Детский оркестр как средство развития музыкальной одаренности воспитанников ДОУ

В статье рассматривается характеристика детского оркестра, его виды и функции, а также влияние на детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется значению музыкального инструмента для маленького ребенка. Обосновывается мысль о том, что наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников и повышает его интерес к музыке.

Аннотация статьи
музыкальные способности
музыкальные инструменты
детский оркестр
разновидности детского оркестра
Ключевые слова

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы: учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма – выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются. Это свидетельствует о музыкальности. У других позже, труднее.

Наиболее сложно развиваются музыкально-слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее, интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или, тем более, отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растете ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Музыкальные инструменты для детей всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети их очень любят и хотят играть на них. Музыкальный инструмент для маленького ребенка – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания различных инструментов.

Роль детского оркестра в системах музыкального воспитания

Цель обучения игре на детских музыкальных инструментах – формирование личностных качеств детей путем приобретения многообразного опыта: слушания, исполнительства, сочинительства, общения и самовыражения.

Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников и повышает его интерес к музыке. Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребенка.

Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников наряду с пением, восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле).

Разновидности детского оркестра

Шумовой оркестр

Включает в себя разные типы ударных инструментов, не имеющих мелодического звукоряда. Игра на шумовых и ударных инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.

Ансамбль

Состоит из одинаковых или однотипных музыкальных инструментов. Игра в ансамбле требует синхронности исполнения, метро – ритмической устойчивости.

Смешанный оркестр

Включает в себя разные группы инструментов. Игра в смешанном оркестре развивает собранность, способствует развитию внимания, слухового восприятия, музыкальной памяти.

Оркестр сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.

Игре на детских музыкальных инструментах, мы как музыкальные руководители, уделяем особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

Этапы работы в оркестре детских музыкальных инструментов

1 этап – знакомство с музыкальным произведением, с историей его создания, автором. Определить инструментальный состав детского оркестра, учитывая тембровое разнообразие. Ознакомление с детскими музыкальными инструментами, особенностями мелодии и приемами звук извлечения на музыкальном инструменте.

2 этап  разучивание мелодии, отработка исполнительских приемов, работа над выразительностью исполнения.

3 этап – целостное воспроизведение мелодии на инструменте. Освоение игры в оркестре. Совершенствование навыков коллективной игры. Исполнение разученных произведений на детских праздниках.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище интонируют), качество музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм); благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений. Это будет той психологической базой, на которой возможна организация различных видов деятельности детей, позволяющая каждому ребенку найти свое место на занятиях, независимо от уровня музыкальных способностей. Роль ребенка может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Вывод

Таким образом, занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится исполнять те же самые произведения, которые они слушают на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед другими детьми детского сада, перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Текст статьи
  1. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества. Учебник. М.: Планета музыки, 2016. 160 с.
  2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
  3. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
  4. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2016. 478 с.
  5. Воскобойникова Э. Г. Музыкальная педагогика в детских школах искусств. Общеразвивающее и предпрофессиональное обучение в классе фортепиано. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 200 с.
  6. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум для СПО. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
  7. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2018. 286 с.
  8. Герцман Е. В. Музыкально-педагогические системы: античная музыкальная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 77 с.
Список литературы