Введение. В статье рассмотрены основные термины и определения, которые содержатся в толковых, грамматических словарях, а так же в открытых источниках, свободной энциклопедии Википедия. После чего, предлагается точка зрения на философские категории свободы, рабства, амбиций, труда, обучения. Рассматривается ложное целеполагание в процессе обучения, в процессе трудовой деятельности. Рассматриваются философские категории рабства и свободы в современной системе общественных отношений.
Цель исследования – выявить, показать и исследовать общие закономерности, которые присутствуют в современной системе общественных отношений, в частности в процессе обучения, трудовой деятельности. Предложить собственный взгляд на проблематику, исследовать вопросы психологии человека.
Методы исследования. Исследование выполняется посредством методов наблюдения, анализа, сравнения [5, 6].
Материалы исследования, термины, определения
«Быть или не быть – вот в чем вопрос?» – пьеса «Гамлет», акт 3, сцена 1, автор Уильям Шекспир, английский поэт и драматург (1564-1616) [11].
«Труд создал человека из обезьяны» – эта идея принадлежит немецкому философу Фридриху Энгельсу (1820-1895). Он высказал ее в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) [12].
Рабство – система общественных взаимоотношений, при которых допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства [9].
Свобода – это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями [2].
Слуга (Подчиненный, Раб) – тот, кто готов исполнять чью-либо волю, желания [2].
Господин (Начальник, Хозяин) – владыка, повелитель, хозяин раба или крепостного [10].
Ученик – Человек, который учится чему-н. у кого-н. Тот, кто изучает, изучал что-н. под руководством кого-н [4].
Учитель – Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Человек, который учит (научил) чему-нибудь [4].
Амбиции – закрепленное в характере стремление человека к известности, славе и почестям [4].
Доказывать – приводить (представлять) доказательства (резоны, доводы, соображения), подкреплять доводами, подтверждать, обосновывать, аргументировать, мотивировать; убеждать, урезонивать [3].
Доказать – подтвердить какое-нибудь положение фактами или доводами. Доказать свою точку зрения. Доказать свою преданность другу [4].
«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, что бы он был, как господин его», Евангелие от Матфея, глава 10 стих 24 (Мф 10:24) [1].
Результаты исследований
Наблюдения за поведением человека в обществе показывают, что человеку свойственно естественное стремление от рабства к свободе.
Часто в действиях человека в общественных взаимоотношениях присутствует и наблюдается ложное целеполагание.
Так подчиненный (слуга) выслуживается перед своим начальником (господином) стремясь получить аналогичный статус, стать «равным» своему начальнику. В процессе такого служения подчиненный проявляет старание и стремится получить одобрение и похвалу от начальника.
Аналогичным образом, ученик в процессе обучения стремится получить высокие оценки от своего учителя. При таких обстоятельствах целеполаганием является не интерес к знаниям, а ложное стремление к высокой оценки за выученный материал.
В таких случаях, при обучении (старании), получении высоких оценок в школе, ВУЗе, работе по найму (выслуживании) перед начальником, при ложном целеполагании, ставится цель повышение своего социального статуса, стать «быть» равным своему учителю, начальнику, субъектом движут амбиции доказать свою значимость, нужность, обладать аналогичным статусом, положением в обществе.
Ложную цель можно определить, как выслужится, доказать свою значимость, свое подобие господину, получить высокую оценку от учителя.
При ложном целеполагании возникает «эффект потолка», так как у субъекта, раба (ученика) отсутствует возможность «выйти за потолок», отсутствует возможность выйти из рабства, дать задания своему учителю.
Ученик не выше учителя и слуга не выше господина [1].
При «эффекте потолка» у раба отсутствует возможность обрести свободу, «быть» как свой господин через выслуживание, следовательно, возникает путь в небытие, субъект следует варианту «не быть».
Закономерный вопрос, какой способ обрести свободу, «быть»?
Вариант ответа, это действие от противоположного, путем отказа от ложного целеполагания, ложного способа действия.
Отказ от ложных амбиций, от значимости оценки учителя, отказ от выслуживания начальнику, отказ от значимости мнения третьих лиц, отказ от доказывания. Как следствие возникает независимость от оценок третьих лиц.
Как следствие выравнивается баланс, равноправные отношения между субъектами, взаимовыгодный диалог с учителем, начальником, субъект выбирает вариант «быть». И тем самым разрешается философская дилемма: «Быть или не быть – вот в чем вопрос?».
Разберем несколько характерных примеров.
Пример 1. Ученик изучает предмет, старается заработать высокую оценку «пятерку», имеет амбиции стать отличником. Регулярно доказывает свои способности учителю, стремится продемонстрировать свои способности, доказать, что он лучше чем остальные ученики. Следствие такого поведения – путь в небытие, потеря себя, выслуживание перед учителем, рабство, субъект не воспринимается как равный, возникает «эффект потолка».
Вариант выхода. Отказ от ложного целеполагания, отказ от выслуживания, отказ от получения оценки как от цели, отказ от доказывания собственной нужности, постановка целеполагания как интерес к получению новых знаний, восприятие оценки как следствия, дополнения к процессу обучения.
Пример 2. Работник в организации выслуживается перед начальником, старается усердно работать, быть лучше других, доказывает начальнику свою нужность. За выслугу получает «оценку» в виде премии. Стремится стать равным начальнику. Следствие такого поведения, работник не воспринимается как равный своим начальником, возникает «эффект потолка».
Вариант выхода. Отказ от ложных амбиций, отказ от стремлений служить начальнику, отказ от стараний, не воспринимать никого выше самого себя, стремление работать на себя. Отказ от рабства и служения, результат правильного выбора путь «быть», выбор варианта свободы.
Существуют сложности в отказе от амбиций, в отказе от доказывания, от зависимости от мнений третьих лиц.
Ложное целеполагание – выслуживание (старание, обучение) в целях доказывания своей значимости, стремление тем самым достигнуть аналогичного положения в обществе с начальником (учителем) вызывает путь в рабство, как следствие приводит к варианту «не быть».
Верное целеполагание – отказ от выслуживания (от старания), отказ от доказывания своей значимости, вызывает обратный эффект, из рабства следует вариант к свободе, вариант «быть».
Заключение
В статье предложена точка зрения на философские категории свободы, рабства, амбиций, труда, обучения. Рассмотрен вариант ложного целеполагания в процессе обучения, в процессе трудовой деятельности. Исследованы философские категории рабства и свободы в современной системе общественных отношений. Предложен собственный взгляд на проблематику, рассмотрены ключевые вопросы психологии человека, вопросы философии и логики [7, 8].