Главная
АИ #7 (10)
Статьи журнала АИ #7 (10)
Условия эффективного менеджмента в дошкольном учреждении

Условия эффективного менеджмента в дошкольном учреждении

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

менеджмент
культура руководства
прогнозирование
объект управления
субъект управления

Аннотация статьи

В статье эффективного менеджмента в дошкольном учреждении рассматривается тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации и эффективного функционирования и оптимального развития учреждения.

Текст статьи

Дошкольное учреждение, как организация образования обладает своей ярко-выраженной структурой: цели, педагогический состав, информационно-коммуникативные процессы. Также, как и любая организованная структура, она требует согласованности и взаимодополнения в процессе взаимодействия компонентов. А это немыслимо без научно-обоснованного и целенаправленного управления или менеджмента.

Менеджмент выступает в роли целенаправленного воздействия на определенный объект с целью стабилизации или трансформации его состояния таким образом, чтобы достичь определенной цели.

Субъект управления – юридическое или физическое лицо, которое реализует властное воздействие.

Объект управления – то, на что направлено властное воздействие объекта управления (юридические и физические лица, общественные, социально-экономические системы и процессы).

Администрирование – это управление, заведование, преимущество в управлении формальных, чисто административных, методов и приказных форм.

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач [1, с. 231].

Отличительные особенности менеджмента ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) состоят в том, что он ориентирует руководителя на удовлетворение потребностей потребителей услуг (детей, родителей), непрерывное повышение эффективности оказания услуг (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), свободу принятия решений, разработку стратегических целей и программ и их регулярную корректировку в зависимости от состояния запросов.

Менеджмент в ДОУ – это тесное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, направленное на обеспечение становления, стабилизации и эффективного функционирования и оптимального развития учреждения.

Менеджмент как один из видов управленческой деятельности является частью эффективной системы хозяйствования, способствует рациональному распределению ресурсов ДОУ и целенаправленной организации совместных трудовых усилий работников.

Менеджмент, как вид деятельности является разновидностью трудового процесса и характеризуется такими элементами: предметом труда, средствами труда, трудом, результатом труда.

Организационная структура менеджмента в дошкольном учреждении – это комплекс индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены возможности и ответственность за выполнение управленческих функций, существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.

Чтобы данная структура функционировала результативно необходимо соблюдать определённые условия.

Очень важно для руководителя ДОУ правильно ставить цели и задачи менеджмента. В процессе целеполагания основными из них должны стать следующие цели:

– становление, формирование управляемой и управляющей систем;

– сохранение всех свойств системы, ее упорядочение и стабилизация;

– обеспечение рационального функционирования системы;

– развитие системы, перевод из существующего состояния в новое, более высокое по качеству состояние [2, с. 48].

Значимым условием эффективного менеджмента является процесс прогнозирования. Задача прогнозирования: не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Это такой метод научного исследования, который ставит своей целью возможность предусмотреть потенциальные варианты развития тех или иных процессов и явлений, которые определены в качестве объекта такого исследования.

Содержание менеджмента в ДОУ предъявляет конкретные требования и к профессионально-деловым качествам заведующего. Руководитель должен обладать культурой руководства коллективом.

Культура руководства – это умение грамотно, глубоко и всесторонне оценивать результаты работы всего дошкольного учреждения, а также каждого воспитателя, умение понимать и делать практические выводы.

Кроме личностных свойств и культуры руководства, администратор ДОУ обязан выполнять ряд функций, необходимых для эффективного менеджмента. Это функции организации, планирования, мотивации и контролирования.

Функция планирования подразумевает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. С помощью планирования руководство стремится определить основные направления усилий и принятия решений, которые гарантируют единство цели для всех членов организации.

Организовывать, означает создавать некую структуру. Существует большое количество элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, определенные задания организации.

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет.

Контролирование – это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля:

1) мониторинг и анализ (это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный промежуток, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами);

2) установление стереотипов (это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный этап периода);

3) корректировка отклонений от первоначального плана [3, с. 128].

Таким образом, система менеджмента в ДОУ должна придерживаться ряд условий, чтобы эффективно осуществить работу управляемой подсистемы. К этим условиям относятся: прогнозирование, оптимальная постановка целей управления, проектирование и моделирование в процессе управленческой деятельности, культура руководства, а также реализация функций менеджмента: планирования, мотивации организации, и контроля.

Список литературы

  1. Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением / Под ред. А. К. Бондаренко, Л. В. Поздняк, В. И. Шкатулла. – М.: ИНФРА-М, 2015 –231 с.
  2. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. – М.: Новая школа, 2016 – 48 с.
  3. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением : практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК: в 2-х частях / Под ред. Т. П. Колодяжная. – Ростов-н/Д: «Учитель», 2015. – Ч.1. – 128 с.

Поделиться

6126

Кусаинова Д. Е., Курманалинова Р. Б. Условия эффективного менеджмента в дошкольном учреждении // Актуальные исследования. 2020. №7 (10). С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/592-usloviya-effektivnogo-menedzhmenta-v-doshkoln

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря