Знания о живом мире для детей дошкольного возраста являются важным этапом становления экологического воспитания. На их основе строятся мировоззренческие позиции, а научно-естественные представления о живой и неживой природе становятся основой поведенческих факторов в будущем. Золотова Е.И. пишет, что экологическое воспитание является основной необходимостью развития человечества. Оно направлено на формирование научной картины мира, собственного мироощущения, практических навыков, ориентации в жизненном направлении, активной жизненной позиции по отношению к рациональному использованию природных ресурсов и знаний в области охраны труда. Поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо начинать работу по правильной ориентации маленького человека на познание животного мира [2].
Выделим основные особенности становления знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста:
- Большинство детей способны запомнить разрозненные сведения об отдельных видах животных и не всегда могут запомнить их поведенческие и анатомические особенности.
- У них накапливаются обобщенные знаний, они могут запоминать определенные термины и знания о новых видах животных.
- В процессе практической деятельности ребенок учится запоминать обобщенную информацию, и группировать ее по сходствам.
- Все сформированные сведения подстраиваются под особенности не сформированного мышления ребенка дошкольного возраста.
- Важным является наглядный показательный пример животных воспитателем, объяснение основ их морфологических и поведенческих признаков.
Именно поэтому педагоги-воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны выбрать определенные направления для знакомства детей с животным миром: объяснение особенностей внешнего вида животного, его жизненных проявлений и среды, в которой он обитает. Кроме этого, важно объяснять ребенку пользу, которая исходит от животных [1].
Дети дошкольного возраста приобретают определенные общие знания о группах животных, которые относятся к определенной зоологической категории. Они начинают запоминать слова, которые характеризуют класс животных. Например, птицы, насекомые, хищники, травоядные, грызуны. Со временем они учатся группировать представителей определенной категории в соответствии с картинкой.
А.М. Гаврилова, А.Ф. Говоркова, С.Н. Николаева, А.М. Федотова и др. подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят) [6].
Для обучения детей здоровому отношению к окружающему миру, необходимо прививать им общие представления о живых и неживых предметах и явлениях. Николаева С.Н. утверждает, что средний дошкольный возраст ребенка – это самый лучший период для накопления конкретных, разрозненных знаний об отдельных процессах и явлениях, животных, птицах и так далее. Поэтому очень важно в педагогических условиях соблюсти закладку первичных ориентиров в животной тематике, обогатить внутренний мир ребенка знаниями о ее разнообразии [4, c. 14].
Выделим основные методики развития у детей среднего дошкольного возраста сведений о живых существах:
- просмотр ярких картинок, иллюстраций;
- чтение стихов, небольших текстов и поговорок;
- беседа с детьми;
- наглядный пример в виде ухода за определенным животным;
- продуктивные типы игр;
- народные сказки [3, c. 270].
Основой методик развития у детей представлений о животных, которые определяются педагогическими условиями дошкольных учреждений, являются определенные приемы, которые направлены на решение определенных задач. Обучающая роль может иметь прямое (обращение, оценивание) и косвенное (направление, подсказка) значение.
На одном занятии обычно используется комплекс приемов, при этом учитывают их вариативность и сочетаемость.
Представим определенные группы приемов (по Бабанскому Ю.Г.):
Рис. Группа приемов в решении задач обучения детей дошкольного возраста представлениям о животных [7]
О.Ф. Горбатенко проводила исследование жизненных определений с точки зрения детей и взрослых и выявила, что у каждого из них имеет свое ядро – четкое знание объектов, относимых к понятию. Кроме этого, имеются неотчетливые представления о живом мире и ее обитателях. Три понятия образуют свое центральное ядро, конкретной иллюстрацией которого являются животные, относящиеся одновременно ко всем группам (например, дикие хищные млекопитающие – волк, лиса, тигр, лев и др.). На фоне этого ядра представления о других животных создают круг неясных знаний, что влечет за собой ошибки при их классификации (крокодила считают зверем, а зайца и белку – нет; отнесение кошки или собаки к хищникам вызывает удивление и протест и т.д.). Даже у взрослых, отмечается смешивание данных понятий. Поэтому для детей характерно общее искажение полученной информации, что делает ее стихийной в понимании ребенка [5].
Заключение. Таким образом, обобщив вышесказанное, составим список выводов по данному исследованию теоретических положений:
- В среднем дошкольном возрасте дети способны накапливать определенные знания о видах животных, которые могут иметь разрозненный характер.
- Наиболее характерные представления – это особенности их строения и поведения.
- Положительное влияние на процесс накопления данных знаний оказывает педагогическая работа в виде определенных методик и приемов.