Главная
АИ #13 (143)
Статьи журнала АИ #13 (143)
Формирование представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста

Формирование представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагог
средний дошкольный возраст
животное
прием
научно-естественное представление

Аннотация статьи

Статья рассматривает особенности формирования представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста. Произведен анализ научно-практической литературы по данной проблеме, выделены наиболее эффективные педагогические условия по накоплению экологических знаний о животных у дошкольников. Дошкольный период детства является временем, когда маленький человек знакомится с окружающим миром, исследует мир животных и птиц. Чем младше ребенок, тем легче привить ему необходимые представления обо всем вокруг. Данное исследование может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Текст статьи

Знания о живом мире для детей дошкольного возраста являются важным этапом становления экологического воспитания. На их основе строятся мировоззренческие позиции, а научно-естественные представления о живой и неживой природе становятся основой поведенческих факторов в будущем. Золотова Е.И. пишет, что экологическое воспитание является основной необходимостью развития человечества. Оно направлено на формирование научной картины мира, собственного мироощущения, практических навыков, ориентации в жизненном направлении, активной жизненной позиции по отношению к рациональному использованию природных ресурсов и знаний в области охраны труда. Поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо начинать работу по правильной ориентации маленького человека на познание животного мира [2].

Выделим основные особенности становления знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста:

  • Большинство детей способны запомнить разрозненные сведения об отдельных видах животных и не всегда могут запомнить их поведенческие и анатомические особенности.
  • У них накапливаются обобщенные знаний, они могут запоминать определенные термины и знания о новых видах животных.
  • В процессе практической деятельности ребенок учится запоминать обобщенную информацию, и группировать ее по сходствам.
  • Все сформированные сведения подстраиваются под особенности не сформированного мышления ребенка дошкольного возраста.
  • Важным является наглядный показательный пример животных воспитателем, объяснение основ их морфологических и поведенческих признаков.

Именно поэтому педагоги-воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны выбрать определенные направления для знакомства детей с животным миром: объяснение особенностей внешнего вида животного, его жизненных проявлений и среды, в которой он обитает. Кроме этого, важно объяснять ребенку пользу, которая исходит от животных [1].

Дети дошкольного возраста приобретают определенные общие знания о группах животных, которые относятся к определенной зоологической категории. Они начинают запоминать слова, которые характеризуют класс животных. Например, птицы, насекомые, хищники, травоядные, грызуны. Со временем они учатся группировать представителей определенной категории в соответствии с картинкой.

А.М. Гаврилова, А.Ф. Говоркова, С.Н. Николаева, А.М. Федотова и др. подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят) [6].

Для обучения детей здоровому отношению к окружающему миру, необходимо прививать им общие представления о живых и неживых предметах и явлениях. Николаева С.Н. утверждает, что средний дошкольный возраст ребенка – это самый лучший период для накопления конкретных, разрозненных знаний об отдельных процессах и явлениях, животных, птицах и так далее. Поэтому очень важно в педагогических условиях соблюсти закладку первичных ориентиров в животной тематике, обогатить внутренний мир ребенка знаниями о ее разнообразии [4, c. 14].

Выделим основные методики развития у детей среднего дошкольного возраста сведений о живых существах:

  • просмотр ярких картинок, иллюстраций;
  • чтение стихов, небольших текстов и поговорок;
  • беседа с детьми;
  • наглядный пример в виде ухода за определенным животным;
  • продуктивные типы игр;
  • народные сказки [3, c. 270].

Основой методик развития у детей представлений о животных, которые определяются педагогическими условиями дошкольных учреждений, являются определенные приемы, которые направлены на решение определенных задач. Обучающая роль может иметь прямое (обращение, оценивание) и косвенное (направление, подсказка) значение.

На одном занятии обычно используется комплекс приемов, при этом учитывают их вариативность и сочетаемость.

Представим определенные группы приемов (по Бабанскому Ю.Г.):

Рис. Группа приемов в решении задач обучения детей дошкольного возраста представлениям о животных [7]

О.Ф. Горбатенко проводила исследование жизненных определений с точки зрения детей и взрослых и выявила, что у каждого из них имеет свое ядро – четкое знание объектов, относимых к понятию. Кроме этого, имеются неотчетливые представления о живом мире и ее обитателях. Три понятия образуют свое центральное ядро, конкретной иллюстрацией которого являются животные, относящиеся одновременно ко всем группам (например, дикие хищные млекопитающие – волк, лиса, тигр, лев и др.). На фоне этого ядра представления о других животных создают круг неясных знаний, что влечет за собой ошибки при их классификации (крокодила считают зверем, а зайца и белку – нет; отнесение кошки или собаки к хищникам вызывает удивление и протест и т.д.). Даже у взрослых, отмечается смешивание данных понятий. Поэтому для детей характерно общее искажение полученной информации, что делает ее стихийной в понимании ребенка [5].

Заключение. Таким образом, обобщив вышесказанное, составим список выводов по данному исследованию теоретических положений:

  1. В среднем дошкольном возрасте дети способны накапливать определенные знания о видах животных, которые могут иметь разрозненный характер.
  2. Наиболее характерные представления – это особенности их строения и поведения.
  3. Положительное влияние на процесс накопления данных знаний оказывает педагогическая работа в виде определенных методик и приемов.

Список литературы

  1. Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста / Т. А. Будникова, Е. С. Дунаева. – Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). – Казань : Молодой ученый, 2020. – С. 6-10. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15699/ (дата обращения: 18.03.2023).
  2. Вербицкая В.В. Формирование знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a target="_blank" href="https://scienceforum.ru/2016/article/2016025450">https://scienceforum.ru/2016/article/2016025450</a> (дата обращения: 18.03.2023 ).
  3. Мурашова, В. Ю. Формирование представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста посредством народных сказок / В. Ю. Мурашова, С. О. Грунина // Дошкольное детство: теория, методика, практика. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2020. – С. 269-273. – EDN DVFECO.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 14-18.
  5. Разливанова М.А., Шанц Е.А. Особенности формирования представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a target="_blank" href="https://scienceforum.ru/2020/article/2018021306">https://scienceforum.ru/2020/article/2018021306</a> (дата обращения: 18.03.2023 ).
  6. Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования представлений о мире животных у детей среднего дошкольного возраста // solncesvet.ru URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rpps-kak-sr-vo-formirovanie-predstavleni.1276771207/ (дата обращения: 19.03.2023).
  7. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста через использование эффективных методов и приемов // dou8.siteedu.ru URL: https://dou8.siteedu.ru/media/sub/691/documents/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BE_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%83_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9.pdf (дата обращения: 18.03.2023).

Поделиться

1718

Осадчая Е. А., Демидченкова А. А. Формирование представлений о животных у детей среднего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №13 (143). С. 100-103. URL: https://apni.ru/article/5920-formirovanie-predstavlenij-o-zhivotnikh-u-det

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря