Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Развитие коммуникативного компонента посредством пальчиковых игр у детей с РАС

Развитие коммуникативного компонента посредством пальчиковых игр у детей с РАС

Автор(-ы):

Пяткова Ирина Васильевна

Часовских Анастасия Викторовна

6 апреля 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

РАС
коммуникативный компонент
мелкая моторика
крупная моторика
пальчиковые игры
речь
взаимодействие

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности работы с детьми с РАС в рамках программы по развитию мелкой моторики и речи, поскольку между этими компонентами развития ребенка установлена тесная связь.

Текст статьи

Говоря о РАС мы понимаем определенные нарушения в генезисе личности, что выражается в трудности построения взаимодействия и коммуникации с окружающим социумом.

У всех детей с РАС можно наблюдать те или иные отклонения в развитии речи и проблемы развития крупной и мелкой моторики, что проявляется в слабом контроле равновесия, нарушении силы, координации и точности движения, несформированность двигательной и зрительной координации.

Доподлинно известно, что мелкая моторика напрямую связана с нервной системой, со зрением, памятью, вниманием и восприятием. Она имеет очень тесную связь с речью и коммуникацией. Это объясняется анатомическим строением мозговых центров, отвечающих за речь и моторику, они очень близко располагаются друг к другу. Поэтому так важно при проблемах с речью и коммуникацией стимулировать пальцы рук ребенка. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Однако у ребенка с РАС все намного сложнее. Его трудность состоит в наличии неправильного распределения или дефицита тонуса мышц, что приводит к разбалансировке двигательных механизмов.

Именно устранение или коррекция вышеуказанных проблем ложиться в основу работы с ребенком по передаче ему моторных двигательных стереотипов, что выражается в манипулировании руками ребенка: вкладывание карандаша или кисточки ребенку в руки с дальнейшим рисованием или прописыванием различных элементов. Сюда же можно включить помощь и поддержку рук во время лепки или аппликаций.

Для развития мелкой моторки подходят любые как традиционные, так и инновационные техники (лепка, гимнастика, вырезание из бумаги, пальчиковые игры, конструирование, нанизывание бус, поиск в мелких камешках игрушек, песочная и су-джок терапия).

Одним из наиболее занимательных методов работы с детьми с РАС являются пальчиковые игры. Одни разнообразны, интересны, веселы. Так же существует множество пальчиковых игр, включающих в себя коммуникативные компоненты. Важно наблюдать за ребенком, если он проявляет интерес к пальчиковым играм, то нужно делать на них акцент и обязательно включать в систему коррекционной работы.

В начале работы анализируем материал и подбираем серию пальчиковых игр, таких как: «Пташки», «Ежик-колючка», «Раз ладошка, два ладошка», «Печем пирожки», «Башенка», «Листики», «Туча», «Вот так вот!», «Жук», «Вот он Я», «Тучка и дождь».

Например, игра «Вот так вот!».

- Где ползет червячок? Тут вот! (Производим сгибание и разгибание указательного пальца ребенка на левой руке, а указательный палец правой руки указывает на «червячка».)

- Как же деревце растет? Вот так вот! (Левая рука ставится локоть, пальцы растопыриваются, а указательный палец правой руки показывает на «деревце».)

- Как мальчик идет? Вот так вот! (Указательный и средний пальцы левой руки «идут» по столу, указательный палец правой руки указывает на «идущего мальчика».)

«Башенка».

- Раз кулачок и два кулачок. Поставим их дружно на бочок (чередуя кулак взрослого и ребенка ставим кулачки друг на друга ребенком по очереди ставят друг на друга кулаки.)

- Держи крепко кулачки. Башня, ты смотри не упади!

Систематическое проведение данных игр активизируют моторику рук ребенка и стимулируют желание повторять движения. Далее это приводит к стимуляции и желанию договорить и повторить знакомый текст.

Данные игры хорошо снимают психическое напряжение и зажимы и стимулируют к тактильному контакту со взрослым.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что подобные пальчиковые игры с коммуникативными элементами не только способствуют развитию моторики рук, и но и позволяют развивать коммуникативные навыки.

Список литературы

  1. Аншакова, М.А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста / М.А. Аншакова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2020. - №17. - С.23-25.
  2. Крaсильникoвa Н.A. Игры, развивающие мелкую моторику детей с тяжёлыми нарушениями речи / Н.А.Красильникова. - М.: Омега, 2019. - 111с.
  3. Лебединский В.В. Коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте / В.В.Лебединский. - М.: Сфера, 2019. - 218с.
  4. Никольская О.С. Дети с нарушением общения / О.С. Никольская.-М.: Просвещение, 2015. - 87с.

Поделиться

540

Пяткова И. В., Часовских А. В. Развитие коммуникативного компонента посредством пальчиковых игр у детей с РАС // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 62-63. URL: https://apni.ru/article/5954-razvitie-kommunikativnogo-komponenta-posredst

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля