Пандемия COVID-19 кардинально изменила способ работы компаний, вынудив многих перейти на дистанционную работу для обеспечения безопасности своих сотрудников. Этот переход к цифровым форматам вызвал вопросы о будущем работы в офисе и о том, как будут работать компании в постпандемном мире. В данном исследовании предпринимается попытка определить отношение российских компаний к дистанционной и гибридной форматам работы, а также сделать прогноз динамики адаптации к новой реальности в офисах российских компаний.
Исследования динамики адаптации компаний к новым условиям работы в период пандемии COVID-19 проводили большинство международных аналитических агентств и консалтинговых компаний. Данное исследование сосредоточено на анализе адаптации гибридных и дистанционных форм работы в российских компаниях, данные дополняют результаты опросов международных компаний, проведенных консалтинговым агентством McKinsey, и исследования Европейской комиссии.
Объекты и методы исследования
Исследование основано на методе глубинных интервью и опросов с детальной проработкой респондентов. В качестве целевой аудитории исследования были выбраны владельцы и руководители высшего звена российских компаний – ИТ директора, Генеральные директора, HR директора и Руководителей других отделов компаний. Данные 12 глубинных интервью с руководителями и владельцами компаний были дополнены опросом 332 респондентов целевой аудитории. Опрос был направлен на исследование отношения компаний к дистанционной работе и цифровым форматам, трудностям, с которыми они сталкиваются при переходе, и преимуществам цифровых форматов, которые они отмечают в работе офисов.
Данное исследование является качественным исследованием. Этот метод исследования позволил получить детальную и глубокую информацию об отношениях компаний к дистанционной работе и цифровым форматам, а также более точно идентифицировать проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются компании при переходе на цифровые форматы работы. Качественное исследование позволяет получить более точные и надежные результаты, в сравнении с количественными исследованиями, так как оно учитывает мнения и опыт участников опроса и интервью, а также учитывать контекст их ответов.
Для целей данного исследование вводятся понятия.
Гибридный или смешанный формат работы офиса, под которым подразумевается создание с помощью цифровых технологий таких условий работы офисов компании, при которых как отдельные сотрудники, так и команды могли эффективно осуществлять свою трудовую деятельность вне зависимости от их физического местонахождения. В отличие от традиционного формата работы, которая обязывает сотрудников присутствовать в офисе полный рабочий день, и удаленного формата работы, который не предполагает со стороны работодателя обязательств по обеспечению сотрудников каким-либо рабочим местом в офисе, гибридный формат работы предполагает совмещение в той или иной пропорции форматов работы в офисе и дистанционно.
Цифровой офис и цифровой формат офиса – выполнение должностных обязанностей не требует постоянного присутствия в офисе. Цифровой формат предполагает полный или частичный перевод сотрудников на дистанционную работу, обеспечение сотрудников техническими инструментами и управленческими подходами для эффективной работы вне зависимости от физического места нахождения.
Результаты исследования
Анализ данных, представленных в данном исследовании, позволяет сделать выводы о динамике изменений в организации труда и форматах работы в российских компаниях после пандемии 2020 года.
Рис. 1. Изменения в формате работы офисов
Согласно данным исследования 47% респондентов (рис. 1) отметили, что их компаний были вынуждены принять решение о переходе на другие форматы работы в условиях новых вызовов, стоящих перед бизнесом. Это свидетельствует о значительной гибкости и способности к адаптации современных организаций. В то же время, среди 53% компаний, которые не столкнулись с необходимостью менять формат работы, 19% (64 компании) уже активно использовали цифровые форматы до 2020 года и были подготовлены к новым условиям. Таким образом, исследование показывает, что 67% респондентов применяют цифровые (гибридный или полностью дистанционный) формат работы в своих компаниях.
Рис. 2. Форматы работы офисов российских компаний 2021
Сопоставимые данные о применяемом формате работы продемонстрированы на рис. 2. При ответе на вопрос о применяемых форматах работы 52% компаний подтвердили, что либо уже перешли на смешанный формат работы, либо планируют это сделать в ближайшем будущем. Смешанный формат, предполагающий сочетание офисной и удаленной работы, становится все более популярным и востребованным, так как он позволяет максимально эффективно использовать ресурсы компании и предоставлять сотрудникам гибкость в организации своего рабочего процесса.
Данные опроса показывают, что среди респондентов количество цифровых офисов увеличилось в 2,3 раза после 2020 года. Это свидетельствует о широком распространении дистанционных форматов работы и их востребованности на рынке. Тем не менее, 32% компаний продолжают придерживаться традиционных подходов и планировали вернуться к полностью офисной работе после стабилизации ситуации.
Из комментариев респондентов глубинных интервью можно выделить ряд положительных моментов перехода на цифровые формы работы. Так, одним из наиболее ярких плюсов вынужденного перехода на дистанционную форму работы респонденты отметили рост эффективности труда, а не ее снижение, как ожидалось. Из трудностей работы в дистанционном формате респонденты выделили “сложность адаптации новых сотрудников” и “отсутствие навыков управления распределенными командами”.
Исследование динамики адаптации российских компаний к дистанционной работе подтверждается данными из статьи, опубликованной в деловой газете "Ведомости" 5 августа 2021 года. В статье говорится, что гибридная работа, сочетающая присутствие в офисе и удаленную работу, стала одним из ключевых трендов на российском рынке труда. По данным статьи, около 70% российских компаний готовы предложить своим сотрудникам гибридный формат работы, что соответствует выводам нашего исследования.
Международные исследования подтверждают глобальный тренд внедрения гибридных форматов работы. Так результаты исследования, проведенного консалтинговой компанией McKinsey в мае 2021 года, показывают, что международные компании активно адаптируются к смешанным формам работы и пересматривают свои подходы к организации рабочего процесса. В исследовании отмечено позитивное влияние перехода на гибридные формы работы на продуктивность сотрудников, улучшение баланс между работой и личной жизнью, расширение доступа к талантам. Исследование отмечает схожие сложности перехода компаний на цифровые форматы работы, которые обозначили их российские коллеги, – отсутствие навыков как руководства распределенными командами у менеджерского состава, так и навыков дистанционной координацией и коммуникацией среди сотрудников, трудности поддержания общей корпоративной культуры.
Выводы
Переход на гибридный формат работы является предпочтительным, так как позволяет пользоваться всеми преимуществами одновременно удаленного и офисного формата, нивелируя их недостатки.
Внедрение гибридного формата требует не только развертывание цифровых инструментов общения команд, но и изменений в корпоративной культуре, процессах и подходе к управлению персоналом. Ключевым фактором успеха является налаженная система внутренних коммуникаций – формального и неформального общения. Вторым важным аспектом успеха является изменения в подходах к управлению - система управления сотрудниками в гибридном формате работы становится эффективной при наличии руководителей, обладающих навыками целеполагания, делегирования и управления по показателям.
Несмотря на трудности перехода на дистанционный или гибридный формат работы преимущества перевешивают их для большинства опрошенных (67% респондентов). Возможность снизить риски зависимости от необходимости присутствия сотрудников в офисе, дополненные потенциальным снижением затрат на аренду офисных помещений, способствует принятию решения о продолжении и усовершенствовании гибридного формата работы в компаниях и после снятия ограничений, вызванных пандемией COVID-19.