Бюджетная поддержка сельского хозяйства и технологических нововведений

В статье идет речь о том, что российское правительство стабильно выделяет финансовую помощь для развития агропромышленного комплекса (АПК), полученную в виде экспортных пошлин.

Аннотация статьи
сельское хозяйство
агропромышленный комплекс
проект
бюджетирование
поддержка
санкции
инновационной деятельности в АПК
Ключевые слова

Уже несколько лет российский агропромышленный комплекс можно назвать самой защищенной отраслью хозяйства; государство стабильно выделяет финансы и направляет в АПК средства, полученные в виде экспортных пошлин. Как развивается отечественное сельское хозяйство и какие отрасли становятся приоритетными для господдержки, в нашей стране уже два года определяет Доктрина продовольственной безопасности. Через ее призму правительство рассматривает итоги каждого аграрного сезона – и уже тогда корректирует, какие направления сельского хозяйства поддержать больше, какие меньше, а какие почти не нуждаются в финансовой помощи государства.

По данным Минсельхоза России, бюджет госпрограмм по комплексному развитию сельских территорий и эффективному вовлечению в оборот земель сельхозназначения и развитию мелиорации увеличен: на первую планируется направить 59,9 миллиарда рублей, что на 7,4 миллиарда больше, а на вторую - 38,4 миллиарда, рост составил 13,2 миллиарда рублей.

В рамках госпрограммы АПК несколько сокращены объемы поддержки льготного кредитования экспортно ориентированных предприятий, субсидии производителям зерновых культур и предприятиям хлебопекарной промышленности. Но при необходимости финансирование будет увеличено. Источником, как и в 2022 году, станут экспортные пошлины.

"От общего объема средств, предусмотренных на госпрограмму АПК в 2023 году, половина - 173,4 миллиарда рублей - будет направлена на стимулирование инвестиционной деятельности, четвертая часть - 83,4 миллиарда рублей - на развитие отраслей и техническую модернизацию АПК. Еще 12 процентов средств, или 41,4 миллиарда рублей, планируется направить на поддержку экспорта. На субсидии производителям зерновых культур предусмотрено 10 миллиардов рублей", - сообщили в минсельхозе. Вырастут объемы поддержки таких направлений, как виноградарство и виноделие, закладка многолетних насаждений, племенное животноводство и мясное скотоводство, сельский туризм.

Есть и нововведения. Так, поддержка производства и реализации молока будет проводиться только в рамках стимулирующей субсидии, при этом ее совокупный объем в 2023 году увеличен более, чем на 2,7 миллиарда рублей. С 2023 года поддержка овощеводства вынесена из всех текущих субсидий в отдельный федеральный проект с объемом финансирования пять миллиардов рублей. В компенсирующей субсидии упрощен расчет лимитов на страхование. Введена новая субсидия - на один килограмм живой массы крупного рогатого скота не старше 24 месяцев, направленного на убой, и уточнены показатели по приобретению племенного молодняка.

Кроме того, правила предоставления субсидий на компенсацию части прямых понесенных затрат дополнены двумя направлениями - объекты по производству кормов для аквакультуры, а также приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции.

Один из актуальных вопросов импортозамещения - развитие собственной семеноводческой базы. Сейчас, по экспертным оценкам, доля импортных семян в российском растениеводстве составляет около 55 процентов для кукурузы, 65 процентов для картофеля, 73 процента для подсолнечника, более 80 процентов для овощей и 97 процентов для сахарной свеклы. При этом в Доктрине продовольственной безопасности обозначено, что доля отечественных семян в сельском хозяйстве страны к 2030 году должна составить не менее 75 процентов.

С 2023 года с 20 до 50 процентов должен увеличиться размер возмещения части затрат на создание или обновление селекционно-семеноводческих комплексов. Также расширится грантовая поддержка аграриев, участвующих в реализации комплексных научно-технических проектов, в том числе в области семеноводства технических культур.

Пока высок и уровень импортозависимости от зарубежного генетического материала в животноводстве, отмечает в разговоре с "РГ" Надежда Орлова, завотделом экономики инноваций в сельском хозяйстве Института аграрных исследований НИУ ВШЭ. "Наибольшая фактическая зависимость характерна для интенсивного индустриального птицеводства и свиноводства", - подчеркивает эксперт.

По словам Надежды Орловой, для развития собственного птицеводства необходимо поддерживать разработку готовых решений по массовому размножению кроссов и стабильности получаемого генетического поголовья, а также по созданию совместных предприятий с племенными репродукторами из Турции или Аргентины. "Эти страны еще не монополизированы европейскими и американскими производителями племенного поголовья птицы", - отмечает Надежда Орлова.

До введения санкций примерно 50 процентов сельскохозяйственной техники приходилось на зарубежную, соответственно, ей были необходимы комплектующие и сервисное обслуживание.

После санкций ситуация осложнилась тем, что в России часть узлов и комплектующих не производится, поэтому нужна замена, отмечает в разговоре с "РГ" зампредседателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова. "Разумно создать рабочую межфункциональную группу с участием минсельхоза, минпромторга, представителей машиностроительных предприятий и инжениринговых компаний, чтобы начать запуск основных технических узлов", - говорит эксперт.

При этом отечественные проекты в селекции, генетике и производстве техники являются капиталоемкими с длинными сроками реализации и, соответственно, окупаемости. Такие проекты активизируются, но процесс будет небыстрым, отмечает Михаил Фролов. Первые масштабные результаты можно будет увидеть примерно через пять лет.

Текст статьи
  1. Старкова О. Я. Налоговое бремя сельскохозяйственных предприятий // Пермский аграрный вестник. 2022. № 3 (7). С.70-77.
  2. Старкова О.Я., Старков Д.Ю. Проблемы взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с бюджетом // Актуальные вопросы современной науки. 2021. № 1. С.124-128.
  3. Сёмин А.Н. Продовольственная безопасность региона: факторы генерации и механизм обеспечения // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. 2020. № 5. С. 8-12..
  4. Распоряжение Правительства РФ 27.01.15. № 98-р. «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2023 году». (КонсультантПлюс).
Список литературы