Изучение проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у современных детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у современных дошкольников. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Такое направление деятельности можно рассматривать как одно из важнейших в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения и как один из факторов профилактической работы детского сада.

Аннотация статьи
здоровье
здоровый образ жизни
дети дошкольного возраста
режим
здоровьесберегающие технологии
инновационный подход
правильное питание
движение
закаливание
Ключевые слова

Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста определяется требованиями ФГОС дошкольного образования, в котором охрана и укрепление здоровья является ведущей задачей дошкольного образования. Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Известно, что 40% заболеваний взрослых были заложены в детском возрасте, именно в 5-7 лет [3].

У детей необходимо воспитывать интерес к оздоровлению собственного организма посредством формирования у них элементарных валеологических представлений, представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ). Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни [1, 2, 4].

Исследователи проблемы отмечают, что важно не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены [5, 6].

Представления, сформированные в детстве, пускают корни, пронизывают всю жизнь человека. Здоровые дети – это здоровое общество. Это не только совершенствование здоровья, но и адаптация к изменяющимся условиям среды, знания условий сохранения и укрепления здоровья, соблюдение гигиенических правил, выполнение санитарных норм, умение оказать первую помощь при травме и предвидении ситуаций, угрожающих здоровью. А главное выработка устойчивой мотивации, т.е. внутреннего побуждения к сознательной деятельности. Вот почему все многочисленные авторы программ указывают на необходимость формирования у детей представления о здоровом образе жизни [1, 2, 6].

Таким образом, актуальность проблемы формирования у детей представления о здоровом образе жизни очевидна. В связи с этим мы поставили перед собой цель – изучить состояние данной проблемы в практике дошкольной образовательной организации. В эксперименте участвовали: 10 детей старшего дошкольного возраста, 10 родителей и 2 воспитателя ДОО.

В рамках исследования была проанализирована педагогическая документация. В результате было выявлено, что структура рабочей программы отвечает требованиям и состоит из целевого, содержательного и организационного разделов. Предусмотрены формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

Анализ годового плана показал, что формирование представлений о здоровом образе жизни у детей не является одной из приоритетных задач работы детского сада. Предусмотрена педагогическая работа с детьми, методическая работа с педагогами. Уделено внимание и работе с родителями в этом направлении. Однако эта работа проводится периодически, бессистемно, отрывочно. Дети получают поверхностные представления о здоровье и здоровом образе жизни.

В течение учебного года запланирован месячник по здоровому образу жизни. Это единственное серьезное мероприятие в работе по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников. В календарном плане воспитателей встречаются цели по привитию гигиенических навыков, индивидуальной работы с детьми. За весь год представлены: три беседы о правилах поведения в природе (по сезонам), пять бесед по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, один КВН здоровьесберегающего содержания, три занятия о вежливости, этикете, правилах культурного поведения.

При решении задач исследования также было проведено интервьюирование педагогов. Анализ ответов показал, что оба педагога адекватно оценивают значение формирования представлений о здоровом образе жизни у воспитанников. Никто из педагогов не ставит под сомнение необходимость формирования привычек здорового образа жизни. Педагоги постарались ответить подробно и перечислить все мероприятия. Мы выяснили, что занятия по здоровому образу жизни проводятся один раз в неделю в режимных процессах, как часть или целое занятие по познанию, начиная со старшего дошкольного возраста. Воспитание культурно-гигиенических навыков во время завтрака, обеда, полдника и ужина. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком по «дорожке здоровья»). Дыхательная гимнастика.

В качестве условий, необходимых для формирования представлений и знаний здоровом образе жизни дошкольников педагоги выделили: усиление работы с семьей в формировании привычек здорового образа жизни, наличие хорошей материальной базы ДОО, взаимосвязь с медицинскими и спортивными учреждениями района. Наиболее эффективными методами и приемами воспитательной и образовательной работы для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников, по мнению педагогов, являются: беседы; личный пример; НОД (занятия); досуговая деятельность (конкурсы, праздники, развлечения, досуги, соревнования); наглядные методы.

Никто из воспитателей, к сожалению, не назвал игры, чтение художественной литературы, компьютерные технологии, проектирование, как эффективные средства формирования представлений о здоровом образе жизни. Дидактические игры, произведения детской художественной литературы, ИКТ, проектная деятельность, используемые воспитателем в совместной деятельности с детьми, могли бы, по нашему мнению, также помочь сформировать у дошкольников представления о здоровом образе жизни, способствовать развитию умений и навыков, которые дадут возможность успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.

Педагоги считают необходимым и важным участие родителей в работе по формированию представлений о ЗОЖ у их детей. Педагоги предложили привлечь родителей к совместной работе – заинтересовать родителей в сохранении и укреплении здоровья их ребенка, приглашать на мероприятия, проводимые в ДОО (праздники, досуги, открытые просмотры и т.п.).

Также мы выяснили, что в группе, к сожалению, нет «Уголка ЗОЖ», где могли бы располагаться разные материалы (дидактические игры, книги, тетради, папки, ширмы, пособия и оборудование по темам здоровья и здорового образа жизни), способствующие, на наш взгляд, повышению интереса детей к проблеме здоровья и здоровьесбережения, а также их родителей (наглядно-агитационная деятельность и т.п.).

Таким образом, можно отметить, что воспитатели группы осознают необходимость формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, но не совсем четко представляют, как именно эту работу проводить.

По результатам анкетирования родителей, нами отмечено, что многие родители имеют представление о ЗОЖ у своего ребенка, но не у всех оно сформировано правильно. Многие семьи следят за здоровым образом жизни, но не все учитывают его тонкости, часть проводит с детьми разные гимнастики, отдых на природе, закаливание, рационально питаются, а часть нет, поэтому уровень сформированности их детей недостаточно развит.

В исследовании была проведена беседа с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы по выявлению их представлений о здоровье, ЗОЖ, а также их понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни.

Полученные в ходе беседы результаты позволяют заключить, что у детей имеются представления о здоровье, они понимают, что это состояние человека, когда он не болеет, не подает симптомов болезни, следовательно, он хорошо себя чувствует, сильный, веселый. Однако дети не до конца осознают ценности здоровья, они не указывают, что быть здоровым – это возможность радоваться жизни, делать то, что ты хочешь и т.п. В перечислении факторов, сберегающих здоровье, дети не отметили как фактор «соблюдение режима дня», чаще всего называли: есть витамины; закаляться; делать зарядку, заниматься спортом, бегать.

Понятие о здоровом человеке сводится к тому, что это не болеющий человек, он улыбается, всегда веселый, занимается физкультурой, спортом. Не многие дети отмечают, что это человек, который хорошо себя чувствует. Представление детей о процедуре закаливания в целом точное, все дети знают, что это такое, называют многие процедуры и отражают те, которые с ними проводят в детском саду, что указывает на систематичность в работе педагогов. Не все дети правильно понимают, что такое режим дня. Большинство детей считают необходимым соблюдение режима дня, однако не все до конца понимают его значимость. У детей экспериментальной группы сформированы представления о витаминах. Они знают, что разные витамины нужны, чтобы не болеть, быть здоровыми и укреплять здоровье. Зачем человеку нужно заниматься физкультурой? Большинство детей на этот вопрос ответили, чтобы быть сильным (70 %), здоровым, не болеть, укреплять здоровье (100 %); еще дети ответили, чтобы быть веселым (10 %), чтобы кости были крепкими (10 %), закаленным (10 %), быстрым (10 %), крепким (10 %), бодрым (10 %), развивать все части тела (10 %). Самочувствие после занятий физкультуры у всех детей хорошее (100 %). В своих ответах дети также добавляли, что у них веселое, хорошее, бодрое настроение; дети улыбаются, становятся сильными, бодрыми.

Итак, в ходе исследования, мы выяснили: 30 % детей экспериментальной группы имеют высокий уровень развития представлений о здоровом образе жизни и здоровье (полные и четкие представления), 60 % - средний (имеются представления о здоровье, но они недостаточно точные, не полные); низкий уровень (фрагментарные, поверхностные представления) выявлен у 10%.

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении показали, что большинство наблюдаемых детей старшего дошкольного возраста (80%) выполняли культурно-гигиенические мероприятия только после напоминания педагога и под его контролем. Высокий уровень здоровьесберегающих потребностей отмечен у 20% старших дошкольников, средний уровень здоровьесберегающих потребностей – у 50%, низкий – у 30%.

Таким образом, работа, проведенная на констатирующем этапе, показала, что у старших дошкольников экспериментальной группы имеются не совсем точные и не всегда верные, представления о здоровом образе жизни. Принимая во внимание результаты данного исследования, мы рассматриваем возможность специально направленного педагогического воздействия: разработка экспериментальной методики, с использованием разнообразных взаимосвязанных видов детской деятельности, понятных и близких детям; рациональная организация образовательной работы с детьми, использование традиционных форм работы, трансформирующихся в инновационный подход, вовлечение родителей в процесс с целью формирования представлений и понимания у детей взаимосвязи между здоровым образом жизни и состоянием здоровья.

Текст статьи
  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – 144с.
  2. Алямовская В.Г. Инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. -2015. -№ 4. - С. 7-11.
  3. Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Часть 1 / Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. - М.: Олма Амедиа групп, 2002-2011. - 72с.
  4. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2010. - 96 с.
  5. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни / И.В. Сорокина // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823-825.
  6. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 12-14.
Список литературы