Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Формирование стратегии развития ООО «Тульский мастер»

Формирование стратегии развития ООО «Тульский мастер»

Автор(-ы):

Кирко Алина Олеговна

7 апреля 2023

Научный руководитель

Абрамова Лариса Сергеевна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

стратегия развития предприятия
предприятия
методика М. Портера
SWOT-анализ
строительный рынок

Аннотация статьи

Стратегическое управление развитием предприятия является чрезвычайно важным для организаций, которые впервые или систематично сталкиваются с постоянно возникающими трудностями при осуществлении принципиально новых стратегий для своего развития. В условиях постоянно возрастающей конкурентной борьбы, а также быстро меняющейся внешней окружающей среды, фирмы должны не только концентрировать свое внимание на внутренней среде в организации, но способствовать выработке долгосрочной, системной, рациональной стратегии поведения, которая позволит быстро адаптироваться и предугадывать за всеми изменениями, происходящими во внешнем окружении организации. В данной статье сформирована стратегия развития предприятия ООО «Тульский мастер».

Текст статьи

Сегодня рыночная экономика диктует свои требования к компаниям, которые характеризуются наличием солидной конкуренции на рынках. Успех в данном случае зависит оттого как быстро предприятие сможет адаптироваться ко всем изменениям.

Деятельность компаний на любом рынке связывают с наличием стратегии развития, следовательно, разработка и реализация стратегии являются ключевыми в стратегическом управлении и главными функциями управления для руководства. Сегодня разработка и реализация стратегии представляет собой непрерывный процесс, который превратился для всего персонала в ежедневную работу.

В управлении стратегия рассматривается в качестве долгосрочного направления развития компании, которая затрагивает не только все аспекты деятельности, но и взаимоотношение как внутри организации, так и в окружающей среде, включая её позиции.

В экономической терминологии до сих пор из-за сложности и многоаспектности отсутствует общепринятое определение понятия стратегия. Для современных стратегий формат разработки и размер описания стратегии развития могут сильно различаться, как правило, из-за сложности и масштабов ведения бизнеса, несмотря на это, этапы разработки стратегии в обоих случаях остаются неизменными.

Стратегия – установление базовых долгосрочных целей и задач предприятия и выработка программы действий и распределения ресурсов, необходимой для реализации этих целей [1].

Формирования стратегии развития предприятия является темой данной статьи. Стратегия развития позволяет учесть следующие ключевые элементы: стратегические цели предприятия; способы формализации стратегии развития; период действия стратегии развития; методы управления ресурсами предприятия; совокупность внешних и внутренних отношений предприятия; организационная структура управления; состояние, характеристика и возможности ресурсной составляющей компании; технические средства управления и информационное обеспечение системы менеджмента; предпринимательские риски.

В современном мире выделяют пять основных базовых стратегий:

  1. Стратегия роста.
  2. Стратегия ограниченного роста.
  3. Стратегия сокращения.
  4. Стратегия выживания.
  5. Стратегия стабилизации.

Стратегию роста подразделяют на следующие группы [2]:

  1. Стратегии концентрированного роста.
  2. Стратегии интегрированного роста.
  3. Стратегии диверсифицированного роста.

Формирование стратегии развития будет проводиться для предприятия строительной отрасли. Общество с ограниченной ответственностью «Тульский мастер» (далее – ООО «Тульский мастер») было образовано 20 апреля 2016 года в городе Тула. Основной вид деятельности – строительство жилых и нежилых зданий, среди дополнительных видов деятельности по ОКВЭД необходимо выделить следующие: работы бетонные и железобетонные; работы по сборке и монтажу сборных конструкций; строительство междугородних линий электропередачи и связи; разборка и снос зданий; работы гидроизоляционные; производство стекольных работ; строительство электростанций; производство прочих отделочных и завершающих работ; производство малярных и стекольных работ; производство земляных работ и многие другие.

При формировании стратегии развития предприятия уделяется большое внимание анализу внешней и внутренней среды, для которого используется множество различных методов.

Для анализа тенденций изменения внешней среды необходимо провести анализ посредством метода, предложенного М. Портером, при котором отражается влияние следующих параметров на деятельность организации: оценка угрозы со стороны товаров-заменителей; оценка угрозы со стороны внутриотраслевой конкуренции; оценка угрозы входа на рынок строительных и монтажных услуг новых участников; оценка угрозы со стороны потери потребителей; оценка угрозы со стороны поставщиков. Оценка показателей происходила по 3-х балльной шкале, где «1» – низкий уровень влияния фактора, «2» – средний уровень влияния фактора, «3» - высокий уровень влияния фактора. Оценка была проведена генеральным директором, главным инженером, заместителем генерального директора по общим вопросам, заместителем директора по техническим вопросам, начальником отдела по юридической и кадровой работе, в результате их оценки были выделены средние арифметические значения для различных параметров анализа [3].

Таблица 1

Анализ рынка строительных и монтажных услуг в городе Тула по методике М. Портера

Параметр анализа

Оценочный балл параметра

1

2

3

Параметр – оценка угрозы со стороны товаров-заменителей

Товары-заменители с соответствующими ценовыми и качественными параметрами

 

2

 

Всего баллов

2

Параметр – оценка угрозы со стороны внутриотраслевой конкуренции

Количество участников на рынке строительных услуг

 

 

3

Темпы роста объемов существующего рынка

1

 

 

Степень дифференциации товара на рынке

 

2

 

Ограничения в политике регулирования цен (ограничения роста цен)

 

2

 

Всего баллов

8

Параметр – оценка угрозы входа на рынок строительных и монтажных услуг новых участников

Наличие крупных участников на рынке

 

2

 

Дифференциация товара

 

2

 

Срок окупаемости затрат для входа в строительную отрасль

 

2

 

Возможность доступа к каналам распределения услуг

 

 

3

Политические барьеры

 

2

 

Темп роста отрасли

1

 

 

Готовность к снижению цен

1

 

 

Всего баллов

13

Параметр – оценка угрозы со стороны потери потребителей

Доля основных заказчиков

 

2

 

Вероятность перехода покупателя

 

2

 

Чувствительность потребителя к ценовой политике

 

 

3

Удовлетворенность качеством услуг

 

 

3

Всего баллов

10

Параметр – оценка угрозы со стороны поставщиков

Количество поставщиков

 

2

 

Стоимость перехода на других поставщиков

1

 

 

Объемы поставок

1

 

 

Приоритетность для поставщика

 

2

 

Всего баллов

6

Анализируя полученные опросные данные, полученные по методике М. Портера, представленные в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

  • параметр угроз со стороны товаров-заменителей оценивается в 2 балла, что соответствует среднему уровню угрозы;
  • параметр угроз со стороны внутриотраслевой конкуренции оценивается в 8 баллов, что соответствует среднему уровню угрозы;
  • параметр угроз входа на рынок строительных и монтажных услуг новых участников оценивается в 13 баллов, что соответствует среднему уровню угрозы;
  • параметр угроз со стороны потери потребителей оценивается в 10 баллов, что соответствует высокому уровню угрозы;
  • параметр угроз со стороны поставщиков оценивается в 6 баллов, что соответствует среднему уровню угрозы.

Опишем полученные результаты по итогам проведенного анализа по методике исследований конкуренции М. Портера в таблице 2.

Таблица 2

Интерпретация результатов анализа угроз по методике М. Портера

Конкурентная сила

Значение показателя

Описание

Метод устранения угрозы

Рыночная власть покупателей

Высокий уровень

Покупатели не привязаны к организации, отсутствие лояльности со стороны покупателей и готовность получить более дешевые услуги

Формирование лояльности со стороны покупателей, развитие бренда, введение системы скидов, бонусов, программы лояльности

Угроза появления товаров-заменителей

 

Средний уровень

Услуги считаются самыми технологичными. Присутствует предложение товаров-заменителей в соответствии с запросом определенных категорий покупателей

Усовершенствование услуг, развитие конкурентоспособности услуг, формирование системы лояльности покупателей

Угроза вторжения новых участников

Средний уровень

На рынке услуг появляются новые конкуренты, предлагающие более новые подходы в работе

Построение конкурентоспособной стратегии

Внутриотраслевая конкуренция

Средний уровень

На рынке конкурентов большое количество конкурентов, конкуренция на среднем уровне

Построение конкурентоспособной стратегии

Рыночная власть поставщиков

Средний уровень

Затраты на переключение с одного поставщика на другого, кто предоставляет более низкие цены на поставки

Построение отношений типа «покупатель всегда прав» с поставщиками, увеличивать приоритетность отрасли для поставщиков

Полученное исследование подтверждает высокий уровень угроз, связанных, несмотря на качество предоставляемых услуг, с потерей потребителей, которые выбирают компании, предоставляющие более низкие по стоимости строительные и монтажные работы. В данной таблице представлены не только описание угрозы, но и пути устранения или минимизации угрозы.

Для оценки положения компании и определении стратегических перспектив, каждое предприятие должно не только отслеживать происходящие изменения на рынке, но и оперативно принимать управленческие решения, чтобы снизить риск неблагоприятных событий путем использования SWOT-анализа.

SWOT-анализ, отражающий сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (таблица 3) [4].

Таблица 3

SWOT-анализ деятельности ООО «Тульский мастер»

Факторы внешней окружающей среды ООО «Тульский мастер»

Возможности

Потенциальные угрозы

1. Постоянный рост спроса в сфере монтажа и строительства.

2. Заинтересованность государства в развитии строительной отрасли, оказание поддержки.

3. Появление инноваций на рынке (материалы, оборудование, методики).

4. Наличие на рынке новых информационных разработок.

5. Перспективы работы на новых объектах.

6. Привлечение новых сегментов рынка.

1. Высокий уровень конкуренции в отрасли.

2. Рост требований к строительным объектам со стороны контрольных органов и заказчиков.

3. Рост цен на сырье и материалы.

4. Изменение курса иностранной валюты.

5. Экономический кризис.

6. Пандемия коронавируса.

7. Высокая степень контроля со стороны государства.

Факторы внутренней среды ООО «Тульский мастер»

Сильные стороны

1. Положительная репутация компании среди контрагентов и заказчиков.

2. Высококвалифицированный персонал.

3. Использование современного оборудования, материалов, техники.

5. Высокий уровень обеспечения безопасности.

6. Качественный, индивидуальный подход к обслуживанию клиентов.

1. Расширение перечня предоставляемых услуг.

2. Увеличение доли рынка, выход на новые рынки.

3. Повышение рентабельности деятельности предприятия.

4. Поиск новых заказчиков и партнеров.

5. Появление нового оборудования и технологий увеличивает качество материально-технической базы.

1. Увеличение имиджа и доверия как к партнеру, заказчику и работодателю.

2. Рост внутреннего контроля качества строительных объектов.

3. Оптимизация процесса строительства.

4. Заключение контрактов с партнерами в рублях.

5. Устранение конкуренции за счет индивидуального подхода.

Слабые стороны

1. Низкий уровень финансовых результатов деятельности.

2. Высокий уровень себестоимости.

3. Недостаточный уровень информатизации деятельности.

4. Слабая маркетинговая стратегия и реклама.

5. Высокая стоимость услуг.

1. Необходимость автоматизации деятельности компании.

2. Увеличение рекламы для привлечения новых клиентов.

2. Повышение финансовой устойчивости и ликвидности за счет управления дебиторской задолженностью.

1. Ухудшение финансового состояния деятельности.

2. Дальнейший рост себестоимости строительства.

3. Потеря ключевых клиентов.

4. Снижение доли рынка.

В результате проведенного SWOT-анализа для предприятия ООО «Тульский мастер» были выявлено несколько угроз: ухудшение финансового состояния; рост себестоимости услуг; возможные потери клиентов; снижение доли рынков по оказанию строительных и монтажных услуг.

Среди сильных сторон можно выделить: сформированная положительная репутация организации на рынке строительных и монтажных услуг; наличие высококвалифицированного персонала; в работе используется высокотехнологичное современное оборудование; материально-техническая база на высоком уровне; высокие стандарты внутри компании к обеспечению безопасности; сформирован качественный, индивидуальный подход к каждому клиенту.

Все вышеперечисленные сильные стороны и потенциальные возможности позволяют утверждать общую эффективность ведения предпринимательской деятельности, тем не менее предприятие ООО «Тульский мастер» нуждается по результатам проведенных исследований в повышении эффективности текущей деятельности предприятия.

Следовательно, в компании были выявлены следующие проблемы в функционировании:

  • снижение доли рынки;
  • ухудшение финансового состояния;
  • рост себестоимости услуг;
  • возможные потери клиентов.

ООО «Тульский мастер» нуждается в проведении мероприятия, направленного на повышение эффективности текущей деятельности предприятия, поскольку в противном случае организацию ожидает не только рост себестоимости строительства, но и снижение экономических показателей, потеря занимаемой доли на рынке оказания монтажных и строительных работ. Существование данных проблем в организации сдерживают ее развитие, не позволяя добиться стратегических целей развития.

Иными словами, для эффективного функционирования ООО «Тульский мастер» требуется разработка детального и систематизированного комплекса мероприятий по совершенствованию текущей деятельности строительной компании путем реализации комплексной стратегии развития:

Во-первых, в рамках сокращения издержек предлагается внедрение стратегии сокращения издержек. На данном этапе развития ООО «Тульский мастер» издержки предприятия в связи с ведением деятельности находятся на достаточно высоком уровне. Возникает необходимость в применении различных инструментов управления, которые направлены на снижение доли расходов по обычным видам деятельности, что в дальнейшем позволит ООО «Тульский мастер» проявить гибкость в отношении установления цены на услуги по строительству и монтажу, а также позволит значительно увеличить размер чистой прибыли.

Также есть реальная возможность в снижении издержек за счет работы с другими поставщиками. При выполнении строительных и монтажных видов работ, которые оказывает ООО «Тульский мастер» необходимо использовать разнообразное количество различных по структуре материалов, запасных частей и инструментов, на что в данный момент уходит значительное количество денежных ресурсов, что в итоге не позволяет предприятию проявлять гибкость при формировании ценовой политики в отношении клиентов. В связи с этим обозначается потребность в поиске более выгодных, стабильных поставщиков, выполняющих условия исполнения договоров точно в срок.

Во-вторых, исходя из существующих проблем ООО «Тульский мастер», необходимо параллельное внедрение стратегии развития рынка совместно со стратегией сокращения издержек. Стратегия развития рынка подразумевает внесение изменений в предоставляемые услуги или изменение рынка сбыта. В нашем частном случае, ООО «Тульский мастер» необходимо осуществить переход на новый рынок сбыта при фиксировании предоставления стандартного перечня строительных и монтажных услуг, поскольку предприятие имеет все необходимые производственные возможности и мощности для наращивания конкурентного потенциала на других рынках. Например, на рынок оказания строительных и монтажных услуг в Калужскую область, Липецкую область, Рязанская область. Рынки данных областей испытывают нехватку в квалифицированной фирме, способной оказывать качественные услуги в области строительства.

Также для эффективной реализации данных стратегий предприятию необходимо дополнительно реализовать следующие мероприятия, которые позволят устранить выявленные проблемы в функционировании.

Первая проблема – проблема неудовлетворительного финансового состояния решается за счет инновационного подхода и поиска новых поставщиков. Использование инновационных технологий и методов позволит увеличить выручку организации, поскольку технологии позволяют не только снизить себестоимость по текущим заказам, но и получить новые заказы. Для оптимизации работы с поставщиками необходимо составление детализированного договора оказания услуг и поставок, которые будут строго регламентировать сроки и объемы поставок во избежание просрочек при выполнении различного рода строительных и монтажных работ. Как правило, подобные нововведения позволяют сократить расходы на закупку сырья и материалов около 5%, что в итоге в соответствии с расчетами приведет к сокращению себестоимости на 15-20%.

Вторая проблема – недостаточный уровень автоматизации деятельности решается за счет внедрения CRM-системы, которая позволит: вести качественный учет клиентской базы предприятия и информации по всем прошлым, текущим проектам; качественно вести документооборот по заказам; позволит наладить коммуникативный процесс с заказчиками; позволит интегрировать базу и социальные сети, сайт; вести контроль всем поступлениям денежных средств от заказчиков; обеспечить качественную систему коммуникации между персоналом организации и руководством. Внедрение данной системы позволит в среднем сократить административно-управленческие издержки на 4-5%, снизит количество ошибок, увеличит коммуникационную составляющую как внутри предприятия, так и с заказчиками.

Третья проблема – возможная потеря клиентов решается за счет оптимизации индивидуального подхода к клиентам, предложении бонусных программ, системы скидок. Необходимо поддерживать положительный имидж предприятия за счет оказания качественных услуг в сфере строительства и монтажа точно в срок.

ООО «Тульский мастер» зарекомендовало себя на рынке строительных услуг как добросовестного подрядчика, выполняющего работы точно в установленный срок при использовании качественного инструмента, техники и материалов, а также высококвалифицированного персонала, способного выполнить любой вид строительных работ. Успешность реализации стратегии и предложенных мероприятий оценивается на высоком уровне, поскольку формирование четкой стратегии развития позволит не только сократить издержки предприятия, но и увеличить доходность ООО «Тульский мастер», выводя организацию на новый, качественный уровень развития.

Список литературы

  1. Чандлер А. Д. Стратегия и структура: главы в истории промышленных предприятий. Кембридж, Массачусетс: Издательство Массачусетского технологического института, 1962. – 16 с.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление на предприятии: учебник для студентов / О.С. Виханский. М.: Экономисть, 2017. – 564 c.
  3. Портер М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Е. Портер. – 6-е изд. – М.: Альпина Пабл., 2016. – 453 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/558670. – ISBN 978-5-9614-5752-0 (дата обращения: 13.11.2022)
  4. Подгорнов В.В. SWOT – анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой / В.В. Подгорнов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2012. – №4. – С. 309. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/swot-analiz-kak-instrument-upravleniya-integrirovannoy-ekonomicheskoy-sistemoy (дата обращения: 13.11.2022)

Поделиться

396

Кирко А. О. Формирование стратегии развития ООО «Тульский мастер» // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 6-12. URL: https://apni.ru/article/5959-formirovanie-strategii-razvitiya-ooo-tulskij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля