Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо чудесное подарила природа пр...

Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо чудесное подарила природа прелестная!»

Автор(-ы):

Попова Наталья Дмитриевна

Крячко Оксана Николаевна

5 апреля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дошкольники
природа
выращивание растений
комнатные условия
труд
познавательные способности
творческие способности
воспитание
совместная деятельность
родители

Аннотация статьи

Данная статья описывает проект, направленный на обучение дошкольников взаимосвязи между природой и людьми, а также на развитие их познавательных и творческих способностей.

Текст статьи

Прекрасна природа Кубани!
Выйдешь в сад, огород, в степь, в поле, парк, просто выглянешь в окошко – и увидишь настоящее чудо…

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Актуальность

В современном мире дети часто не имеют представление, откуда появляются фрукты, овощи, другие продукты питания. Родители, по причине неумения, незнания, «загруженности», не могут или не считают необходимым донести до своего ребенка, как многим кажется, элементарные знания, умения.

Цель: обобщить и систематизировать знания дошкольников о сезонных изменениях в природе, том, как выращивать растения в комнатных условиях; объединить по средствам совместной деятельности детей и родителей, воспитателей.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей понятия о взаимосвязи природы и людей: люди выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  2. Развивать познавательные и творческие способности детей.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду сверстников и взрослых.
  4. Формировать умение договариваться о распределении работы, ответственно выполнять порученное задание.
  5. Закреплять знания детей о строении растений, об условиях, необходимых для роста и развития растения.
  6. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок реализации проекта: с 1 февраля по 26 мая

Ожидаемые результаты:

  • У детей накопятся умения по уходу за растениями: с помощью опытнической работы дети пополнят знания о необходимых условиях для роста растений, с помощью исследовательской деятельности дети смогут выявить разнообразие и многообразие посевного материала, способов высевания растений.
  • Сформируются знания о выращивании растений в комнатных условиях.
  • Активизируется словарь по данной теме, закрепляется умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже, умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • В семье появится общий интерес и темы для обсуждения, что способствует укреплению взаимоотношений родителей и детей.
  • Продолжится формироваться у детей чувство ответственности за начатое дело и желание увидеть результаты совместного труда.

Способы оценки результатов: опыты, наблюдения, беседы.

План реализации проекта:

Подготовительный этап: с 1 февраля по 29 февраля

1. Определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала.

Цель: Создание условий для реализации проекта.

Участники: педагоги группы.

2. Беседы с родителями об участии в проекте «Что за чудо чудесное подарила природа прелестная!».

Цель: обсудить цель и задачи проекта, сформировать интерес, желание участвовать в реализации проекта.

Участники: родители и воспитатели группы.

3. Изучение научной литературы. Подбор детской художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки о цветах и овощах). Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного, природного материалов, необходимого оборудования.

Участники: воспитатели группы и родители.

Исследовательский этап с 1 февраля по 23 мая

1. Опытно-экспериментальная деятельность:

- «Какая земля».

Цель: выявить свойства почвы. Участники: дети и воспитатели.

- «Вода и растения».

Цель: выявить необходимость воды для роста растений.

Участники: дети и воспитатели.

- «Солнце и растения».

Цель: определить роль солнца в жизни растений. Участники: дети и воспитатели.

- «Человек и растения».

Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Участники: дети и воспитатели.

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин семян».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Познакомить их с внешним видом наиболее знакомых растений, с особенностями магазина, в котором можно приобрести семена, инвентарь, необходимый для выращивания растений, с профессиями: овощи выращивает овощевод, цветы – цветовод группировать растения по месту их произрастания и использованию в быту. Описывать предметы и находить их по описанию.

Участники: дети и воспитатели группы.

3. Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: расширять знания детей: где можно приобрести семена, почву, предметы ухода за растениями.

Участники: дети и родители.

4. Наглядно-исследовательская деятельность с детьми: посев семян, наблюдение за первыми всходами, пикировка растений.

Цель: пополнение знаний детей, учить сравнивать, сопоставлять, находить причинно-следственные связи.

Участники: дети и воспитатели группы.

5. Проведение дидактических игр. Цель: содействовать проявлению и развитию в игре ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности. Развивать и закреплять сенсорные способности.

Участники: дети и педагоги группы.

6. Чтение художественной литературы, заучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Цель: продолжать развивать потребность детей общаться с книгами, пополнять литературный багаж.

Участники: дети, родители, педагоги.

7. Трудовые поручения и дежурства в «огороде на окне». Цель: продолжать формировать умение выполнять поручения по уходу за растениями.

Участники: дети и воспитатели.

8. Создание коллекции семян. Цель: познакомить детей с разнообразием семян.

Участники: родители, воспитатели группы.

9. Выращивание лука и составление рассказа: «Как я дома вырастил лук»

Цель: объединить сотворчеством родителей и детей.

Участники: дети и родители.

10. Подготовка почвы на клумбах для высадки рассады цветов. Цель: формировать умение готовить почву для высадки растений. Разъяснить детям ценность труда на воздухе. Двигательная активность, положительное влияние солнца на организм человека укрепляют его здоровье.

Участники: дети и воспитатели группы.

11. Оказание помощи младшим детям младшей группы в подготовке почвы на клумбах для высадки рассады цветов. Цель: продолжать воспитывать чувство коллективизма, ответственности за общее дело.

Участники: дети и воспитатели групп.

12. Высадка рассады на участках. Цель: закрепить знания детей о том, что совместная, дружная работа способствует появлению положительного результата.

Участники: дети, воспитатели групп.

13. Наблюдение и уход за растениями на клумбах. Цель: продолжать формировать у детей интерес к опытнической, исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений, а также обобщать и расширять знания детей о том, ухаживать за ними.

Участники: дети, родители, воспитатели.

Заключительный этап с 23 мая по 26 мая

  1. Обработка и оформление материалов проекта. Цель: пополнение учебно-дидактической базы для дальнейшего использования в работе. Участники: воспитатели группы.
  2. Оформление выставки рисунков детей «Что за чудо – чудеса нам природа дала!»
  3. Развлечение «Как прекрасна природа Кубани!» Участники: педагог группы, музыкальный руководитель, родители.
  4. Презентация итогов проекта. Участники: дети, родители, воспитатели.

Приложение

1. Опытно-экспериментальная деятельность: «Какая земля». Цель: выявить свойства земли. Материал, оборудование: земля в контейнерах. Вывод: земля имеет вес, черного цвета, сыпется, впитывает и пропускает влагу.

Участники: дети и воспитатели.

  • «Вода и растения». Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем). Вывод: вода необходима для роста и развития растения. Участники: дети и воспитатели.
  • «Солнце и растения». Цель: определить роль солнца в жизни растений. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату). Вывод: Солнечный свет так же необходим для роста и развития растений. Участники: дети и воспитатели.
  • «Человек и растения». Цель: выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).

Вывод: растения нуждаются в уходе, если не ухаживать за растением оно плохо растет и развивается и может погибнуть.

2. Художественная литература.

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», С.Аксаков «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик – семицветик», Ю. Тувим «Овощи», А.Сиххат «Сад», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», С.Виталий «Огород», О.Емельянова «Что растет на огороде», Дж. Родари «Чипалино». Поговорки: «Как посеешь, так и пожнешь», «Огород – для семьи доход», «Летом под межой не лежи и гороху не щипли», «Не отлынивай, дела не ждут».

3. Дидактические игры:

«Вершки и корешки». Цель: Закрепление знаний об овощах; воспитание внимания, находчивости, согласованности действий.

«Что сначала, что потом». Цель: учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

«Закончи предложение». Цель: закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

«Для чего нужен этот предмет?». Цель: Закрепление знаний о назначении предметов садово-огородного инвентаря, воспитание бережного отношения к ним, сообразительности, речевой и умственной активности.

«От зернышка до плода». Цель: систематизировать, закрепить знания детей о труде овощеводов, воспитывать уважение и бережное отношение к результатам их труда.

«1–2–5» (тыква, помидор, астра и др.), (желтая тыква, красный помидор, белая астра). Цель: Умение согласовывать окончания слов в словосочетаниях.

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2014 Мозайка-Синтез.
  2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыт и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – 2014 ТЦ «Сфера».
  3. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М.: ЗАО «ЭЛТИ – КУДИЦ» 2013.
  4. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.

Поделиться

470

Попова Н. Д., Крячко О. Н. Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо чудесное подарила природа прелестная!» // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 58-61. URL: https://apni.ru/article/5948-poznavatelno-issledovatelskij-proekt-chto-za

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля