Введение. Предлагаемая вниманию статья, это продолжение ранее выполненного исследования, которое представлено в научных журналах, в частности в статьях, «Вариант математического моделирования физиологических процессов» // Математическое образование. 2017. № 3(83), «Принцип математического моделирования процесса мышления человека». // Вестник психофизиологии. 2018. № 3,«Актуальные вопросы математического моделирования» //Актуальные исследования, 2021 №10 (37) и др. [4, 5, 6, 7, 8].
В настоящей статье предлагается вариант изучения природы психических процессов, рассмотрены закономерности, которые присутствуют в процессе восприятия, процессе мышления в целом. Рассмотрены примеры различных состояний сознания человека в процессе восприятия.
Цель исследования – исследовать закономерности, которые присутствуют в состоянии сознания человека в аналогии с закономерностями в других областях знаний, выявить природу психических процессов, предложить вариант моделирования.
Методы исследования. Исследование выполняется посредством методов наблюдения, анализа, сравнения.
Результаты исследования
Рассмотрим две основные тенденции развития, тенденцию синтеза и тенденцию анализа, изучим их основные свойства.
Синтез – объединение частей в целое [10].
Синтез – это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно соединяем в одно целое расчленённые в анализе отдельные части предмета, явления [1].
Анализ – разделение целого на составные части [9].
Анализ – это такой логический прием, с помощью которого мы мысленно расчленяем предметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства [2].
Пример анализа: дерево состоит из ствола, веток, листьев, корневой системы [3].
Наблюдение примеров синтеза и анализа в живой природе.
1. Пример синтеза в природе.
Снежный ком, который может быть образован из липкого снега. Свойством, условием для образования снежного кома является липкое состояние, свойство снега. Свойство липкости снега вызывает синтез, набор снежной массы. Определим данное свойство как «феномен снежного кома» или «эффект снежного кома».
2. Пример анализа в природе.
Рыхлое состояние снега, отсутствие возможности образовать, слепить снежный ком из рыхлого снега. Свойством или условием в данном случае, является рыхлое состояние, свойство снега, свойство распада на составные части. Свойство рыхлости снега, не вызывает набора снежной массы.
Рассмотренные примеры синтеза и анализа, которые присутствуют в состоянии снега в природе, рассмотрим в контексте со свойствами сознания человека.
В основе исследований лежит гипотеза, что свойства, которые наблюдаются в состоянии снега в природе, в частности свойство рыхлости и липкости, аналогичными свойствами обладает состояние сознания человека.
В зависимости от свойств состояния сознания, состояние синтеза или состояния анализа, происходит процесс восприятия окружающей действительности.
Пример рыхлого состояния сознания будет состояние рассеянного внимания, когда внимание невосприимчиво, не сосредоточено на внешних объектах. В данном случае внешние объекты не оказывают значимого воздействия на сознание человека. Пример, когда субъект читает книгу, внимание сосредоточено на объекте зрительного характера, субъект не воспринимает информацию от других внешних объектов, не воспринимает шум за окном, работу ТВ.
Пример 1. Свойство синтеза сознания, эффект снежного кома. Позитивное восприятие реальности.
В продолжении исследования по вопросу математического моделирования на примере переключения внимания, которое разобрано в предыдущих статьях [6, 7], поясним, что объекты, которые воздействуют на наше сознание, мы классифицируем следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Классификация внешних объектов
Цвета мы можем классифицировать в зависимости от яркости от минимальной к максимальной и заключим в интервал от O (0) → D (∞). Звуки аналогичным образом классифицируем исходя из громкости от минимальной к максимальной и заключим в аналогичный интервал от O (0) → D (∞). Вкусовые, обонятельные, осязательные ощущения, исходя из силы воздействия так же заключим в интервал от O (0) → D (∞) [4, 5, 6, 7, 8].
Моделирование выполняется путем наложения существенных компонентов рассматриваемых процессов элементы нашего пространства.
Для этого рассмотрим прямую Y (или OE) и области с прилегающими к ней числовыми рядами (рис. 2).
Фрагмент процесса мышления смоделирован, исходя из поведения точки P на прямой OE, которая нами связана с вниманием.
Таким образом, внимание всегда будет концентрироваться на объекте с бóльшим потенциалом. Существенным свойством для нас является притяжение областей с противоположными числовыми потенциалами [4, 5].
Рис. 2. Моделирование фрагмента процесса мышления
В продолжении вышеизложенного рассмотрим следующий пример.
Допустим, пять лет ранее, субъект находился в путешествии, летний отдых на море продолжительностью 10 дней.
В хронологическом порядке приведем перечень объектов из вышеуказанных событий, которые в совокупности образуют ассоциативную цепь объектов, и находятся в памяти.
Событие P1: V1) аэропорт г. Москвы, V2) самолет Ил-86, V3) авиакомпания Аэрофлот, V4) перелет на самолете, V5) аэропорт г. Сочи.
Событие Р2: V1) гостиница «Атриум», V2) регистрация в гостинице, V3) номер на 3 этаже, V4) балкон, V5) пальмы.
Событие P3: V1) море, V2) пляж, V3) шизлонг, V4) зонтики V5) волны.
Событие P4: V1) экскурсия, V2) яхта, V3) парус, V4) штурвал, V5) дельфины.
Событие P5: V1) вечер, V2) ресторан «Астория», V3) танец, V4) шампанское «Крымское», V5) шоколад «Российский».
События P1, P2, P3, P4, P5 образуют в одну ассоциативную цепочку событий.
По прошествии пяти лет с момента вышеперечисленных событий, субъект при просмотре ТВ, наблюдает самолет ИЛ-86, (внешний объект D2) тождественный тому который перечислен в Событии 1, (внутренний объект V2), как следствие срабатывает цепь воспоминаний, возникает «эффект снежного кома» ассоциаций.
Объект V2 (самолет ИЛ-86), который составляет в событие P1, вызывает ассоциацию P2, Событие P2 вызывает ассоциацию P3, событие P3 вызывает ассоциацию P4, событие P4 вызывает ассоциацию P5 (рис. 3).
Рис. 3. Пример моделирования событий
Таким образом, возникает «эффект снежного кома», в процессе нарастания «снежного кома» происходит «слипание» наложение одного объекта на другой. Как следствие, перечень ассоциаций вызывает у субъекта решение направится на отдых.
Пример 2. Болезненное, восприятие реальности.
Рассмотрим пример негативной цепочки воспоминаний. Пять лет ранее, субъект проходил лечение в больнице продолжительностью 10 дней.
В хронологическом порядке приведем перечень объектов из вышеуказанных событий, которые в совокупности образуют негативную ассоциативную цепь объектов, воздействующих на внимание P, и находятся в памяти.
Событие P1: V1) травма, V2) кровь, V3) йод.
Событие Р2: V1) скорая помощь, V2) больница, V3) приемный покой.
Событие P3: V1) обследование, V2) врач, V3) диагноз.
Событие P4: V1) уколы, V2) капельница, V3) медикаменты.
Событие P5: V1) таблетки, V2) заболевание, V3) палата.
События P1, P2, P3, P4, P5 образуют в одну ассоциативную цепочку событий.
По прошествии пяти лет с момента вышеперечисленных событий, субъект при входе в помещение наблюдает рекламу медикаментов, йод (объект V3) аналогичный тому который перечислен в Событии P1, V3), как следствие срабатывает цепь воспоминаний, возникает эффект снежного кома ассоциаций.
Объект V3 (йод), который составляет в событие P1, вызывает ассоциацию P2, событие P2 вызывает ассоциацию P3, событие P3 вызывает ассоциацию P4, событие P4 вызывает ассоциацию P5. (рис. 3)
Таким образом возникает «эффект снежного кома», при нарастании «снежного кома» происходит наложение одного объекта на другой.
Как следствие негативный перечень воспоминаний вызывает у субъекта решение отказаться от посещения магазина и возвратится обратно.
Пример 3. Болезненное состояние мышления, психические болезни.
Эффект липкости сознания.
Рассмотрим пример, когда при просмотре журнала у субъекта внимание концентрируется на множестве объектов, которые вызывают притяжение, аналогичных объектов в памяти, возникает цепь ассоциаций в сознании как следствие «расщепление сознания» (рис. 4).
Рис. 4. Эффект снежного кома
Каждый объект (картинка), который содержится в журнале, вызывает цепь воспоминаний в сознании субъекта в определенный момент времени t.
В момент времени t1: внимание направлено на внешний объект P1 (страница 1 журнала – изображение дерева).
В момент времени t2: внимание направлено на внешний объект P2 (страница 2 журнала – изображение зайца),
В момент времени t3: внимание направлено на внешний объект P3 (страница 3 журнала – изображение автомобиля).
В момент времени t4: внимание направлено на внешний объект P4 (страница 4 журнала – изображение птицы).
В момент времени t5: Внимание направлено на внешний объект P5 (страница 5 журнала – изображение самолета).
Возникает эффект липкости, т.е. характерным свойством восприятия является, что субъект не воспринимает объекты как самостоятельные, а ассоциирует «прилепляет» или «склеивает» их с объектами, которые находятся в памяти.
Происходит спутанность «склеивание» сознания, возникает бредовое восприятие реальности, когда у субъекта объекты воздействия накладываются друг на друга, внимание не переключается с одного объекта на другой.
Объект P1 (дерево) вызывает перечень ассоциаций в объектах памяти P1 (прогулка в лесу).
Объект P2 (заяц) вызывает перечень ассоциаций в объектах памяти P2 (экскурсия в зоопарке).
Объект P3 (автомобиль) вызывает перечень ассоциаций в памяти P3 (поездка по городу).
Объект P4 (птица) вызывает перечень ассоциаций в памяти P4 (чайка на море).
Объект P5 (самолет) вызывает перечень ассоциаций в памяти P5 (авиаперелет).
Таким образом, возникает эффект «снежного кома» ассоциаций. Существенным свойством является, что внешние объекты Р1, P2, P3, P4, P5 накладываются на внутренние объекты нашего сознания, памяти, посредством ассоциаций, происходит своеобразное «прилипание» или «склеивание» объектов, наложение внешних объектов на внутренние объекты памяти. Происходит склеивание сознания, возникает бредовое восприятие реальности.
Так же при бредовых расстройствах происходит «прилипание» наложение внешних объектов друг на друга по принципу «снежного кома» (рис. 4).
Заключение
В статье исследованы закономерности, которые присутствуют в состоянии сознания человека в аналогии с закономерностями в других областях знаний, выявляется природа психических процессов, предложен вариант моделирования. Рассмотрены примеры различных состояний сознания человека в процессе восприятия. Исследование выполнено методом аналогии, когда сложные физиологические процессы сопоставляются со схожими процессами в других областях знаний, что позволяет рассматривать вопросы «под другим углом», предложить точку зрения на проблематику. В этой связи в работе вводятся понятия «эффект снежного кома», «ассоциативная цепь объектов», при изучении процессов мышления человека.