Внутренняя структура каждого существующего административно-правового отношения, как правило, состоит из нескольких свойственных таким правоотношениям элементов, которые дают им определенную характеристику.
В качестве объекта рассматриваемого вида правоотношений выступает вопрос или обобщение нескольких вопросов, которые непосредственно относятся к административно-публичной сфере, при этом, для разрешения указанных вопросов и возникает конкретное административное правоотношение.
При этом, следует подчеркнуть тот факт, что при помощи законодательно закрепленных норм административного права осуществляется регулирование поведения тех участников, которые являются субъектами права. Однако, такое регулирование может осуществляться как в пределах конкретного правоотношения, которое в данном случае, было сформировано, так и вне этого правоотношения. Соответственно поведение в данном случае рассматривается как действие или бездействие осуществляемые со стороны субъектов правоотношения, при этом на поведение непосредственно оказывается воздействие со стороны законодательно закрепленных административно-правовых норм. При этом, указанный процесс как правило включает в себя образование прав и обязанностей, на основании вышеуказанных норм, что по факту и составляет содержание возникшего правоотношения. В данном случае можно констатировать факт того, что содержание правоотношения ни в коем случае не может быть представлено в виде объекта, которым по факту является именно вопрос, выносимый на разрешение.
Таким образом, как уже было обозначено, в качестве объекта выступает именно административный юридико-фактический вопрос или ситуация, которая формируется в соответствующей области, и чтобы ее разрешить осуществляется так называемая реализация той нормы права, которая в данном случае соответствует именно этому вопросу (ситуации). Здесь речь идет об объектах, которые могут быть представлены в форме вопросов, используемых для того, чтобы субъект правоотношения мог получить определенную услугу от государства. Так же при наличии необходимости проведения проверки, когда нужно установить тот факт, что предприятие (юридическое лицо, организация и др.) выполняют возложенные на них обязанности или предъявляемые к ним требования. Так же в случае, когда имеется основание для привлечения таковых к административной ответственности. Здесь так же необходимо уточнить и тот факт, что имеется возможность осуществления классификации возникающих вопросов относительно того, каким является их характерные признаки и специфика урегулирования каждой конкретной ситуации. В данном случае классификация может быть представлена так:
- внепроцедурный административный юридико-фактический вопрос (ситуация). Как правило, такие вопросы требуют разрешения, путем совершения определенного однократного действия, причем, при разрешении такого вопроса, не проводятся дополнительные процедуры, связанные с формированием и подписанием документов, носящих официальный характер. В качестве примера разрешения внепроцедурного вопроса, можно привести осуществление проверки со стороны сотрудника правоохранительных органов документов, подтверждающих личность у гражданина, либо производство досмотра гражданина в аэропорту и т.д. [1, с.69];
- процедурный административный юридико-фактический вопрос (ситуация). В данном случае, так же для разрешения такого вопроса осуществляются однократное действие, однако, при этом, предусматривается совершение материальной административной процедуры, которая заключается в составлении конкретного документа и его подписании. В качестве наглядного примера можно привести ситуацию, при которой осуществляется регистрация гражданина по месту жительства, при которой составляется соответствующий документ и т.д.;
- процессуальный административный юридико-фактический вопрос (ситуация). В данном случае, для его разрешения необходимо формирование административного дела, что подразумевает совершение сразу нескольких действий, которые соответственно подразумевают совершение определенных процедур в виде оформления документов. В данном случае, наглядным примером разрешения такого вида вопросов может служить предоставление лицензии для осуществления определенного вида деятельности и т.д.
Отсюда можно сделать вывод о том, что рассмотренные выше объекты, представленные в соответствующей классификации, могут сформировать соответствующие им виды административных правоотношений.
- административные материальные отношения. При этом регулирование таких правоотношений осуществляется посредством применения только материальных норм административного права;
- административные материально-процедурные отношения. Представляется, что такие правоотношения могут регулироваться только при применении материальных и материально-процедурных норм соответствующего права;
- административные материально-процессуальные отношения. Регулирование данных правоотношений осуществляется так же при применении материальных норм административного права, когда одновременно наличествуют и процессуальные правоотношения, которые так же регулируются указанными нормами.
В качестве субъектов административного правоотношения в данном случае выступают стороны правоотношения, обладающие определенными соответствующей административной нормой правами и обязанностями, которые в данном случае, относятся к административно-публичной области [4, с. 76].
Субъект при этом имеет определенные права, на него возлагаются конкретные обязанности, определяемые в соответствии с той, нормой, которая применяется в случае возникновения определенной ситуации. Права и обязанности при этом относятся к области государственного управления. А обязательным субъектом в данном случае является непосредственно сам орган государственного управления или соответствующее должностное лицо.
Объект представляет собой область, на которую оказывает воздействие, возникшее в каждом конкретном случае административно-правовое отношение [2, с. 64]. Речь идет о волеизъявлении, об осознании и основанном на этом сознании поведении субъекта, которое относится к области осуществления исполнительной власти.
И, наконец, содержанием административного правоотношения являются права и обязанности, возлагаемые на его участников.
В заключение первой главы, рассмотрев теоретические основы административного правоотношения представляется возможным сделать ряд важных выводов:
Принимая во внимание специфику, и обращая внимание на те определения, которые уже были сформулированы относительно правовой сути, наличествующей внутри каждого правоотношения в рассматриваемой области, получим трактовку понятия административно-правового отношения. Так, административно-правовое отношение, представляет собой управленческое отношение, находящееся под непосредственным регулированием определенной в законе административной нормой, которая предусматривает возможность наступления административной ответственности, при этом, стороны такого правоотношения действуют на основании собственного волеизъявления, формирующего связь выраженную в виде наличествующих прав и обязанностей сторон, образующих определенную связь посредством данных прав и обязанностей, где при наличии административных споров они могут быть разрешены как в судебном, так и во внесудебном порядке [3, с. 10].
В качестве специфики рассматриваемого вида правоотношений можно выделить:
- Наличие властвующего характера правоотношений с одной стороны, которая является субъектом управления.
- Наличие собственного объекта в рассматриваемом виде правоотношений, как и в любых других правоотношениях. В данном случае, следует отметить тот факт, что воля стороны административного правоотношения находится в прямом подчинении управляющей воле, которая в каждом конкретном случае является единой. Именно данный фактор и образует так называемую властность, посредством которой и осуществляется регулирование управленческих процессов. Не стоит забывать о том, что указанные процессы подразумевают непосредственное участие людей, у которых имеется собственное волеизъявление, и осознание всего происходящего. В данном случае люди осуществляют те действия, которые предусматривают административные нормы, либо по собственной воле игнорируют эти предписания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно воля человека, его сознание, которые и определяют поведение человека выступают в качестве объекта административного правоотношения в области осуществления исполнительной власти.
- На практике работа исполнительных органов, направленная на осуществление полномочий, связанных с исполнительно-распорядительным функционалом, возложенным на данные органы, сама по себе приводит к образованию административно-правовых отношений. Так же указанные отношения имеют место в связи с осуществлением со стороны данных органов управленческой деятельности.
- Не исключается и наличие споров между участниками правоотношений рассматриваемого вида. В данном случае подразумевается тот факт, что люди, в отношении которых со стороны исполнительного органа осуществляются определенные действия, могут быть не согласны с таковыми, что является основанием для оспаривания принятого решения, формируя при этом административно-правовой спор. Однако сам факт наличия спора никаким образом не влияет на возникновение правоотношения.
- Наступление ответственности участников рассматриваемого вида отношений имеет место в случае, когда участники совершили действия, идущие в разрез с установленной в законе административной нормой. Ответственность в данном случае участники несут перед государством, а не перед друг другом. Причиной этому является тот факт, что в случае нарушения, прежде всего нарушаются публично-правовые интересы, которые непосредственно относятся к области исполнительной власти. Данная причина так же обуславливает тот факт, что со стороны исполнительного органа наличествуют определенные полномочия, дающие ему право на то, чтобы не прибегая к вовлечению других органов, то есть самостоятельно осуществить воздействие на участника правоотношения, допустившего нарушение норм административного права. Ответственность в данном случае, может быть как дисциплинарной, так и административной.