Говорите с ребенком правильно!
Ребёнок копирует речь от близких людей, она не передается ему от родителей. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с ребенком следили за своим произношением, говорили не спеша, отчетливо проговаривали все слова и звуки спокойным доброжелательным голосом. Некоторые слова ребенок может слышать впервые, и как он их воспримет, так и будет проговаривать.
Небрежная, спешная речь взрослых негативно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не беспокоиться о том, как его речь интерпретируется другими людьми. Если дома говорят торопливо, раздражённым тоном и громко, то и речь ребёнка будет такой же.
Часто причиной ошибочного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, сверстников. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов сокращенные слова: например, «Где киса?». Это принесет только вред ребенку, будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
Не передразнивайте ребенка, если он неправильно произносит какие-либо звуки, слова.
Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не закончен.
Не ругайте ребенка за плохую речь, а лучше дайте правильный образец для произношения.
Как расширить словарный запас ребенка?
Ежедневно ребенок сталкивается с явлениями и предметами. Перед ним открывается много нового, интересного, увлекательного. У него возникают вопросы: «Что это?», «Как это называется?», «Из чего и как это сделано?», «Для чего это?»
Расширение словарного запаса ребенка будет идти быстрее, если взрослые четко и ясно ответят на его вопросы. Необходимо постепенно знакомить детей с явлениями и предметами окружающего мира, учить правильно называть предметы, с которыми ребенок постоянно контактирует: игрушки, посуду, одежду, предметы домашнего обихода. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть транспорт, здания, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка существенно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по назначению, форме, названию и определять сходные предметы.
Необходимо помочь ребенку понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. Акцентируйте внимание ребенка: «Посмотри, какие красивые снежинки парят в воздухе! Это снегопад». – «Снегопад», – повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это снегопад, – утверждаете вы. – Это слово обозначает: снег падает». Таким образом, представление о снегопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.
Назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «снегопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это необычное явление, прочитать стихотворение:
Снегопад, снегопад,
длился два часа подряд!
Был увидеть каждый рад
белый сказочный наряд!
Когда новое слово будет применено ребенком правильно, только тогда можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.
Речь ребенка небогата прилагательными. Цель взрослых помочь ребенку изучить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его величину, форму, цвет, подчеркните его свойства и качества (твердый или мягкий, легкий или тяжелый, холодный или теплый). При этом не надо забывать, что у ребенка невелик жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенку необходимо посмотреть и потрогать предмет, сдавить, сжать, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.
Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкую булочку. Девочка в раздумье: как узнать, какая из двух булочек мягкая? И тут же вспоминает, как мама определяла булочку в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол, она пробует булочку и говорит: она мягкая, как пух, а эта жесткая, твердая. Или: перед ребенком два кубика – большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой кубик – синий, а маленький – белый. Оба кубика гладкие, твердые, их можно гладить и строить из них какую – либо постройку. Так незаметно для себя ребенок пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество и знакомится с разными качествами предмета. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.
Далее родители должны не только сами знакомить ребенка с качествами окружающих предметов, но и учить его самостоятельно определять их.
Например, ребенок пришел с детского праздника. Сколько у него воспоминаний и переживаний! Есть, о чем вспомнить и что обсудить. Как он выражает свои эмоции? Обычно, задыхаясь от переизбытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет мимикой, жестами, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет обычной для него.
Ребенок обогащается восполняет круг представлений, впечатлениями, а запас слов остается первоначальным. Возможна и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это происходит тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарный запас трудными словами: изысканный, оригинальный, банальный и прочие. Эти слова своей новизной заинтересовывают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые восхищаются тем, как ребенок с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не понимая смысл слов, вырабатывается пустословие.
Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения:
«Подбери определение», например, к слову «Груша». Какая она: вкусная, сочная, спелая, ароматная, желтая.
«Узнай предмет по описанию»: белое, длинное, чистое, махровое… (полотенце).
«Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар… (варит, печет, жарит); ветер… (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).
«Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу… (дворник), водит поезда… (машинист), лечит людей… (врач).
«Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют… (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
«Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т.д.): хмурым… (небо, лицо, утро, день, погода).
«Назови части целого»: есть дерево… (ствол, ветки, корень листья); обедать… (наливать, накладывать, отламывать, пить) и т.п.
«Дай три названия и больше»: стол… (мебель – вещь); клевер… (трава – растение); каша… (блюдо–пища–питание).
«Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес… Дворник взял метлу, он будет…
Обогащение словаря происходит при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений, направленная на:
подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой…;
составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный–глупый, весело–скучно);
объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика – ушко иголки;
подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – остроконечная;
рисование на тему многозначного слова;
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;
придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.