе с персоналом (или специалистам по работе с клиентами) предъявляют новые требования [3]. В первую очередь таким специалистам необходимы умения и навыки по работе с цифровыми инструментами и технологиями [11]. Кроме того, они должны уметь работать с огромным потоком информации, уметь обрабатывать ее, систематизировать, не пренебрегая при этом уникальными человеческими свойствами (коммуникативные навыки, эмоциональность). Здесь уже становится актуальным такое понятие как развитие цифровых компетенций у сотрудников. Цифровые компетенции – это цифровые знания, умения и навыки работы с цифровыми платформами и структурами, умение ориентироваться в информации, связанной с этой средой и т.д.
Методы исследования. В рамках исследования применялись следующие методы: описание, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, классификация, анализ статистических данных.
Результаты и выводы. Следует сказать, что цифровизация бизнеса, и, в частности, процессов управления персоналом, существенно оказывает влияние на реализацию функций менеджеров по персоналу, что связано с автоматизацией текущих задач и процессов. Это, в свою очередь, требует более развитых компетенций от менеджеров по работе с персоналом. Цифровые технологии отличаются от иных технологий своей скоростью, современностью и большей степенью охвата разнообразных кадровых задач.
Цифровые технологи в управлении персоналом часто отождествляют с информационными технологиями, однако цифровые технологии способны автоматизировать задачи и процессы, в то время как информационные технологии – это средств и методы поиска и сбора информации, не всегда означающие автоматизацию процессов
Заключение. В современных условиях применение новых технологий в области управления персоналом значительно изменили внутренние процессы организации и ее отношения с сотрудником. Одной из таких технологий, которые сейчас активно используются в управлении персоналом, являются цифровые технологии.