Главная
Конференции
Научное знание как фактор общественного развития
Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте

Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

духовно-нравственное воспитание
духовные ценности
нравственные качества
принципы морали

Аннотация статьи

Современная социокультурная ситуация определяет в качестве одной из приоритетных задач образования изменение вектора воспитания подрастающего поколения в направлении духовно-нравственной составляющей. Поэтому данная статья будет посвящена рассмотрению особенностей духовно-нравственного воспитания.

Текст статьи

Ученые в области педагогических наук доказали, что на каждом этапе возможности духовно-нравственного воспитания отличаются и существуют сенситивные периоды развития. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы, доверчивы, отрыты к эмоциональным воздействиям, склоны к подражанию взрослым, поэтому работу по нравственному воспитанию следует начинать с младшего школьного возраста.

Дети еще в дошкольном возрасте начинают понимать значимые для нравственного воспитания смысл слов «хорошо/плохо» или «хороший/злой», руководствуются простыми правилами поведения (брать чужое – плохо). В младшем школьном возрасте эти понятия переходят уже на новый уровень. У детей младшего школьного возраста появляется понимание своей личной и социальной значимости, появляется чувство ответственности, совестливого отношения, самокритичности [1, с. 68].

При переходе ребенка с дошкольного учреждения в школу происходит расширение сферы общения. Появляется новая авторитетная фигура в жизни ребенка – учитель. Теперь вместо одной системы отношений «ребенок – взрослый», образуется несколько «ребенок – учитель» и «ребенок – родители». Происходит новое знакомство с детьми и как следствие, образование новых связей. Учебная деятельность становится тем связующим звеном, на основе которой строятся взаимоотношения между детьми. В процессе взаимодействия детей друг с другом формируются такие качества личности, как коллективизм, отзывчивость, чуткость, ответственность [4, c. 59].

Педагогическая деятельность в рамках духовно-нравственного воспитания должна организовываться с учетом психолого-педагогических особенностей детей данного возраста, в частности таких как:

  1. Дети младшего школьного возраста не способны долго заниматься одной деятельностью. Это связано, в первую очередь, с недостаточным уровнем развития произвольного внимания. Поэтому строя педагогический процесс педагогу рекомендовано постоянно чередовать разные виды деятельности (например, интеллектуальные задания могут сменяться играми).
  2. Дети младшего школьного возраста склонны к игровой деятельности. В этом возрасте дети отличаются большой активностью, поэтому игровая деятельность остается по-прежнему актуальной. В младшем школьном возрасте большое место отводится играм с правилами или дидактическим играм. В таких играх от ребенка требуется четкое соблюдение правил. Если кто-то нарушил правила игры, другие ее участники начинают выражать свое недовольство и критику. В том случае, если ребенок не прислушается к мнению большинства и далее будет нарушать правила, то возможно ему даже придется покинуть игру. Таким образом, значение игры для нравственного воспитания заключается в том, что ребенок учится считаться с мнением других людей, быть справедливым, совестливым, честным.
  3. У детей младшего школьного возраста наблюдается недостаточно ясная картина нравственных представлений в связи с малым жизненным опытом.
  4. Иногда у детей обнаруживается противоречие между знанием и применением этих знаний на практике (это касается знаний этикета, правил поведения в обществе, правил вежливого общения). Например, когда дети едут на экскурсию необходимо обговаривать все детали поездки, в том числе правила поведения в общественном транспорте. Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит не совпадение этических норм и личных желаний ребенка.
  5. Дети младшего школьного возраста могут неравномерно применять правила вежливости по отношению к взрослым (например, дома/на улице) [2, c. 84].

Как же нам преодолеть эти особенности? В первую очередь, мы должны обратиться к опыту отечественных педагогов. В. А. Сухомлинский писал: «В практической деятельности педагога, в рамках духовно-нравственного воспитания должна преобладать направленность на формирование у детей общечеловеческих норм нравственности, таких как совестливость, честность, принципиальность, ответственность за свои действия. В младшем школьном возрасте, когда дети эмоционально открыты, наиболее восприимчивы, важно раскрыть сущность общечеловеческих нравственных норм, учить принципам морали:

  1. Ты живешь среди большого количества людей. Так или иначе, каждое твое действие отражается на других. Существует грань между желаниями и между тем, что разрешено. Нужно всегда анализировать свои поступки вопросом: справедлив ли ты по отношению к другому? Поступай так, чтобы другим было комфортно с тобой.
  2. На добро нужно отвечать добром.
  3. Всевозможные блага и радости жизни достигаются путем усердного труда.
  4. Будь честным и совестливым по отношению другим. Важно помогать нуждающимся, бедным и больным людям. Не делай зла по отношению к другим людям. Уважай родителей своих – они подарили тебе жизнь, растят тебя, хотят, чтобы ты стал порядочным человеком, с большим сердцем и открытой душой.
  5. Пресекай зло, будь неравнодушным к несправедливости.

Овладевая данными нормами и принципами, дети раскрывают для себя сущность добра и зла, нравственности и аморальности, справедливости и неправоты» [6, с. 146].

Работа по духовно-нравственному воспитанию может носить коллективный, групповой или индивидуальный характер. Организую коллективную или групповую деятельность, важно, чтобы она была преисполнена добронравными отношениями. Самое оптимальное, чтобы каждый ребенок в коллективе занимал соответствующее своим возможностям место. Это способствует появлению у ребенка чувства собственного достоинства, незаменимости, нужности, что в свою очередь побуждает ребенка действовать в соответствии с общепринятыми нравственными правилами и нормами.

Духовно-нравственное воспитание в государственных школах носит исключительно осознанный и добровольный характер. В работе по нравственному воспитанию важно создание у ребенка мотивации формирования нравственных качеств. Появление мотивации влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства характеризуются появлением у личности глубокого впечатления, что, в свою очередь, влияет на прочность формирования нравственного качества [3, с. 37-44].

Полученные знания и чувства должны закрепляться и расширяться уже в практической деятельности, в поступках, в манере поведения. Наблюдая за поступками и поведением ребенка, педагог может сделать вывод о качестве формируемых знаний.

Список литературы

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – №11. – С. 68-71.
  2. Богданова О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников / О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М.: Педагогика, 1972. – 103 с.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  4. Клепиков В. Н. Из опыта духовно-нравственного воспитания школьников / В. Н. Клепиков // Педагогика, 2012. – №3. – С. 59-64.
  5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с.
  6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990. – 288 с.

Поделиться

841

Козлова В. С. Особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте // Научное знание как фактор общественного развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/5950-osobennosti-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа