Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Изучение проблемы гендерных особенностей готовности к школьному обучению детей с...

Изучение проблемы гендерных особенностей готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

гендерные особенности
готовность к школе
школьное обучение
адаптация
познавательные процессы

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема гендерных особенностей готовности к школьному обучению детей. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований. Сложилось определённое противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психофизиологически не готовы к школьному типу обучения.

Текст статьи

Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты готовности. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.

Подготовку ребёнка к школе нужно начинать задолго до его рождения, с заботы о состоянии здоровья его будущих родителей. Только на первый взгляд это звучит парадоксально – ведь многие отклонения в развитии детей программируются уже на уровне неблагоприятной наследственности или осложнениях условий внутриутробного развития. По этой причине начинать беспокоиться о подготовке ребёнка к школе лишь с 5-6 летнего возраста часто бывает уже поздновато, хотя, безусловно, и в этом возрасте ещё многое можно подправить [1, 2, 3].

Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Божович Л.И., Венгер Л.А., Венгер А.Л., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Керн А., Лурия А.Р., Мухин В.С., Рубинштейн С.Я., Смирнова Е.О. и многие другие. Авторы дали не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребёнка при переходе из детского сада в школу, но и рассмотрели вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и, в связи с этим, рекомендации по работе с детьми и их родителями.

Сложилось определённое противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психофизиологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома [4].

Интересно, а можно ли определить гендерные особенности готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?

Мы поставили цель – изучить гендерные особенности готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Предполагаем, что формирование готовности к школьному обучению будет проходить более успешно при условии учета гендерных различий мальчиков и девочек в процессе подготовки к школе.

Экспериментальное исследование (констатирующий этап) было организовано на базе муниципальной дошкольной образовательной организации. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек.

По мнению Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. в понятии «готовность к обучению» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе [5].

В ходе экспериментального исследования мы сравнили полученные результаты по готовности к школьному обучению участников эксперимента: мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с целью выявления гендерных особенностей.

Так, девочки экспериментальной группы по состоянию здоровья несколько уступают мальчикам, что является немаловажным фактом при поступлении в школу, но по-нашему мнению, не может являться гендерной особенностью.

Показатели физического и функционального развития девочек несколько ниже показателей мальчиков, хотя и те, и другие находятся в пределах возрастной нормы.

По Тесту Керна-Йрасека показатели девочек несколько выше, чем у мальчиков. Так, исследование школьной зрелости (Тест Керна-Йрасека) показало, что в группе девочек большинство (67%), по уровню психомоторного развития, готовы к школьному обучению – имеют высокий (зрелый) уровень, 33% - имеют средний уровень готовности, так называемый зреющий, при котором возможен благоприятный прогноз. В группе мальчиков в большинстве случаев нами был отмечен средний уровень готовности к школе, «зреющий» (67%), что также имеет благоприятный прогноз.

Согласно полученным данным по тесту на исследование зрительного восприятия выявлено, что высокий уровень зрительного восприятия у мальчиков достиг 100%, тогда как у девочек экспериментальной группы он составил – лишь 33%, а большинство (67%) показали средний уровень.

Показатели слухового восприятия у мальчиков ниже, чем у девочек. Так, в группе девочек 83% имеют высокий уровень развития слухового восприятия, а остальные (17%) – средний уровень. В группе мальчиков выявлено 50% с высоким уровнем слухового восприятия и 50% - со средним уровнем.

Уровень развития внимания (объем и концентрация) у мальчиков ниже, чем у девочек экспериментальной группы и соответствует низкому уровню. Так, у мальчиков ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются, и устраняются, среднее количество просмотренных букв мальчиками составило 328,2; среднее количество допущенных ошибок – 9,0. В группе девочек у всех выявлен уровень развития внимания достаточный (средний объем – 444,5 знака) и высокая степень концентрации внимания (0,7 ошибки).

У мальчиков, в отличие от девочек, затруднен переход кратковременной зрительной памяти в долговременную, хотя по объему кратковременной зрительной памяти различий между мальчиками и девочками практически нет.

Объем слуховой памяти у девочек выше, чем у мальчиков экспериментальной группы.

Исследование особенностей мышления детей показало, что в группе девочек практически все (83%) справились с заданием полностью, тогда как среди мальчиков экспериментальной группы таких лишь 33%. В группе мальчиков при выполнении задания отмечены частые ошибки заселения домика и 1 ребенок (Лёня Г.) не справился с заданием. Это связано с тем, что мальчики экспериментальной группы не смогли спланировать свою деятельность, заселяли жильцов хаотично, при этом не смогли найти свои ошибки при проверке. Следовательно, необходимо поработать с детьми в данном направлении: учить планировать выполнение задания и проверять его после выполнения.

Результаты тестовой беседы по оценке психологической зрелости у мальчиков показали, что средним значением является 23,3 балла, у девочек – 23,8 балла. Данные показатели говорят о том, что психологическая зрелость у всех детей находится практически на одном, достаточном уровне.

Изучение уровня развития речи детей экспериментальной группы показало, что мальчики уступают по данному показателю (у 17% – уровень выше среднего; у 83% – средний) девочкам (у 67% – уровень выше среднего; у 33% – высокий), в связи с чем можно рекомендовать с ними больше читать, учить пересказывать прочитанное, составлять рассказ по картинке, описать предмет, свободно общаться.

На основании проведенного исследования и полученных результатов, следует отметить, что уровень развития школьно-необходимых функций у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста экспериментальной группы резких отличий не имеет, однако по некоторым позициям требует дифференцированной помощи со стороны педагогов и родителей.

Таким образом, говоря о гендерных особенностях готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, следует отметить, что по показателям интеллектуального развития у девочек и мальчиков никаких существенных различий не наблюдается.

Половые различия в формировании интеллектуальной готовности детей к обучению в школе обусловлены, главным образом, особенностями развития и роста девочек и мальчиков на данном этапе онтогенеза.

В целом, можно утверждать, что в период дошкольного возраста дети отличаются достаточным уровнем умственного развития, включающим расчленённое восприятие, обобщённые нормы мышления смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Оптимального уровня готовности к школе ребёнок может достичь в условиях целенаправленного и планомерного педагогического процесса.

Список литературы

  1. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. - №3. - С. 237-240.
  2. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. - №3- С.327-338.
  3. Галеева А.Р. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №12-2. - С.187-188.
  4. Кисова В.В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. - 2013. №8. – С. 4-9.
  5. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. - 256 с.

Поделиться

904

Осадчая Е. А., Криштапович М. Г. Изучение проблемы гендерных особенностей готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 50-53. URL: https://apni.ru/article/5944-izuchenie-problemi-gendernikh-osobennostej-go

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#45 (227)

Прием материалов

2 ноября - 8 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

13 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 ноября