Главная
АИ #13 (143)
Статьи журнала АИ #13 (143)
Управление адаптацией персонала в организации

Управление адаптацией персонала в организации

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

управление
персонал
адаптация персонала
система адаптации
эффективность

Аннотация статьи

Персонал является одним из важных ресурсов любой организации, обеспечивающих достижение целей компании. Управление адаптацией персонала – это важный процесс для любой организации. Для нового сотрудника процесс трудоустройства часто становится сильным стрессом, и система адаптации может помочь ему освоиться в новых условиях. В данной статье рассмотрен процесс управления системой адаптации персонала, также наиболее эффективные технологии управления адаптацией персонала.

Текст статьи

Каждый сотрудник при трудоустройстве испытывает волнение и сильный стресс, обычно это происходит, потому что он не уверен, что справится с новыми обязанностями в компании. Стрессовое состояние мешает сотруднику работать в спокойной обстановке на протяжении всего адаптационного периода, ведь основные силы тратятся на то, чтобы создать комфортную обстановку для себя в организации и заслужить уважение новых коллег, а работодатель в свою очередь теряет определенную долю прибыли.

Исходя из этого следует, что адаптация персонала – взаимовыгодный процесс, который поможет работодателю уменьшить потери, а новичку освоиться.

Адаптация сотрудников – это процесс вовлечения новых сотрудников в деятельность организации, знакомствами с нормами корпоративной культуры, порядком и особенностями рабочего процесса. Срок и качество адаптации персонала непосредственно влияет на затраты компании. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации [3].

К целям управления адаптацией персонала в организации относят:

  1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность, помощь адаптироваться в короткие сроки;
  2. Сокращение уровня текучести кадров и снижение количество сотрудников, которые не проходят испытательный срок и покинувших компанию в течение первого года работы;
  3. Получение возможности планировать кадровый рост персонала и формировать кадровый резерв.

Эффективное управление системой адаптации персонала предполагает привлечение квалифицированных специалистов к работе с новыми сотрудниками, использование современных методов адаптации, индивидуальный подход к любому новичку и разработка профессиональной программы адаптации новых сотрудников.

Управление процессами адаптации персонала – это процесс, позволяющий решить ряд проблем, возникающий у нового сотрудника при вхождении в должность. Это могут быть проблемы, связанные профессиональной подготовкой, а именно незнание производственного процесса и алгоритма работы, отсутствие сведений о стратегии развития организации. Также важны социально-психологические проблемы у новичков, к ним относят стрессовое состояние, новые условия труда, незнание корпоративной культуры.

Управление адаптацией персонала в организации, которые нацелены на успех, должны основываться на следующих рекомендациях:

  1. В организации должно быть отдельное подразделение по управлению адаптацией персонала;
  2. Контроль процессов адаптации должен быть постоянным и документированным;
  3. По результатам обучения новых сотрудников должны производиться своевременно корректировки в процессах адаптации;
  4. Поощрение нового сотрудника и его наставника является необходимым условием успешной адаптации персонала.

Механизм управления процессом адаптации персонала является ключевым условием успешного его осуществления. При управлении трудовой адаптацией следует учесть следующие организационные элементы: структурное закрепление функций управления адаптацией; технология процесса управления адаптацией; информационное обеспечение этого процесса [1].

Процесс адаптации можно разделить на четыре этапа:

  1. Оценка уровня подготовленности нового сотрудника. Данный этап необходим для разработки программ адаптации. На данном этапе составляется карта личностных и профессиональных характеристик нового сотрудника, выявляется его психологическая совместимость и профессиональная пригодность. В карте характеристик нужно учесть реакцию на стресс, ожидания оценки результатов труда и т.д.
  2. Ориентация. Второй этап подразумевает знакомство нового сотрудника с обязанностями и требованиями, которые будут направлены на него со стороны организации. Здесь важно применять технологии, которые позволяют наладить контакт с коллегами и освоить задачи, связанные с работой. Работника нужно ознакомить с ценностями компании и его историей. Ответственный сотрудник за адаптацию должен подготовить бланк на нового сотрудника, где указать план работы, сроки выполнения работ, контактные данные. Данный план утверждается у непосредственного руководителя нового сотрудника.
  3. Действенная адаптация. Данный этап подразумевает приспособление новичка к своему новому статусу компании. После завершения ориентации сотрудник вливается в коллектив и приспосабливается к новой должности. Обычно новичку прикрепляют наставника, который оказывает поддержу в новом коллективе, работник постепенно погружается в рабочую атмосферу, привыкает к новым обязанностям. На этом этапе важно дать новичку проявить себя, позволить применить полученные им знания.
  4. Функционирование. Это завершающий этап, на котором новый сотрудник полноценно преодолевает все свои трудности и полноценно приступает к своим обязанностям. Современные технологии управления адаптацией позволяют устранить все трудности у новичка, которые могут помешать закрепиться в коллективе. По окончанию данного этапа руководитель пишет краткую характеристику в бланке и передает его в отдел кадров.

Заключение

Программа адаптации является важным звеном в цепочке управления персоналом. Подобные технологии адаптации применимы практически в любой организации, данные процедуры позволяют сократить срок и улучшить качество введения в должность нового работника.

Эффективная адаптация способствует уменьшению текучести кадров, дает возможность более быстрого достижения показателей, приемлемых для организации.

Таким образом, адаптация – это как процесс, в ходе которого сотрудники и коллектива в целом в условиях изменяющейся внешней и внутриорганизационной среды, повышает эффективность организации.

Список литературы

  1. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.
  2. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 669 с.
  3. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 669 с.
  4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи; Юнити, 2003. – 393 с.

Поделиться

917

Исакова В. С. Управление адаптацией персонала в организации // Актуальные исследования. 2023. №13 (143). С. 61-62. URL: https://apni.ru/article/5906-upravlenie-adaptatsiej-personala-v-organizats

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря