Ученые в области педагогических наук доказали, что на каждом этапе возможности духовно-нравственного воспитания отличаются и существуют сенситивные периоды развития. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы, доверчивы, отрыты к эмоциональным воздействиям, склоны к подражанию взрослым, поэтому работу по нравственному воспитанию следует начинать с младшего школьного возраста.
Дети еще в дошкольном возрасте начинают понимать значимые для нравственного воспитания смысл слов «хорошо/плохо» или «хороший/злой», руководствуются простыми правилами поведения (брать чужое – плохо). В младшем школьном возрасте эти понятия переходят уже на новый уровень. У детей младшего школьного возраста появляется понимание своей личной и социальной значимости, появляется чувство ответственности, совестливого отношения, самокритичности [1, с. 68].
При переходе ребенка с дошкольного учреждения в школу происходит расширение сферы общения. Появляется новая авторитетная фигура в жизни ребенка – учитель. Теперь вместо одной системы отношений «ребенок – взрослый», образуется несколько «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Происходит новое знакомство с детьми и как следствие, образование новых связей. Учебная деятельность становится тем связующим звеном, на основе которой строятся взаимоотношения между детьми. В процессе взаимодействия детей друг с другом формируются такие качества личности, как коллективизм, отзывчивость, чуткость, ответственность [4, c. 59].
Педагогическая деятельность в рамках духовно-нравственного воспитания должна организовываться с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного возраста, в частности таких как:
- Дети младшего школьного возраста не способны долго заниматься одной деятельностью. Это связано, в первую очередь, с недостаточным уровнем развития произвольного внимания. Поэтому строя педагогический процесс педагогу рекомендовано постоянно чередовать разные виды деятельности (например, интеллектуальные задания могут сменяться играми).
- Дети младшего школьного возраста склонны к игровой деятельности. В этом возрасте дети отличаются большой активностью, поэтому игровая деятельность остается по-прежнему актуальной. В младшем школьном возрасте большое место отводится играм с правилами или дидактическим играм. В таких играх от ребенка требуется четкое соблюдение правил. Если кто-то нарушил правила игры, другие ее участники начинают выражать свое недовольство и критику. В том случае, если ребенок не прислушается к мнению большинства и далее будет нарушать правила, то возможно ему даже придется покинуть игру. Таким образом, значение игры для нравственного воспитания заключается в том, что ребенок учится считаться с мнением других людей, быть справедливым, совестливым, честным.
- У детей младшего школьного возраста наблюдается недостаточно ясная картина нравственных представлений в связи с малым жизненным опытом.
- Иногда у детей обнаруживается противоречие между знанием и применением этих знаний на практике (это касается знаний этикета, правил поведения в обществе, правил вежливого общения). Например, когда дети едут на экскурсию необходимо обговаривать все детали поездки, в том числе правила поведения в общественном транспорте. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит не совпадение этических норм и личных желаний ребенка.
- Дети младшего школьного возраста могут неравномерно применять правила вежливости по отношению к взрослым (например, дома/на улице) [2, c. 84].
Как же нам преодолеть эти особенности? В первую очередь, мы должны обратиться к опыту отечественных педагогов. В. А. Сухомлинский писал: «В практической деятельности педагога, в рамках духовно-нравственного воспитания должна преобладать направленность на формирование у детей общечеловеческих норм нравственности, таких как совестливость, честность, принципиальность, ответственность за свои действия. В младшем школьном возрасте, когда дети эмоционально открыты, наиболее восприимчивы, важно раскрыть сущность общечеловеческих нравственных норм, учить принципам морали:
- Ты живешь среди большого количества людей. Так или иначе, каждое твое действие отражается на других. Существует грань между желаниями и между тем, что разрешено. Нужно всегда анализировать свои поступки вопросом: справедлив ли ты по отношению к другому? Поступай так, чтобы другим было комфортно с тобой.
- На добро нужно отвечать добром.
- Всевозможные блага и радости жизни достигаются путем усердного труда.
- Будь честным и совестливым по отношению другим. Важно помогать нуждающимся, бедным и больным людям. Не делай зла по отношению к другим людям. Уважай родителей своих – они подарили тебе жизнь, растят тебя, хотят, чтобы ты стал порядочным человеком, с большим сердцем и открытой душой.
- Пресекай зло, будь неравнодушным к несправедливости.
Овладевая данными нормами и принципами, дети раскрывают для себя сущность добра и зла, нравственности и аморальности, справедливости и неправоты» [6, с. 146].
Работа по духовно-нравственному воспитанию может носить коллективный, групповой или индивидуальный характер. Организую коллективную или групповую деятельность, важно, чтобы она была преисполнена добронравными отношениями. Самое оптимальное, чтобы каждый ребенок в коллективе занимал соответствующее своим возможностям место. Это способствует появлению у ребенка чувства собственного достоинства, незаменимости, нужности, что в свою очередь побуждает ребенка действовать в соответствии с общепринятыми нравственными правилами и нормами.
Духовно-нравственное воспитание в государственных школах носит исключительно осознанный и добровольный характер. В работе по нравственному воспитанию важно создание у ребенка мотивации формирования нравственных качеств. Появление мотивации влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства характеризуются появлением у личности глубокого впечатления, что, в свою очередь, влияет на прочность формирования нравственного качества [3, с. 37-44].
Полученные знания и чувства должны закрепляться и расширяться уже в практической деятельности, в поступках, в манере поведения. Наблюдая за поступками и поведением ребенка, педагог может сделать вывод о качестве формируемых знаний.