Конкретизация важнейших аспектов социально-экономических прав нашла отражение и в документах Международной организации труда (МОТ). Международная организация труда создана в 1919 году, а в 1946 году стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, занимающимся вопросами международно-правового регулирования труда. Особенности, характерные для этой организации, заключаются в том, что в ней принимают участие не только представители государств-членов, но и на равных представители работников и представители работодателей в этих странах. Генеральная конференция МОТ по разработке и принятию конвенций и рекомендаций по различным аспектам социальных и экономических прав. На сегодняшний день МОТ приняла около 200 из этих конвенций и рекомендаций. Они регулируют и конкретизируют практически весь набор прав, закрепленных в Международном пакте об экономических, социальных, культурных и других правах. Так, Конвенция № 122 о политике в области занятости, принятая Генеральной конференцией МОТ в 1964 году, обязывает членов «осуществлять в качестве основной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно выбранной занятости» (т. 1) [3]. Такая политика должна способствовать работе «всех, кто доступен для работы и ищет ее» (ст. 2). Ряд конвенций МОТ (Конвенция № 111 о дискриминации в сфере труда 1958 года, Конвенция №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года и другие.) Запрещает дискриминацию при приеме на работу и оплате труда, осуществляемую по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения или социального происхождения. Значительное количество конвенций МОТ, принятых по свободе ассоциации (Конвенция № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948,
Конвенция № 151 о защите права на организацию и процедуры определения условий найма на государственную службу 1978 года и др.). Эти конвенции регулируют создание прав трудящихся и защиту от всех видов вмешательства. Ряд конвенций МОТ запрещает принудительный труд (Конвенция № 29 о принудительном труде 1931 г. № 105 Об отмене принудительного труда 1957 г.).
Наряду с существующей системой универсального сотрудничества государств в области прав человека, такая деятельность осуществляется на основе региональных соглашений. Региональное сотрудничество дополняет форму универсального сотрудничества и некоторым образом более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.
Согласно ст. 52 и 53 Устава Организации Объединенных Наций, региональные организации создаются для мирного урегулирования «локальных споров», а также применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре после принятия Устава ООН были созданы организации, цель которых – защита прав и свобод на региональном уровне. Старейшей региональной организацией является Совет Европы. 4 ноября 1950 года Комитет министров Совета Европы в Риме принял Европейскую конвенцию о правах человека и основных свободах, которая вступила в силу в 1953 году. Кроме того, в рамках Совета Европы в 1960 году в Турине была принята Европейская социальная хартия, которая вступила в силу в 1965 году. В отличие от Конвенции, Хартия предусматривает для ее реализации систему только докладов государств-участников, рассматриваемых специально созданным для этой цели Комитетом экспертов, который заложил международно-правовую основу для формирования базовых стандартов в области социально-экономического развития государства. Сформированные в рамках Совета Европы региональные стандарты социальных и экономических прав отражают передовой опыт в области социальной и экономической политики, который следует учитывать при совершенствовании и реформировании экономической системы государства и национальных систем социального обеспечения [1; 203]. Некоторые страны СНГ ратифицировали Европейскую социальную хартию, которая полностью соответствует их внутреннему законодательству. Кроме того, международные стандарты социального обеспечения в оставшейся части должны восприниматься государствами СНГ как ориентиры развития внутреннего законодательства, а не как обязанность, но из-за отсутствия экономических возможностей для их реализации.
Особенностью Устава является то, что правила носят условный характер. В соответствии с Хартией поощрения и защиты социальных и экономических прав, мы можем обсуждать только международное сотрудничество в продвижении и поощрении уважения этих прав. Например, статья 20 Хартии определяет, что государства-участники обязуются: а) рассматривать Часть I настоящей Хартии как декларацию целей; б) считать себя связанными по крайней мере пятью из следующих статей части II настоящей Хартии: статьями 1, 5, 12, 13, 16 и 19. Если мы возьмем ст. 1 части II Хартии, озаглавленной «Право на труд», которое по смыслу ст. 20 является обязательным, мы видим, что оно изложено не в форме правил, которые могут быть применены для судебной защиты прав конкретного индивида, а как декларация целей государств. Там государства берут на себя, например, признанные в качестве одной из основных целей и обязанностей достижение и поддержание максимально возможного и стабильного уровня занятости в целях обеспечения полной занятости, а также организацию или расширение соответствующей профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки рабочей силы.
Глобализация мировой экономики оказывает все большее влияние на эволюцию и трансформацию социально-экономических систем и институтов, структурные характеристики национальных и региональных экономик. В специфических условиях глобализации в странах СНГ происходят процессы. Страны СНГ объединяет не только геополитическое положение, но и продолжающееся существование одного государства с прочными экономическими связями. Создание СНГ выступило структурообразующим фактором в создании принципиально новых межгосударственных отношений при сохранении многовековой дружбы народов участников. Обеспечивая институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложным вопросам, многие из которых не имели аналогов в мире, Содружество тем самым выполняет важную историческую миссию по продвижению суверенных, независимых государств, имеющих собственную внешнеполитическую модель экономических реформ и пути государственного строительства.
Правовые и организационные основы взаимоотношений определены учредительными документами СНГ, а также Конституцией, принятой в 1993 году. На этой основе постепенно сформировалась разветвленная инфраструктура сотрудничества, которая включает в себя структуру сотрудничества в сфере социально-экономической политики.
Кроме того, важную роль в сотрудничестве в области формирования социально-экономической политики и защиты социально-экономических прав играет Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, утвержденная Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ от 29 октября 1994 года. Данный документ содержит минимальные стандарты социально-экономических прав, которые должны быть признаны национальным законодательством государств-участников СНГ. Необходимо подчеркнуть эту особенность сотрудничества в рамках СНГ, как регионального инструмента по правам человека, принятого государствами-членами в обычном порядке международного права. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах от 26 мая 1995 года не в полной мере содержит положения о правах в области безопасности и реализации социально-экономических прав, несмотря на то, что в преамбуле государства приняли к сведению Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
Важным фактом является то, что заключенные еще в первые дни существования СНГ многосторонние соглашения позволили на фоне больших геополитических изменений обеспечить надлежащее функционирование в повседневной жизни людей социальных механизмов: выплату пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение свободы передвижения по СНГ и т.д. Как показывает международный опыт, региональная интеграция может стать эффективным ответом на вызовы глобализации. Свой потенциал страны СНГ могут использовать в полной мере и эффективно при условии совместной адаптации к геополитическим и геоэкономическим реалиям, скоординированного участия в решении глобальных экономических проблем. Благоприятные перспективы взаимной поддержки и координации государств СНГ в области экономики и социальной политики обусловлены наличием сохранившегося между странами СНГ потенциально крупного рынка, а также схожестью целей реформ в области социально-экономического развития. Это позволяет не только сохранить традиционные социально-экономические отношения, основанные на затратах, но и продуктивно развивать их на новой основе [5].
Необходимой предпосылкой социально-экономического и политического развития каждой из стран-участниц является поддержание мира и стабильности в СНГ. Одним из программных документов, направленных на социально-экономическое развитие стран СНГ, является стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Оно разработано в соответствии с положениями Концепции дальнейшего развития СНГ и Плана основных мер по ее реализации, принятых Советом глав государств СНГ 5 октября 2007 года [6]. Стратегия основана на основополагающих документах, принятых в рамках Содружества, результатах исследований и анализа социально-экономической ситуации в государствах - участниках СНГ в ходе экономических реформ и интеграционных процессов. По своему содержанию стратегия представляет собой комплексный документ, представляющий собой систему согласованных взглядов государств-участников СНГ на общие цели, приоритеты и перспективы социально-экономического развития для углубления двусторонних экономических отношений и превращения СНГ в полноправного значимого участника международных экономических отношений. Стратегия направлена на придание дальнейшего импульса экономическому сотрудничеству государств-участников СНГ, устойчивому развитию, экономической безопасности, благосостоянию и качеству жизни на основе синергии и эффекта масштаба, конкурентоспособности национальной экономики государств-участников СНГ и укрепления их позиций в мировой экономической системе.
Одним из наиболее эффективных механизмов, направленных на формирование социально-экономической политики, является соглашение стран-участниц СНГ. Одним из первых соглашений в этой области является «Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», которое было направлено на обеспечение пенсиями граждан, граждан и их семей. Основная идея этого соглашения заключается в том, что все расходы, связанные с внедрением пенсионной системы, должны нести государственные службы безопасности. Государства-участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсиях. Настоящим Соглашением установлены правовые рамки пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территории СНГ, за исключением трудового вклада в развитие гражданина государства СНГ.
Приоритетом СНГ в формировании социально-экономической политики является разработка справочных и программных документов. К этим документам относятся «Концепция формирования правовых базовых механизмов реализации государства всеобщего благосостояния в Содружестве, принятая 31 мая 2007 года», «Концепция согласованной социальной и демографической политики государств-участников Содружества Независимых Государств» [4].
Концепция, основанная на общепризнанных нормах и принципах международного права, регулирующих права и свободы личности в социальной сфере, соответствует основным положениям международных документов, принятых Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года. Концепция обобщает опыт взаимодействия государств-участников Содружества в области согласованной социально-демографической политики, включая реализацию действующих в рамках СНГ многосторонних договоров и соглашений по отдельным ее аспектам, и направлена на дальнейшее развитие многостороннего сотрудничества в этой области. При разработке концепции использовались документы, принятые Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ, в том числе Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств от 29 октября 1994 года. В рамках реализации дополнительный документ, составляющий правовую основу социальной политики в странах СНГ, вылился в рекомендации «Основные направления социальной политики в государствах – участниках СНГ» [7, с. 118].
В условиях активного развития двусторонних экономических отношений в рамках Содружества особую актуальность сегодня приобретают вопросы укрепления и совершенствования международного института судопроизводства в СНГ, осуществляемого Экономическим судом. В силу узкоспециализированной юрисдикции, определенных соглашений о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 года, ряд проблем в межгосударственном экономическом сотрудничестве не имеет юридического разрешения, что препятствует полноценным интеграционным процессам. Следует признать, что Экономический суд играет важную роль в развитии СНГ благодаря своим полномочиям по толкованию. Принимая толковательное решение по запросу СНГ, Экономический суд продвигает не только внутреннее законодательство СНГ (уточняя, например, функции его органов), но и национальное законодательство государств-членов (например, решение Экономического суда Содружества Независимых Государств N 01-1/2-07 «О толковании Соглашения о гарантиях прав граждан государств-членов Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года» (принято в Минске 26.03.2008).
В государствах Содружества сформированы правовые основы социально-экономической политики. Однако многое еще предстоит сделать в будущем. Прежде всего, необходимо добиться реализации положений ратифицированных международных договоров в области социально-экономических прав. Также следует ратифицировать ряд документов, содержащих международные стандарты по защите социальных и экономических прав и свобод, закрепить эти стандарты в национальном законодательстве, тем самым устранив потенциал конфликта с существующей системой международного права [2].
Таким образом, делая выводы, можно сказать, что международно-правовое сотрудничество государств-участников СНГ в области социально-экономической политики имеет всеобъемлющую правовую базу, включающую как традиционные формы международного правового сотрудничества – соглашения по многосторонним и двусторонним вопросам, заключаемые на межправительственном уровне, так и оригинальные формы, в частности, акты региональной гармонизации – рекомендательные законодательные акты, принятые Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ, а также акты, принятые в рамках местных интеграционных объединений-сообществ. Кроме того, на защиту социально-экономических прав влияют решения Экономического суда СНГ, содержащие толкование отдельных положений той или иной социально-экономической сферы.