Говоря о РАС мы понимаем определенные нарушения в генезисе личности, что выражается в трудности построения взаимодействия и коммуникации с окружающим социумом.
У всех детей с РАС можно наблюдать те или иные отклонения в развитии речи и проблемы развития крупной и мелкой моторики, что проявляется в слабом контроле равновесия, нарушении силы, координации и точности движения, несформированность двигательной и зрительной координации.
Доподлинно известно, что мелкая моторика напрямую связана с нервной системой, со зрением, памятью, вниманием и восприятием. Она имеет очень тесную связь с речью и коммуникацией. Это объясняется анатомическим строением мозговых центров, отвечающих за речь и моторику, они очень близко располагаются друг к другу. Поэтому так важно при проблемах с речью и коммуникацией стимулировать пальцы рук ребенка. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Однако у ребенка с РАС все намного сложнее. Его трудность состоит в наличии неправильного распределения или дефицита тонуса мышц, что приводит к разбалансировке двигательных механизмов.
Именно устранение или коррекция вышеуказанных проблем ложиться в основу работы с ребенком по передаче ему моторных двигательных стереотипов, что выражается в манипулировании руками ребенка: вкладывание карандаша или кисточки ребенку в руки с дальнейшим рисованием или прописыванием различных элементов. Сюда же можно включить помощь и поддержку рук во время лепки или аппликаций.
Для развития мелкой моторки подходят любые как традиционные, так и инновационные техники (лепка, гимнастика, вырезание из бумаги, пальчиковые игры, конструирование, нанизывание бус, поиск в мелких камешках игрушек, песочная и су-джок терапия).
Одним из наиболее занимательных методов работы с детьми с РАС являются пальчиковые игры. Одни разнообразны, интересны, веселы. Так же существует множество пальчиковых игр, включающих в себя коммуникативные компоненты. Важно наблюдать за ребенком, если он проявляет интерес к пальчиковым играм, то нужно делать на них акцент и обязательно включать в систему коррекционной работы.
В начале работы анализируем материал и подбираем серию пальчиковых игр, таких как: «Пташки», «Ежик-колючка», «Раз ладошка, два ладошка», «Печем пирожки», «Башенка», «Листики», «Туча», «Вот так вот!», «Жук», «Вот он Я», «Тучка и дождь».
Например, игра «Вот так вот!».
- Где ползет червячок? Тут вот! (Производим сгибание и разгибание указательного пальца ребенка на левой руке, а указательный палец правой руки указывает на «червячка».)
- Как же деревце растет? Вот так вот! (Левая рука ставится локоть, пальцы растопыриваются, а указательный палец правой руки показывает на «деревце».)
- Как мальчик идет? Вот так вот! (Указательный и средний пальцы левой руки «идут» по столу, указательный палец правой руки указывает на «идущего мальчика».)
«Башенка».
- Раз кулачок и два кулачок. Поставим их дружно на бочок (чередуя кулак взрослого и ребенка ставим кулачки друг на друга ребенком по очереди ставят друг на друга кулаки.)
- Держи крепко кулачки. Башня, ты смотри не упади!
Систематическое проведение данных игр активизируют моторику рук ребенка и стимулируют желание повторять движения. Далее это приводит к стимуляции и желанию договорить и повторить знакомый текст.
Данные игры хорошо снимают психическое напряжение и зажимы и стимулируют к тактильному контакту со взрослым.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что подобные пальчиковые игры с коммуникативными элементами не только способствуют развитию моторики рук, и но и позволяют развивать коммуникативные навыки.