Главная
АИ #13 (143)
Статьи журнала АИ #13 (143)
Государственное регулирование развития сельских территорий

Государственное регулирование развития сельских территорий

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

экономика
сельские территории
государственное регулирование
развитие
безопасность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются, цели, инструменты, а также особенности государственного регулирования развития сельских территорий в Краснодарском крае.

Текст статьи

Сельское хозяйство является гарантом продовольственной безопасности страны, а также выступает той ключевой сферой, которая обеспечивает устойчивое и эффективное развитие экономики России и ее регионов.

Государственное регулирование развития сельских территорий – это деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на формирование условий, обеспечивающих социально-экономические, политические и экологические изменения, способствующие повышению уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности [3, с. 36].

Регулирование развития сельских территорий во многом зависит от региональной специфики, природных характеристик и эффективности организации местного самоуправления, однако местные и региональные власти, так или иначе, могут законно действовать лишь в рамках федеральной нормативно-правовой базы, обозначающей их поле компетенций, возможности и способы деятельности. При этом не стоит принижать роль этих двух властных уровней, так как механизм разделения обязанностей был создан и организован именно с целью делегирования определенных полномочий тем субъектам власти, которые бы справились с ними наиболее эффективно.

Выходит, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой, затрагивающей все уровни власти, и возможно при совокупности нескольких условий (рисунок 1) [1, с. 59].

Рис. 1. Условия обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики

Основными элементами, характеризующими систему государственного регулирования развития сельских территорий, являются цели и инструменты.

Основными целями государственного регулирования развития сельских территорий выступают: достижение стабильности макроэкономических показателей, поддержание и увеличение доходов в сельскохозяйственном производстве, увеличение производства сельскохозяйственной продукции и обеспечение продовольственной безопасности страны; повышение уровня социально-экономического развития, занятости на селе, качества жизни населения и обеспечение устойчивого развития сельских территорий [5, с. 380].

Инструменты, применяемые в госрегулировании развития сельских территорий разнообразны и многочисленны. Они могут быть разбиты на следующие группы: организационно-экономические и организационно-экономические (рисунок 2).

Рис. 2. Инструменты государственного регулирования развития аграрного сектора экономики

Ускорение развития аграрного сектора экономики – первоочередная задача государства, которая во многом зависит от роста объемов, совершенствования направлений и форм государственной поддержки.

Регулирование развития аграрного сектора экономики осуществляется путем принятия краевых программ в области развития сельского хозяйства. Данные программы направлены на развитие научного обеспечения, инвестиционную поддержу аграрного сектора, внедрение цифровых технологий. Показатели финансирования и реализации мероприятий по научному обеспечению АПК в рамках краевой программы развития сельского хозяйства говорят об увеличении научного обеспечения АПК на 98,3%. Обеспечение содействия развитию аграрной науки, проведение научных исследований увеличилось на 84%, обеспечение организации научно-практических конференций, семинаров, издание методических рекомендаций возросло на 93,5%.

Также одними из эффективных и существенных новшеств регулирования развития сельских территорий является переход на компенсирующие и стимулирующие субсидии. Компенсирующие субсидии направляются на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства. Стимулирующие субсидии направляются на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства и животноводства и развитие малых форм хозяйствования [2, с. 50].

Компенсирующая и стимулирующая субсидии объединили некоторые виды ранее предоставлявшихся субсидий: несвязанную поддержку, субсидию на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. С другой стороны, они объединили ранее не субсидируемые или слабо субсидируемые виды деятельности. Объемы компенсирующих и стимулирующих субсидий региону во много зависят от показателей муниципального образования, которые учитываются в определении сумм распределения субсидий. У регионов появилось больше полномочий в выборе направлений поддержки [4, с. 35].

Таким образом, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей упрощает и объективирует распределение субсидий из бюджета, имеет целью стимулирование научно-технического развития аграрного сектора экономики, повышение здоровой конкуренции среди хозяйств. С другой стороны, не все хозяйства в силу незаинтересованности и низкой способности привлекать инвестиции могут воспользоваться стимулирующими субсидиями. Сектор производственной кооперации как раз в меньшей степени может привлекать инвестиции в силу особенностей организационно-правовой формы своих хозяйств, когда инвестором может быть только сам работник-собственник своего пая. Соответственно, в производственных кооперативах сужены возможности для привлечения инвестиций, развития производственных мощностей хозяйств с последующих получением субсидий на возмещение части затрат. Также следует отметить, что региональные органы регулирования экономики сельского хозяйства должны стимулировать получение сельхозкооперативами инвестиций из других источников.

Список литературы

  1. Воронин Б.А., Лоретц О.Г., Воронина Я.В. Система управления сельским хозяйством в современной России // Аграрный вестник. – 2019. – № 6 (185). – С. 59-63.
  2. Гоголев И.М., Пименова Н.Б., Марковина Е.В. Инновационно-инвестиционное развитие регионального агрокомплекса // Менеджмент: теория и практика. – 2021. – № 3-4. – С. 48-56.
  3. Климентова Э.А. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2020. – № 8. – С. 36-41.
  4. Колесников А.В. Эффективность государственной поддержки АПК // Russian Economic Bulletin. – 2022. – № 1. – С. 32-38.
  5. Ляпунов И.В. Эффективность государственной поддержки аграрного сектора // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 4 (34). – С. 379-382.

Поделиться

870

Кудряков В. Г., Лихота У. А. Государственное регулирование развития сельских территорий // Актуальные исследования. 2023. №13 (143). С. 72-74. URL: https://apni.ru/article/5928-gosudarstvennoe-regulirovanie-razvitiya-selsk

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря