Главная
Конференции
Научное знание как фактор общественного развития
Межкультурная компетентность и педагогический профессионализм: взгляд исследоват...

Межкультурная компетентность и педагогический профессионализм: взгляд исследователей

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

межкультурная компетентность
дети-мигранты
образование
педагогический профессионализм

Аннотация статьи

Педагог образовательной организации – это профессия, которая очень тесно связана с текущими общественными событиями и, соответственно, также требует реагирования на меняющиеся требования. Среди прочего, это может сопровождаться корректировкой профилей компетенций педагогов для взрослых в рамках учебных программ, а также образовательных услуг. В равной степени это относится и к социальным изменениям в контексте миграционных процессов. Часто используемое, но также подвергающееся критике модное слово в этом контексте – «межкультурная компетентность».

Текст статьи

Все чаще возникает потребность в том, чтобы педагоги приобретали знания о феномене миграционного общества и – по крайней мере частично – нуждались в специальных компетенциях для работы с разнородными или многоязычными группами учащихся. Однако вопрос о том, адекватно ли описываются соответствующие компетенции с помощью атрибута «межкультурный», является спорным. Кроме того, общее предположение о необходимости «особого» обращения с каждым взаимодействием, в котором участвуют дети-мигранты, проблематично. Это еще раз подтверждает инаковость людей с миграционными биографиями.

Межкультурная компетентность рассматривается в литературе как собирательный термин для обозначения разнообразных требований в коммуникативном и социальном плане, которые включают, среди прочего, конфликтность, терпимость, сочувствие и многое другое. Степень, в которой при этом актуальны знания стран или культурологии, оценивается по-разному и, соответственно, также выражается в широком спектре подходов к обучению. Межкультурная компетентность не описывает фиксированный канон знаний и поведения. Его необходимо закрепить в конкретной ситуации, и его скорее можно интерпретировать как ориентацию, основанную на рефлексивном подходе к пониманию себя и других. Однако если понимать – как здесь предлагается – культурные импринты и высказывания в очень общем смысле, межкультурная компетентность становится важным навыком во всех образовательных контекстах.

В педагогическом дискурсе неоднократно критически упоминалась проблема культурализации, которая благодаря растущей доле рынка тренингов по межкультурным навыкам кажется как никогда актуальной. При этом критика относится как к теоретическим основам, так и к практике некоторых образовательных мероприятий, в которых рассказывается о предполагаемых культурных особенностях детей-мигрантов. Кроме того, инструментальное понимание межкультурной компетентности подвергается критике.

Другое возражение касается того обстоятельства, что образовательные предложения, направленные на повышение межкультурной компетентности, в основном ориентированы на представителей общества большинства и возглавляются «местными» тренерами. Дети-мигранты в конечном итоге приобретают только один объектный статус в этой структуре - о них узнают.

В качестве важного подхода к решению проблем миграционного общества в образовании здесь предлагается сначала критически рассмотреть дифференциации, возникающие в интеграционном дискурсе. Соответствующее размышление не будет ни игнорировать, ни подтверждать различия и идентичности, не отражая их, ни фиксировать их недвусмысленным образом.

Признание различий, с одной стороны, является центральным, но, с другой стороны, это никоим образом не означает признание (социального) неравенства. Признание в любом случае должно осуществляться с осознанием того, что это результаты практики дифференциации. Кроме того, профессиональная практика признания включает внимательность и (самокритичное) отношение к переживаниям расизма и дискриминации, а также к тем, кто сталкивается с ними, соответственно собственного властного положения и привилегий (Критическая белизна) (А. Скачок). Если (национальная) культурная принадлежность вообще может быть определена как значимый фактор в ситуации, то следует развивать процессуальное понимание культуры. Приоритет должен быть отдан участию учителей с миграционным опытом.

Учебные процессы должны быть неотъемлемой частью обучения и повышения квалификации педагогов. Пока это реализовано лишь частично. В связи с этим также важно учитывать, в какой степени в самих образовательных процессах и посредством них вносится вклад в формирование стереотипов или стабилизацию (дискриминационных) социальных отношений, соответственно.

Таким образом, (обусловленный миграционным обществом) педагогический профессионализм не основан на культурологических знаниях или на объединяющем требовании «понимания других», согласно Э. Бродену. Он подразумевает способность признавать различия и в то же время критически размышлять о процессах производства различий. Что касается явлений миграционного общества, «компетентность в признании» (А. Скачок) основана на знаниях об условиях жизни детей-мигрантов, расизме / дискриминации, структурных / институциональных факторах признания и символических порядках в миграционных обществах.

Список литературы

  1. Ауэрнхаймер Г. Межкультурная компетентность и педагогический профессионализм // Издательство социальных наук. 2016.
  2. Броден Э. Понимание друг друга? Замечания, критикующие расизм, являются центральным топосом межкультурного образования. В: Шаратов, Вибке / Лейпрехт Р. Образовательная работа, критикующая расизм (Критика расизма, том 2). Швальбах / Тс .: Кинохроника-издательство. С. 119-134.
  3. Броден Э., Мечерил П. Динамика миграционного общества. – Дюссельдорф: ИДА-Северо-запад Германии, 2018.
  4. Грюнхаге-Монетти М. Межкультурная компетентность в иммиграционном обществе: концепции повышения квалификации для местного самоуправления и организаций мигрантов. // Перспективы межкультурного открытия. Буклет 1/2013.
  5. Захараки И., Эппенштейн Т., Круммахер М. Практическое руководство по обучению, углублению, реализации межкультурной компетентности. 2-е изд., - Швальбах: Кинохроника изд. 2018.
  6. Калпака А. «Параллельные общества» в образовательной работе - возможности и дилеммы педагогических действий в «защищенных пространствах». В: Эльверих Г. / Калпака А. / Райндлмайер К.: Отслеживание: отражение образовательной работы в иммиграционном обществе. Мюнстер: Unrast, 2020. - С. 95-165.
  7. Калпака А. Педагогический профессионализм в ловушке культурализации. Об обращении с «культурой» в условиях различия и доминирования. В: Лейпрехт, Рудольф / Кербер Э. (ред.): Школа в иммиграционном обществе. Справочник. Швальбах: Кинохроника, 2018. - С. 387-405.
  8. Оттен М., Шайца А., Кнырим А. Межкультурная компетентность в условиях перемен. Основы, концепции и дискурсы. Франкфурт-на-Майне / Лондон: Издательство IKO по межкультурной коммуникации (Вклад в межкультурное сотрудничество, том 1) 2020.
  9. Скачок А. Между дискриминацией и признанием. Повышение квалификации в миграционном обществе. - Мюнстер, Нью-Йорк, Мюнхен, Берлин: Ваксманн. 2018.
  10. Фишер В. Межкультурная компетентность. Повышение квалификации - трансферт - организационное развитие. 2-е изд. - Швальбах: Кинохроника, 2016.
  11. Цойнер К. Правосудие и справедливость: дискурс и практика для критического политического образования. В: Отчет. Журнал исследований в области непрерывного образования, Jg. 30, выпуск 3/2007, С. 39-48.
  12. Чоллек Л.К., Перко Г., Вайнбах Х. Практическое руководство по социальной справедливости и разнообразию: теории, обучение, методы, упражнения. Вайнхайм: Beltz Juventa, 2012.
  13. Штрауб Ю. Справочник межкультурная коммуникация и компетентность. Основные понятия - теории - области применения. - Штутгарт: Мецлер, 2017.

Поделиться

999

Морева Е. В., Спирина Е. В. Межкультурная компетентность и педагогический профессионализм: взгляд исследователей // Научное знание как фактор общественного развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/5926-mezhkulturnaya-kompetentnost-i-pedagogicheski

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря