Введение
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных ресурсов.
Педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в образовательную деятельность с воспитанниками цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, интерактивные игры развивающего, обучающего и диагностического характера, компьютерные программы.
Цифровые образовательные ресурсы обладают широкими возможностями.
- Информация на экране вызывает у детей большой интерес.
- Информация в образах понятна детям, не умеющим читать.
- Дети достаточно долго задерживают внимание, сохраняют в памяти и воспроизводят полученную информацию.
- На экране можно показать то, что невозможно увидеть в реальной жизни.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- Систематизировать усвоенные знания.
- Сформировать мотивацию к обучению.
- Расширить словарный запас детей и их знания.
- Формировать звуковую культуру речи.
- Развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности.
Объекты и методы исследования
Основные формы организации образовательной деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов:
- Фронтальная работа – трансляция на экран интерактивной доски видеоролики для рассмотрения и обсуждения их содержания с детьми, интерактивные задания для коллективного или группового выполнения упражнений.
- Самостоятельная познавательная деятельность. При самостоятельной познавательной деятельности дошкольников с компьютерами педагог должен находиться рядом с детьми, объяснять, помогать, подсказывать. Это поможет снять напряжение у ребенка, если он затрудняется в выполнении задания или не очень хорошо понял инструкцию, а также если он ещё плохо владеет навыками использования ПК.
- Индивидуальная работа взрослого с ребенком на компьютере. Подходит для решения педагогических задач, актуальных для конкретного ребенка: диагностика сформированности знаний и умений, коррекция, сопровождение индивидуального развития.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются мультимедийные презентации по экономическому воспитанию. Яркие понятные картинки и несложные комментарии помогают детям легче усвоить материал.
Созданные сборники демонстрационных материалов, иллюстраций, предметных и сюжетных картинок. С их помощью дети продуктивно знакомятся с профессиями взрослых, спец. одеждой и инструментами, разными видами валют, историей возникновения денег. Рассматриваются кейс-ситуации для детей и взрослых, даются рекомендации.
Использование мультипликационных фильмов на занятиях по финансовой грамотности может стать действенным педагогическим инструментом для достижения планируемых результатов обучения. Мультфильмы и анимированные презентации хорошо встраиваются в эти виды занятий, поддерживая их. На занятиях они могут использоваться для создания проблемной ситуации, мотивации к изучению нового материала.
В работе используются видеоматериалы по финансовой грамотности: презентации, анимированные презентации (например «История возникновения денег», «Купюры и монеты», «Как печатаются деньги»).
Применение на ООД интерактивных игр по финансовой грамотности: например «Угадай профессии», «Где можно увидеть рекламу», «Разложи товар по полкам», «Где хранятся деньги».
Цель интерактивных финансовых игр – формирование и закрепление экономических знаний методом интерактивных игр.
Использование интерактивных игр по финансовой грамотности детей наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, а так же усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
Формирование финансовой грамотности дошкольников осуществляется в процессе вовлечения средствами STEM-технологии.
Повышения интереса и мотивации детей к образовательной деятельности по экономическому воспитанию используются дидактические игры на основе развивающего пособия «STEM-набор «Робомышь».
На игровом поле раскладываются карточки с заданиями. Каждая карточка имеет порядковый номер. Участники игры составляют маршрут движения для Робомыши до заданной цели с помощью схемы, мышка начинает движение и как мышка доберется до своего назначения, ребенок выполняет задание.
Например: Дидактическая игра «Финансовые сказки»
Ознакомление дошкольников с финансовыми понятиями через сказку, развитие алгоритмического мышления, совершенствование навыков программирования.
Дидактическая игра «Финансовые ребусы»
Закрепление финансовых понятий через умение расшифровывать информацию по знаково-символическим обозначениям, развитие алгоритмического мышления, совершенствование навыков программирования.
Дети дошкольного возраста разбираются в том, как пользоваться планшетами, проще и быстрее взрослых.
В интерактивных играх и мультипликациях по финансовой грамотности используются добрые анимированные персонажи, например, Сова, которая говорит понятные детям задания. Использование анимированного персонажа усиливает эмоциональное восприятие и интерес детей к интерактивным играм по финансовой грамотности.
Педагоги в своей работе с детьми использовать по финансовой грамотности пособие логопедический интерактивный стол – Антошка. В данном пособие есть раздел экономика, в которые входят игры «Магазин», «Магазин весовых товаров», «Ограниченный бюджет», «Развези товары», «Товары и услуги».
Например: В игре «Товары и услуги» – в этой игре необходимо внимательно посмотреть рисунок, размещенный на игровом поле и понять, какой продукт на нем изображен – товар или услуга.
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Дети любят мультфильмы и онлайн игры, выбор полезного материала позволяет совместить развлечение с обучением.
Заключение (выводы)
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет расширить возможности педагогов в образовательном процессе, сделать его простым, интересным и эффективным. Цифровые образовательные ресурсы положительно влияют на формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Педагоги должны не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.