Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты готовности. Это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу.
Подготовку ребёнка к школе нужно начинать задолго до его рождения, с заботы о состоянии здоровья его будущих родителей. Только на первый взгляд это звучит парадоксально – ведь многие отклонения в развитии детей программируются уже на уровне неблагоприятной наследственности или осложнениях условий внутриутробного развития. По этой причине начинать беспокоиться о подготовке ребёнка к школе лишь с 5-6 летнего возраста часто бывает уже поздновато, хотя, безусловно, и в этом возрасте ещё многое можно подправить [1, 2, 3].
Вопросы готовности к обучению в школе рассматривали педагоги, психологи, дефектологи: Божович Л.И., Венгер Л.А., Венгер А.Л., Выготский Л.С., Запорожец А.В., Керн А., Лурия А.Р., Мухин В.С., Рубинштейн С.Я., Смирнова Е.О. и многие другие. Авторы дали не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребёнка при переходе из детского сада в школу, но и рассмотрели вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и, в связи с этим, рекомендации по работе с детьми и их родителями.
Сложилось определённое противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной которых является то, что они психофизиологически не готовы к школьному типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети имеют разный уровень готовности к школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома [4].
Интересно, а можно ли определить гендерные особенности готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста?
Мы поставили цель – изучить гендерные особенности готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Предполагаем, что формирование готовности к школьному обучению будет проходить более успешно при условии учета гендерных различий мальчиков и девочек в процессе подготовки к школе.
Экспериментальное исследование (констатирующий этап) было организовано на базе муниципальной дошкольной образовательной организации. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста: 6 мальчиков и 6 девочек.
По мнению Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. в понятии «готовность к обучению» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический, личностный (социально-психологический) и психологический. Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе [5].
В ходе экспериментального исследования мы сравнили полученные результаты по готовности к школьному обучению участников эксперимента: мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с целью выявления гендерных особенностей.
Так, девочки экспериментальной группы по состоянию здоровья несколько уступают мальчикам, что является немаловажным фактом при поступлении в школу, но по-нашему мнению, не может являться гендерной особенностью.
Показатели физического и функционального развития девочек несколько ниже показателей мальчиков, хотя и те, и другие находятся в пределах возрастной нормы.
По Тесту Керна-Йрасека показатели девочек несколько выше, чем у мальчиков. Так, исследование школьной зрелости (Тест Керна-Йрасека) показало, что в группе девочек большинство (67%), по уровню психомоторного развития, готовы к школьному обучению – имеют высокий (зрелый) уровень, 33% - имеют средний уровень готовности, так называемый зреющий, при котором возможен благоприятный прогноз. В группе мальчиков в большинстве случаев нами был отмечен средний уровень готовности к школе, «зреющий» (67%), что также имеет благоприятный прогноз.
Согласно полученным данным по тесту на исследование зрительного восприятия выявлено, что высокий уровень зрительного восприятия у мальчиков достиг 100%, тогда как у девочек экспериментальной группы он составил – лишь 33%, а большинство (67%) показали средний уровень.
Показатели слухового восприятия у мальчиков ниже, чем у девочек. Так, в группе девочек 83% имеют высокий уровень развития слухового восприятия, а остальные (17%) – средний уровень. В группе мальчиков выявлено 50% с высоким уровнем слухового восприятия и 50% - со средним уровнем.
Уровень развития внимания (объем и концентрация) у мальчиков ниже, чем у девочек экспериментальной группы и соответствует низкому уровню. Так, у мальчиков ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются, и устраняются, среднее количество просмотренных букв мальчиками составило 328,2; среднее количество допущенных ошибок – 9,0. В группе девочек у всех выявлен уровень развития внимания достаточный (средний объем – 444,5 знака) и высокая степень концентрации внимания (0,7 ошибки).
У мальчиков, в отличие от девочек, затруднен переход кратковременной зрительной памяти в долговременную, хотя по объему кратковременной зрительной памяти различий между мальчиками и девочками практически нет.
Объем слуховой памяти у девочек выше, чем у мальчиков экспериментальной группы.
Исследование особенностей мышления детей показало, что в группе девочек практически все (83%) справились с заданием полностью, тогда как среди мальчиков экспериментальной группы таких лишь 33%. В группе мальчиков при выполнении задания отмечены частые ошибки заселения домика и 1 ребенок (Лёня Г.) не справился с заданием. Это связано с тем, что мальчики экспериментальной группы не смогли спланировать свою деятельность, заселяли жильцов хаотично, при этом не смогли найти свои ошибки при проверке. Следовательно, необходимо поработать с детьми в данном направлении: учить планировать выполнение задания и проверять его после выполнения.
Результаты тестовой беседы по оценке психологической зрелости у мальчиков показали, что средним значением является 23,3 балла, у девочек – 23,8 балла. Данные показатели говорят о том, что психологическая зрелость у всех детей находится практически на одном, достаточном уровне.
Изучение уровня развития речи детей экспериментальной группы показало, что мальчики уступают по данному показателю (у 17% – уровень выше среднего; у 83% – средний) девочкам (у 67% – уровень выше среднего; у 33% – высокий), в связи с чем можно рекомендовать с ними больше читать, учить пересказывать прочитанное, составлять рассказ по картинке, описать предмет, свободно общаться.
На основании проведенного исследования и полученных результатов, следует отметить, что уровень развития школьно-необходимых функций у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста экспериментальной группы резких отличий не имеет, однако по некоторым позициям требует дифференцированной помощи со стороны педагогов и родителей.
Таким образом, говоря о гендерных особенностях готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, следует отметить, что по показателям интеллектуального развития у девочек и мальчиков никаких существенных различий не наблюдается.
Половые различия в формировании интеллектуальной готовности детей к обучению в школе обусловлены, главным образом, особенностями развития и роста девочек и мальчиков на данном этапе онтогенеза.
В целом, можно утверждать, что в период дошкольного возраста дети отличаются достаточным уровнем умственного развития, включающим расчленённое восприятие, обобщённые нормы мышления смысловое запоминание. В это время формируется определённый объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Оптимального уровня готовности к школе ребёнок может достичь в условиях целенаправленного и планомерного педагогического процесса.