Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической разработки проблем реформирования Китая и поиском путей эффективного совершенствования социально-экономических процессов.
Можно объяснить огромный интерес мировой общественности и, особенно, научной общественности, к Китаю двумя главными обстоятельствами: во-первых, возрастающей ролью Китая в процессах глобализации, и, во-вторых, впечатляющими социально-экономическими преобразованиями, вызывающими острые дискуссии и о сущности реформ и о будущем Китая.
Теоретическо-методологической основой исследования являются документы КПК, решения Всекитайских съездов народных представителей, труды государственных и партийных деятелей, работы китайских, российских и западных ученых-экономистов, социологов и культурологов, в которых внимание уделено процессам модернизации на современном этапе развития Китая.
Развитие КНР в политическом и экономическом отношении имеет уникальный характер, который в связи с этим представляет собой научный интерес для исследований и анализа. Одним из наиболее значимых феноменов стала так называемая "Политика реформ и открытости" Дэна Сяопина, датируемая концом 78 года. Эта политика способствовала превращению Китая из бедной страны со слаборазвитой экономикой и централизованным планированием в экономически мощную страну, движущей силой которой является рыночные отношения. Более того, необходимо рассматривать становление КНР как мощной державы современности в неразрывной связи экономики и внешней политики, так как становление КНР важным субъектом внешней торговли обусловило и его политическое значение на международной арене.
Научный подход к политике реформ и открытости
Политика реформ и открытости, начавшаяся в Китае в 1978 году, связана с именем лидера второго поколения китайских руководителей Дэн Сяопина. Он возглавил группу так называемых маоистов-прагматиков. Именно Дэн Сяопин выдвинул теорию построения социализма с китайской спецификой. По его инициативе в 1977–1978 годах в Китае была проведена масштабная кампания под лозунгом «Практика – единственный критерий истины». Он выступил против начетнического подхода к теории классиков марксизма-ленинизма, под которыми подразумевались не только Маркс, Энгельс, Ленин, но и Мао Цзэдун. «Суть марксизма – в реалистическом подходе к действительности. Надо выступать за реализм, а не за книгопоклонство. Успех нам в реформе и открытости принесли не книги, а практика, реалистический подход к действительности», т. е. речь шла о том, что надо видоизменять марксизм, приспосабливать его к современному миру, который кардинальным образом отличается от тех исторических условий ХІХ века, когда жили классики марксизма. По мнению российского исследователя В. Г. Бурова, «фактически весь комплекс положений, составляющих теорию Дэн Сяопина о социализме с китайской спецификой, представляет собой творческий марксизм, новое слово в марксизме».
Во-первых, это нашло свое выражение в том, что руководство КПК, приступая к осуществлению политики реформ и открытости, совершило поворот в понимании роли рынка при социализме. Экономика в Китае по-прежнему регулируется государством, но уже не путем планирования, а через рыночные отношения. Для характеристики современной экономической ситуации в Китае чаще всего употребляется термин «социалистическая рыночная экономика». Рынок является базисом китайской экономики. Решение о формировании в стране системы социалистической рыночной экономики было принято в 1992 году на ХІУ съезде партии. Процесс утверждения рыночных отношений идет постоянно на протяжении 40 лет. Придя к власти, нынешний лидер Китая Си Цзиньпин добавил новое положение о том, что «решающая роль рынка» не означает всей роли. Социалистическая рыночная экономика не исключает существования правительства, но при этом меняются его функции. Оно уже не занимается мелочной опекой хозяйственных субъектов, а руководит научным макроэкономическим регулированием, обеспечением нормального регулирования рыночных механизмов и т. д.
Принципиально важное новшество касается роли частной собственности. Вопреки утверждениям, имевшим место в советской марксистской литературе, где частная собственность рассматривалась как чуждое природе социализма явление, китайское руководство заявило о том, что частная собственность является неотъемлемым элементом строительства социалистического общества. В Китае практикуется одинаковое отношение властей к предприятиям различных форм собственности. Все они имеют равные права и возможности для ведения хозяйственной деятельности. Как известно, в Китае за годы проведения реформ появились смешанные предприятия с участием иностранного капитала, а также предприятия со 100 %-ным иностранным капиталом. Дэн Сяопин считал их создание полезным дополнением к социалистической экономике и приносящим выгоды социализму.
Значение политики реформ и открытости
Политика реформ и открытости Китая привела к становлению частного бизнеса и внедрила рыночные стимулы в стране, которая до этого существовала как коммунистическая система с ведущей ролью государства. До 1978 года частный сектор практически отсутствовал, а на сегодняшний день частные предприятия обеспечивают примерно 70% ежегодного ВВП Китая.
Чтобы достичь этого, Китай претерпел огромные изменения в своей экономической системе за последние 40 лет. Однако, невзирая на колоссальные масштабы изменений, экономические реформы в Китае все это время характеризовались постепенностью и экспериментальным подходом, чья квинтэссенция содержится в словах самого Дэн Сяопина, который неоднократно говорил о реформах, как о «переходе через реку, чувствуя камни».
Особые экономические зоны (ОЭЗ) как раз и олицетворяли этот постепенный подход и экспериментализм, когда правительство сначала проводило политику в экспериментальных зонах, представляющих из себя территориально ограниченные районы.
Один город в Китае, как никакой иной, отражает успех этой стратегии, и это – Шэньчжэнь, который был и находится в авангарде политики по реформированию и открытости, что позволило ему превратиться из маленькой рыбацкой деревни в один из самых богатых и динамично развивающихся городов страны. Равными успехами может похвастаться и Шанхай.
Тем не менее, хотя рынку в результате реформ и была придана более важная роль в распределении ресурсов, государство все еще сохраняет сильную роль сейчас, 40 лет спустя. В этом отношении путь развития и реформирования Китая является уникальным, и поэтому его называют «китайской моделью» развития. До сегодняшнего дня в Китае и за его пределами активно обсуждается, развился ли Китай так сильно из-за сохраняющейся роли государства в его экономике или вопреки этому факту.
Эта дискуссия является важной и полезной, поскольку она оказывает влияние на будущее направление реформ. Что более ясно, так это то, что политика реформ и открытости в целом рассматривается как успех. За 40-летний период 740 миллионов человек преодолели бедность, и страна пережила длительный период экономического роста. Китай в настоящее время является второй по величине экономикой в мире после США, и по данным Всемирного банка Поднебесная прочно основалась среди стран со средним уровнем дохода (ССД), где ключевым показателем является ВНД на душу населения.
Политика реформ и открытости, проводимая Китаем в течение последних 40 лет позволила ему наиболее глубоко и всесторонне адаптироваться к вызовам глобализации мировой экономики, запросам мировых рынков и глубинным тенденциям развития человеческой цивилизации, успешно нейтрализовать возникающие вызовы и угрозы. Об этом свидетельствуют выдающиеся успехи Китая в различных сферах и прежде всего в области экономики и международных делах. На всем протяжении строительства «социализма с китайской спецификой» страна лидирует в обеспечении самых высоких темпов роста ВВП (в среднем около 10% в год за последние 40 лет), внешней торговли и золотовалютных запасов, что позволило ей стать второй экономикой мира, обеспечив статус сверхдержавы.
Унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после «Культурной революции», Дэн Сяопин стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Он заложил основы для экономического развития Китая, что позволило Китаю получить репутацию страны с самой быстрорастущей экономикой в мире. Успех китайских реформ заключается не в том, что Китай просто свернул с пути плановой экономики к рыночной, а в том, как он это сделал.
Китай хоть и пошел по дороге рыночной экономики и частной собственности, он не отбросил очень важные элементы своей системы: руководство КПК, огромную роль государства в социально-экономическом развитии, стратегию постепенных реформ. Это и получило название особого китайского пути или социализма с китайской спецификой.
Влияние политики открытости и реформ на мировой статус Китая
На сегодняшний день на Азиатско-Тихоокеанский регион приходится чуть менее половины от общемирового уровня ВВП и более 40% общего оборота международной торговли. Своим бурным развитием регион обязан множеству факторов, но рассматривая регион со стороны сегодняшнего дня, следует выделить активное международное экономическое сотрудничество, которое выражается в эффективной деятельности таких организаций как ШОС, АСЕАН и АТЭС, а также значительному количеству зон свободной торговли. Китай, в свою очередь, в современном мире из государства, полностью зависимого от Запада стал одним из влиятельнейших государств в мире, и мы с уверенностью можем заявить об экономической свободе Китая, которая и является катализатором проведение независимой политики Китая в АТР. КНР стремится занимать главенствующее место в регионе, однако США, которые традиционно имели влияние над регионом не собираются так просто отступать, в связи с чем мы наблюдаем столкновение интересов двух сверхдержав в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Так или иначе, в современном мире Китай становится той державой, с чьими интересами считаются все государства в мире, в том числе и Соединённые Штаты Америки. Стремительное экономическое развитие обуславливает её политические амбиции. С каждым годом Китайская республика занимает все более прочные позиции в мире. Однако, в 2020 г. положение Китая осложняется пандемией вируса COVID-19, который начал распространение по миру с Китайского города Ухань.
Тем не менее, ввиду сильного экономического подъёма с конца 70-х годов, КНР уверенно заявляет о своих политических амбициях, справедливо определяя себя одним из ведущих субъектов международных отношений, что можно проследить в продолжительной конфронтации с США, ярким примером того является так называемая "торговая война". 23 января 2018 года Президент США Дональд Трамп установил 30%-й тариф на ввозимые в страну солнечные батареи; тариф будет действовать 4 года, снижаясь на 5 % ежегодно до уровня 15 %. Кроме того, был установлен тариф на ввоз больших бытовых стиральных машин (на первые 1,2 млн ввезённых – 20 %, на последующие – 50 %); этот тариф будет действовать 3 года и также постепенно снижается до 16 % для первых 1,2 млн машин и до 40 % для последующих. Китай, мировой лидер в производстве солнечных батарей, выразил свое «сильное разочарование» подобными действиями США.
Несмотря на подобные внешние факторы или даже благодаря им Китай полон решимости найти и снова пойти своим путем реформ – так же, как это было и в прошлом. Как сказал Си в 40-ю годовщину политики реформ и открытости, «никто не может диктовать китайскому народу, что следует и чего не следует делать».
Заключение
Анализ политики реформ и открытости даёт четко понять, что китайское руководство, начиная с 1978 года проводило политический курс в соответствии с глобальными и внутренними вызовами. Неизбежность реформ объясняется социально-экономическим провалом, вызванным "Большим скачком", отсталостью экономической конъюнктуры КНР. Ввиду этого, главный архитектор реформ Дэн Сяопин, на основе инноваций и модернизации сельского хозяйства, внедрения рыночных механизмов при сохранении централизованной власти в руках КПК сумел не только вывести КНР из кризисного состояния отстающей державы, но и обеспечить для Китая самобытный путь к процветанию. "Социализм с китайской спецификой" является не самоцелью китайского руководства, а инструментом достижения таких целей, как преодоление бедности, обеспечение высоких темпов ВВП, интеграцию в мировую экономическую систему.
На основе анализа, делаю научное предположение о направлениях дальнейшего укрепления положения Китая в мире следующие:
Во-первых, Китай будет поддерживать мир и противостоять войне и беспорядкам. Председатель КНР Си Цзиньпин отмечает, что мир, как воздух и солнечный свет, почти не замечается, когда мы получаем от него пользу. Но никто из нас не может жить без него. Мир имеет решающее значение для будущего и лежит в основе общей безопасности всех стран. Турбулентность и война могут только открыть ящик Пандоры, а тот, кто провоцирует опосредованную войну, может легко обжечь себе руки. Погоня за собственной абсолютной безопасностью может лишь подорвать глобальную стратегическую стабильность. Китай будет оставаться приверженными урегулированию разногласий мирными средствами и урегулированию споров путем диалога и консультаций.
Во-вторых, Китай будет стремиться к развитию и ликвидации нищеты. Развитие является ключом к решению сложных вопросов и обеспечению счастливой жизни людей. Китай будет поставить развитие в центр международной повестки дня, добиться международного консенсуса в отношении содействия развитию и отстаивать законное право всех стран на развитие. Китай будет создавать новые движущие силы для глобального развития, формировать глобальное партнерство в целях развития и добиваться того, чтобы каждый в каждой стране извлекал больше пользы из плодов развития на более справедливой основе.
В-третьих, Китай будет оставаться открытыми и выступать против изоляции. Председатель Си Цзиньпин однажды отметил, что открытость – это верный путь к процветанию и прогрессу человечества. Протекционизм может быть только бумерангом, а разъединение и нарушение цепочки поставок нанесут ущерб как тем, кто их практикует, так и другим. Китай будет оставаться верными принципам открытости и инклюзивности и сносить заборы и барьеры, препятствующие свободному перемещению факторов производства. Китай будет поддерживать многостороннюю торговую систему, ядром которой является ВТО, и стремиться к построению открытой мировой экономики.