Цели и задачи нравственного воспитания военнослужащих войск национальной гвардии

Нравственное воспитание предполагает формирование нравственно-ценностной концепции по овладению лучшими образцами и опытом человеческой культуры на уровне общечеловеческих, национально-этнических, воинских и личностно-гуманистических ценностей. Достижение данной цели возможно при активном взаимодействии трех видов технологий совершенствования офицера: образовательных, самообразовательных и информационных технологий.

Аннотация статьи
патриотизм
Отечество
дисциплина
подготовка
особенности
развитие
личность
военный институт
военно-учебное заведение
офицер
курсант
воспитательные
Ключевые слова

Цели воспитательной работы в вузе: исследовать цели и задачи нравственного воспитания военнослужащих.

Задачи:

  1. Изучить проблему формирования нравственного воспитания;
  2. Проанализировать особенности нравственного воспитание офицерами своего личного состава.

Формирование духовной культуры личности военнослужащих является, на наш взгляд, одним из важных направлений духовно-нравственного становления молодежи, подготовки их к самостоятельной жизни и важнейшей составляющей развития общества и государства.

В данной работе под формированием духовной культуры будет пониматься особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем нравственных общечеловеческих качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.

Ориентация на решение этих задач и на развитие военнослужащего как личности, как индивидуальности и как активного субъекта деятельности может быть реализована лишь на основе построения соответствующей стратегии деятельности офицеров, создающих условия для самореализации творческих сил военнослужащих и системе их взаимодействия между собой.

В процессе формирования духовной культуры широкое распространение в современной армии получают назидательные, порицательные и поощрительные методы, а сами военнослужащие превращаются в пассивных потребителей нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные воспитательные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются результатами, противоположными целям обретения духовной культуры. Основным противоречием приобщения к духовной культуре является рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования военнослужащего как личности: общественной практикой, проблемами ее совершенствования и специальной, целенаправленной воспитательной деятельностью. Подобная ситуация связана с тем, что усилия воспитателей направлены в основном на "приспособление" (адаптацию) военнослужащих к наличным условиям общества, жизни, сведению их личных интересов к обществу, к обеспечению дисциплины и порядка (воинского, учебного и т.п.), к формированию "удобного", послушного человека. Но у нравственного человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер проводимой воспитательной работы оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями как для самого военнослужащего, так и для армии. Прежде всего, происходит духовное подавление военнослужащего, основной принцип его развития – нравственное самосовершенствование – не имеет для него практической ценности и значения.

Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В педагогической науке существует несколько оснований для классификации ее задач. Согласно одному из них, выделяются постоянные и временные задачи педагогики.

К постоянным относятся:

  • выявление закономерностей в области воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
  • анализ положительных и отрицательных тенденций в педагогическом процессе, его структуре;
  • внедрение в практику современных педагогических и информационных технологий;
  • разработка новых методов, форм, средств, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
  • прогнозирование развития педагогической теории и практики;
  • внедрение результатов педагогических исследований в практику.

Постоянные задачи неисчерпаемы. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать новые, более совершенные модели обучения и воспитания, анализировать и распространять педагогический опыт и т. д.

Временные задачи педагогики диктуются потребностями практики и самой науки. В частности, это создание электронных учебников и их библиотек, разработка государственных образовательных стандартов и требований, внедрение автоматизированных обучающих систем и программ, анализ типовых конфликтов в отношениях «учитель-ученик» и т. п.

Важнейшая задача педагогики – определение целей воспитания и образования. Педагогическая деятельность, как и любая другая, предваряется осознанием цели, которая задает импульс. Цель – это предполагаемый результат деятельности; то, к чему стремятся, что надо осуществить. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе профессионального.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и обучающимся (воспитанником) результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение.

Во-первых, знание непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания.

Во-вторых, определенные цели непосредственно влияют на практическую работу педагога. Он должен уметь проектировать (представлять) личность воспитанника, а для этого нужно знать, какой она должна быть и какие качества необходимо сформировать.

В современной педагогической литературе рассматриваются две основные характеристики целей воспитания.

Первая проистекает из психологической природы цели как идеального представления о результате деятельности, формирующегося в сознании субъекта в процессе его взаимодействия с окружающей действительностью. Цель объективна в том смысле, что она порождается обстоятельствами, окружающей реальностью. В то же время она субъективна – продукт сознания рождается в сознании конкретного человека и несет в себе все его особенности. Часто при заявлении одной и той же цели подразумеваются ее разные варианты, так как сознание людей, декларирующих эту цель, индивидуализировало ее.

Вторая характеристика – общий характер цели, который позволяет ей быть реализованной при самых разных обстоятельствах. Цель воспитания динамична, так как динамична сама жизнь, изменяются условия, субъекты и объекты воспитания. Особенно наглядно это проявляется с учетом возрастных периодов. Казалось бы, цель воспитания ребенка дошкольного возраста и подростка не может быть одинаковой. Однако именно ее общий характер, позволяя учитывать преемственность возрастных достижений, сохраняет неизменность конечной цели данного процесса.

Текст статьи
  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. – М., 1980. Т. 2.
  2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1986.
  3. Военная педагогика и психология. Под ред. А.В. Барабанщикова. - М., 1986.
  4. Военная психология и педагогика. Под ред. В.Ф. Кулакова. – М., 1998.
  5. Вопросы воинского воспитания. Сборник статей. - М., 1985.
Список литературы