Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

младший школьный возраст
психический процесс
мотивация
память
мышление
восприятие
ощущения

Аннотация статьи

В данной работе рассматриваются психолого-педагогические особенности развития младших школьников. В целях того, чтобы ребенок успешно вошел в новую фазу своей жизни, он должен быть психологически и физически подготовлен.

Текст статьи

Изучением младшего школьного возраста занимались такие исследователи, как: В. В. Репкин, Е. В. Барышникова, А. К. Макарова, Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман и другие.

Границы младшего школьного возраста варьируются от пяти-шести лет до девяти-десяти лет, их уточнения зависят от поступления ребенка в школу [3, c. 74].

Согласно периодизации Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность детей младшего школьного возраста – учебная деятельность, направленная на формирование у ребенка понятий, умений, навыков и практических способов действий [5, c. 15].

Как считал В. В. Давыдов, что младший школьный возраст – это тот этап жизни, когда ребенок начинает заниматься общественно значимой деятельностью [2, c. 26].

Младший школьный возраст характеризуется своими психофизиологическими новообразованиями. У ребенка, пришедшего впервые в школу, наблюдается разрыв между имеющимися знаниями и предъявляемыми в школе требованиями к памяти, мышлению, речи. И именно этот факт становится движущей силой развития [6, c. 48].

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образный тип мышления. Такой тип мышления означает, что дети лучше запоминают конкретную информацию, события, образы, предметы. Важно отметить, что дети младшего школьного возраста без смыслового понимания больше склоны к механическому запоминанию определений, описаний или разъяснений. Такая информация, как правило, недолго остается в памяти ребенка. Поэтому, в первом-втором классе учебная деятельность строится преимущественно с наглядным материалом. Далее объем наглядных материалов на уроках уменьшается.

Мышление и речь взаимосвязаны. В младших классах объем активного словарного запаса увеличивается до 7 тысяч слов. Главным показателем развития речи становится – контекстная речь [7, c. 479].

Под влиянием учебной деятельности происходит переход от познания внешних сторон явлений к познанию сущности. Мышление начинает отражать признаки, свойства явлений и предметов, что дает возможность ребенку делать первые выводы, обобщения, заключения [8, c. 132].

Следует учитывать, что у детей младшего школьного возраста наблюдается слабое произвольное внимание. В силу своих возрастных особенностей у ребенка ограничена возможность контроля внимания, больше преобладает непроизвольное внимание. Для поддержания интереса педагогу необходимо применять такой прием, как «близкая мотивация». Как правило, при наличии «близкой мотивации» ученики младших классов более сосредоточены на учебной деятельности. К такой мотивации можно отнести: желание получить хорошую оценку, заслужить похвалу педагога, выразиться перед другими учениками и т. д. [9, c. 157]

Восприятие в младшем школьном возрасте отличается неустойчивостью, но в это же время любознательностью и остротой. У детей к началу младшего школьного возраста уже достаточно хорошо развито восприятие, дети хорошо различают предметы по форме, цвету и величине. Однако в первом-втором классе оно еще несовершенно, дети могут допускать ошибки при сравнении сходных предметов, например, учащийся может путать цифры «9» и «6» или «Ъ» и «Ь». К концу младшего школьного возраста восприятия детей становится более анализирующим [10, c. 152].

Еще одной возрастной особенностью детей младшего школьного возраста является недостаточный уровень сформированности воли. Ребенок при первой неудаче может опустить руки, разочароваться, прекратить попытки добиваться намеченной цели, могут наблюдаться такие проявления, как упрямство и капризность.

Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны. В этом возрасте дети еще не умеют управлять своими эмоциями, сдерживать чувства и контролировать их внешние проявления. Такое состояние объясняется недостаточным уровнем развития тормозных процессов [11, c. 14].

В младшем школьном возрасте у детей наблюдается такое качество, как «обобщением переживаний». Это значит, что если у ребенка в учебе преобладают неудачи, то это ведет к появлению – аффективного комплекса или другими словами, чувства неполноценности, уязвленного самолюбия. В дальнейшем, при накоплении опыта позитивного общения такие чувства заменяются или же исчезают насовсем. Если динамика останется прежней, то в будущем негативные переживания будут влиять на формирование самооценки, уровня притязаний [8, c. 320].

К новообразованиям в младшем школьном возрасте относят:

1. Развитие произвольной саморегуляции поведения и деятельности.

2. Размышление, оценка действий, внутренний порядок действий.

3. Появление нового познавательного интереса к действительности.

4. Ориентировка на сверстников.

Также существует ряд различий между детьми, связанные с их полом и личностными особенностями.

Например, для мальчиков и для девочек характерные разные стили поведения, игры, любимые занятия и т. д. Мальчики более склонны к проявлению агрессивности в поведении, в отличие от девочек. Это объясняется тем, что мальчику с детства внушают модель поведения мужчины воина и защитника. Девочкам же запрещается любое проявление агрессивности, объясняя это тем, что девочка должна обладать противоположными мужским качествам, такими как: доброта, мягкость, сострадание, жалость и т. д.

Значительная роль в личностном развитии детей играет то, как ребенок видит и воспринимает взрослых. Самое значительное воздействие взрослые оказывают на детей в возрасте от 3 до 9 лет. В этот временной промежуток дети выбирают для себя объект подражания и начинают равняться на него. Так, у мальчиков объектом подражания становится такой человек, который обладает качествами «настоящего мужчины». Девочки же стараются подражать тем, кто выглядит как «истинная женщина» [2, с. 42].

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является периодом бурного интеллектуального развития. В этом возрасте формируется учебная мотивация; закладываются познавательные интересы; происходит формирование у ребенка умений, навыков и практических способов действий; раскрывается собственный потенциал ребенка; начинается процесс формирования нравственных и моральных норм; формируется навык общественного поведения (коллективизм); происходит перестройка всех психологических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, ощущения), наблюдается их осознанность. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков.

Список литературы

  1. Власова Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни [Текст] / Т.И. Власова // Педагогика, 2008. № 9. – 108 с.
  2. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии, 2002. – № 3. – 35 с.
  3. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка : современная версия / В. И. Даль. – М. : ЭКСМО, 2009. – 287 с.
  4. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. – № 12. – 86 с.
  5. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. – 518 с.
  6. Дереклеева Педагогическая психология (1-4 класс). М: Просвещение, 2003 – 359 с.
  7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2006. – 48 с.
  8. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  9. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 2007. – 198 c.
  10. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: Педагогика, 2001. – 200 с.
  11. Капрова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И. А. Карпова. – М. : Просвещение, 1979. – 169 с.

Поделиться

5761

Козлова В. С. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/5949-psikhologo-pedagogicheskaya-kharakteristika

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа