Сельское хозяйство является гарантом продовольственной безопасности страны, а также выступает той ключевой сферой, которая обеспечивает устойчивое и эффективное развитие экономики России и ее регионов.
Государственное регулирование развития сельских территорий – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на формирование условий, обеспечивающих социально-экономические, политические и экологические изменения, способствующие повышению уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности [3, с. 36].
Регулирование развития сельских территорий во многом зависит от региональной специфики, природных характеристик и эффективности организации местного самоуправления, однако местные и региональные власти, так или иначе, могут законно действовать лишь в рамках федеральной нормативно-правовой базы, обозначающей их поле компетенций, возможности и способы деятельности. При этом не стоит принижать роль этих двух властных уровней, так как механизм разделения обязанностей был создан и организован именно с целью делегирования определенных полномочий тем субъектам власти, которые бы справились с ними наиболее эффективно.
Выходит, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой, затрагивающей все уровни власти, и возможно при совокупности нескольких условий (рисунок 1) [1, с. 59].
Рис. 1. Условия обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики
Основными элементами, характеризующими систему государственного регулирования развития сельских территорий, являются цели и инструменты.
Основными целями государственного регулирования развития сельских территорий выступают: достижение стабильности макроэкономических показателей, поддержание и увеличение доходов в сельскохозяйственном производстве, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности страны; повышение уровня социально-экономического развития, занятости на селе, качества жизни населения и обеспечение устойчивого развития сельских территорий [5, с. 380].
Инструменты, применяемые в госрегулировании развития сельских территорий разнообразны и многочисленны. Они могут быть разбиты на следующие группы: организационно-экономические и организационно-экономические (рисунок 2).
Рис. 2. Инструменты государственного регулирования развития аграрного сектора экономики
Ускорение развития аграрного сектора экономики – первоочередная задача государства, которая во многом зависит от роста объемов, совершенствования направлений и форм государственной поддержки.
Регулирование развития аграрного сектора экономики осуществляется путем принятия краевых программ в области развития сельского хозяйства. Данные программы направлены на развитие научного обеспечения, инвестиционную поддержу аграрного сектора, внедрение цифровых технологий. Показатели финансирования и реализации мероприятий по научному обеспечению АПК в рамках краевой программы развития сельского хозяйства говорят об увеличении научного обеспечения АПК на 98,3%. Обеспечение содействия развитию аграрной науки, проведение научных исследований увеличилось на 84%, обеспечение организации научно-практических конференций, семинаров, издание методических рекомендаций возросло на 93,5%.
Также одними из эффективных и существенных новшеств регулирования развития сельских территорий является переход на компенсирующие и стимулирующие субсидии. Компенсирующие субсидии направляются на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства. Стимулирующие субсидии направляются на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства и животноводства и развитие малых форм хозяйствования [2, с. 50].
Компенсирующая и стимулирующая субсидии объединили некоторые виды ранее предоставлявшихся субсидий: несвязанную поддержку, субсидию на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. С другой стороны, они объединили ранее не субсидируемые или слабо субсидируемые виды деятельности. Объемы компенсирующих и стимулирующих субсидий региону во много зависят от показателей муниципального образования, которые учитываются в определении сумм распределения субсидий. У регионов появилось больше полномочий в выборе направлений поддержки [4, с. 35].
Таким образом, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей упрощает и объективирует распределение субсидий из бюджета, имеет целью стимулирование научно-технического развития аграрного сектора экономики, повышение здоровой конкуренции среди хозяйств. С другой стороны, не все хозяйства в силу незаинтересованности и низкой способности привлекать инвестиции могут воспользоваться стимулирующими субсидиями. Сектор производственной кооперации как раз в меньшей степени может привлекать инвестиции в силу особенностей организационно-правовой формы своих хозяйств, когда инвестором может быть только сам работник-собственник своего пая. Соответственно, в производственных кооперативах сужены возможности для привлечения инвестиций, развития производственных мощностей хозяйств с последующих получением субсидий на возмещение части затрат. Также следует отметить, что региональные органы регулирования экономики сельского хозяйства должны стимулировать получение сельхозкооперативами инвестиций из других источников.