Применение цифровых технологий на предприятии

Цифровизация проникла во многие сферы, включая экономику и рыночные отношения. Цифровая среда предоставляет предприятиям новые возможности, ускоряя управленческие процессы и снижая риски в сфере управления. Большинство цифровых технологий сегодня доступны для пользования и применения.

Аннотация статьи
цифровые инструменты
цифровизация
управление персоналом
цифровые технологии
Ключевые слова

Введение. Цифровые технологии – основанные на методах кодировки и быстрой передачи информации системы, позволяющие совершать многие управленческие задачи в короткие сроки. Цифровые технологии характеризуются быстродействием и универсальностью, что обеспечивает их востребованность и в сфере управления персоналом [11].

Проникновение цифровых технологий в менеджмент называется трансформацией компаний в цифровые организации.

Обзор статистики. В течение последних десяти лет эксперты активно анализируют тенденции цифровизации в организациях. По данным исследовательского центра Grand View, мировой рынок технических инноваций в сфере управления достиг 14 млрд. долл. США и по прогнозам достигнет 30 млрд. долл. США к 2025 году [2]. Компания Coleman Services проанализировала причины и особенности применения цифровых технологий на современных предприятиях. В исследовании приняли участие 70 крупных компаний в России [9]. Так, было выявлено, что более 60% крупных компаний частично автоматизировали HR-функции, 18% компаний только задумываются об этом направлении. 12% компаний прошли базовые этапы цифровизации и автоматизировали все возможные функции и элементы. Только 16% компаний не планируют применять цифровые технологии в управленческой среде, однако, эти технологии применяются при организации закупок, при осуществлении взаимодействия с клиентами и при организации производственной деятельности (см. рисунок).

Рис. Сферы, в которых чаще всего внедряют цифровые технологии [3]

Результаты, отраженные на рисунке, подтверждают востребованность и распространение цифровых технологий на предприятиях.

Обзор научных взглядов других авторов. Современные авторы в своем большинстве определяют огромные перспективы в расширении сфер применения цифровых технологий на предприятиях. Д.А. Прохоренко отмечает, что цифровые технологии позволяют интегрировать важные процессы в режиме реального времени, что обеспечивает технологическую гибкость и адаптивность в области управления человеческими ресурсами [7].

В сетевых торговых организациях идет плановое внедрение касс самообслуживания, что означает снижение нагрузки на продавцов и кассиров, а также увеличение потока клиентов. Эта технология используется в сети «Глобус», «Fix Price», «ВкусВилл» и других. Однако пока компании не могут полностью отказаться от человеческих ресурсов на кассе: кассы самообслуживания ориентированы на покупателей, которые оплачивают покупки безналичным расчетом, а наличные деньги может принять только реальный человек-кассир. Это пример использования цифровых технологий в сфере взаимодействия с клиентами.

А.А. Крюкова исследует понятие цифровых инструментов. Под цифровыми инструментами автор понимает конкретные цифровые ресурсы, которые используют в рамках цифровизации определенной деятельности [4, c.78]. К ним можно отнести бизнес-модели, цифровые платформы, автоматизированные программы, приложения и многое другое.

Другой исследователь Д.В. Цой относит к цифровым инструментам следующие: мессенджеры, программы для дистанционного обучения и тестирования, сервисы для оплаты покупок, мультилистинг, облачные хранилища и т.п. [10] Н.И. Нагибина и А.А. Щукина отмечают, что в сфере управления человеческими ресурсами главной задачей является удобная организация цифровой среды для сотрудников [6, c.90]. Через эту среду можно планировать командировки, отпуск, анализировать плановые показатели. Многие современные IT-решения обеспечивают работу систем электронного обучения, в которых работники сами выбирают набор курса по повышению квалификации.

Данные технологии и инструменты способствуют и тому, что к специалистам по работе с персоналом (или специалистам по работе с клиентами) предъявляют новые требования [3]. В первую очередь таким специалистам необходимы умения и навыки по работе с цифровыми инструментами и технологиями [11]. Кроме того, они должны уметь работать с огромным потоком информации, уметь обрабатывать ее, систематизировать, не пренебрегая при этом уникальными человеческими свойствами (коммуникативные навыки, эмоциональность). Здесь уже становится актуальным такое понятие как развитие цифровых компетенций у сотрудников. Цифровые компетенции – это цифровые знания, умения и навыки работы с цифровыми платформами и структурами, умение ориентироваться в информации, связанной с этой средой и т.д.

Методы исследования. В рамках исследования применялись следующие методы: описание, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, классификация, анализ статистических данных.

Результаты и выводы. Следует сказать, что цифровизация бизнеса, и, в частности, процессов управления персоналом, существенно оказывает влияние на реализацию функций менеджеров по персоналу, что связано с автоматизацией текущих задач и процессов. Это, в свою очередь, требует более развитых компетенций от менеджеров по работе с персоналом. Цифровые технологии отличаются от иных технологий своей скоростью, современностью и большей степенью охвата разнообразных кадровых задач.

Цифровые технологи в управлении персоналом часто отождествляют с информационными технологиями, однако цифровые технологии способны автоматизировать задачи и процессы, в то время как информационные технологии – это средств и методы поиска и сбора информации, не всегда означающие автоматизацию процессов

Заключение. В современных условиях применение новых технологий в области управления персоналом значительно изменили внутренние процессы организации и ее отношения с сотрудником. Одной из таких технологий, которые сейчас активно используются в управлении персоналом, являются цифровые технологии.

Текст статьи
  1. Жукова М.Д. Современный тренд развития экономики и общества: цифровое общество как особая стадия информационного общества / М.Д. Жукова, Д.В. Крюков // Society and Security Insights. – 2022. –№2.– С.16-24.
  2. Исследования рынка цифровых технологий. Данные исследовательского центра Grand View. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.b5c990c8-640af8cd-6d961941-74722d776562/https/www.bloomberg.com/press-releases/2022-08-29/digital-banking-platform-market-to-hit-107-1-billion-by-2030-grand-view-research-inc
  3. Конакова Т. В. Анализ цифровых технологий в подборе персонала // Экономика и управление персоналом. – 2021. – № 7(62). – С. 36-37.
  4. Крюкова А.А. Ключевые инструменты цифровой экономики и их влияние на деятельность современной компании / АНИ: экономика и управление. – 2019. – №3 (28). – С. 77-84.
  5. Кузнецова Т.А. Внедрение Digital–технологий в сферу управления человеческими ресурсами // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №9. – С.76-84.
  6. Нагибина Н.И., Щукина А.А. HR-Digital: цифровые технологии в управлении человеческими ресурсами // Вестник евразийской науки. – 2017. – №1 (38). – С.88-93.
  7. Прохоренко Д.А. HR 3.0. Когда ресурс становится капиталом // XVII Саммит HR директоров России и СНГ. 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hr-summit.ru/ru/konferentsiya
  8. Ризванова М.А. Применение электронно-цифровых технологий в управлении человеческими ресурсами // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 1(151). – С. 114-120.
  9. Цифровые технологии в HR: какие решения внедряют в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ecm-journal.ru/material/Cifrovye-tekhnologii-v-HR-kakie-reshenija-vnedrjajut-v-Rossii
  10. Цой Д.В. Трансформация системы управления персоналом в условиях цифровизации экономики // Инновационная наука. – 2020. – №1. – С.119-125.
  11. Чупина Ж.С., Чупин А.Л. Теоретические подходы к процессу управления персоналом в таможенных органах России // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. Издательский дом "Панорама". 2020. С. 28-37.
Список литературы