Дошкольное учреждение, как организация образования обладает своей ярко-выраженной структурой: цели, педагогический состав, информационно-коммуникативные процессы. Также, как и любая организованная структура, она требует согласованности и взаимодополнения в процессе взаимодействия компонентов. А это немыслимо без научно-обоснованного и целенаправленного управления или менеджмента.
Менеджмент выступает в роли целенаправленного воздействия на определенный объект с целью стабилизации или трансформации его состояния таким образом, чтобы достичь определенной цели.
Субъект управления – юридическое или физическое лицо, которое реализует властное воздействие.
Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления (юридические и физические лица, общественные, социально-экономические системы и процессы).
Администрирование – это управление, заведование, преимущество в управлении формальных, чисто административных, методов и приказных форм.
Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач [1, с. 231].
Отличительные особенности менеджмента ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) состоят в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей потребителей услуг (детей, родителей), непрерывное повышение эффективности оказания услуг (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их регулярную корректировку в зависимости от состояния запросов.
Менеджмент в ДОУ – это тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации и эффективного функционирования и оптимального развития учреждения.
Менеджмент как один из видов управленческой деятельности является частью эффективной системы хозяйствования, способствует рациональному распределению ресурсов ДОУ и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников.
Менеджмент, как вид деятельности является разновидностью трудового процесса и характеризуется такими элементами: предметом труда, средствами труда, трудом, результатом труда.
Организационная структура менеджмента в дошкольном учреждении – это комплекс индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены возможности и ответственность за выполнение управленческих функций, существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.
Чтобы данная структура функционировала результативно необходимо соблюдать определённые условия.
Очень важно для руководителя ДОУ правильно ставить цели и задачи менеджмента. В процессе целеполагания основными из них должны стать следующие цели:
– становление, формирование управляемой и управляющей систем;
– сохранение всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;
– обеспечение рационального функционирования системы;
– развитие системы, перевод из существующего состояния в новое, более высокое по качеству состояние [2, с. 48].
Значимым условием эффективного менеджмента является процесс прогнозирования. Задача прогнозирования: не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Это такой метод научного исследования, который ставит своей целью возможность предусмотреть потенциальные варианты развития тех или иных процессов и явлений, которые определены в качестве объекта такого исследования.
Содержание менеджмента в ДОУ предъявляет конкретные требования и к профессионально-деловым качествам заведующего. Руководитель должен обладать культурой руководства коллективом.
Культура руководства – это умение грамотно, глубоко и всесторонне оценивать результаты работы всего дошкольного учреждения, а также каждого воспитателя, умение понимать и делать практические выводы.
Кроме личностных свойств и культуры руководства, администратор ДОУ обязан выполнять ряд функций, необходимых для эффективного менеджмента. Это функции организации, планирования, мотивации и контролирования.
Функция планирования подразумевает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. С помощью планирования руководство стремится определить основные направления усилий и принятия решений, которые гарантируют единство цели для всех членов организации.
Организовывать, означает создавать некую структуру. Существует большое количество элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, определенные задания организации.
Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.
Контролирование – это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля:
1) мониторинг и анализ (это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный промежуток, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами);
2) установление стереотипов (это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный этап периода);
3) корректировка отклонений от первоначального плана [3, с. 128].
Таким образом, система менеджмента в ДОУ должна придерживаться ряд условий, чтобы эффективно осуществить работу управляемой подсистемы. К этим условиям относятся: прогнозирование, оптимальная постановка целей управления, проектирование и моделирование в процессе управленческой деятельности, культура руководства, а также реализация функций менеджмента: планирования, мотивации организации, и контроля.