Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Социально-психологическая адаптация детей мигрантов

Социально-психологическая адаптация детей мигрантов

Научный руководитель

Уразбаева Гульсара Тундебаевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

социально-психологическая адаптация
мигранты
сопровождение адаптации мигрантов

Аннотация статьи

Представлены результаты сравнительного исследования социально-психологической адаптации детей мигрантов, проживающих на территории Казахстана. Выявлено, что уровень социально-психологической адаптации и субъективная оценка адаптации выше у детей мигрантов, чем у трудовых мигрантов.

Текст статьи

Проблема миграции населения, на сегодняшний день является актуально-значимой для всего мира. Актуальность изучаемой проблемы является неконтролируемой, небезопасной и нарушающей социально-экономические процессы. Ежегодно миллионы людей принимают участие в глобальных миграционных процессах, в демографическом и культурном развитии стран и их отдельных регионов. Наиболее подвержены влиянию дети мигрантов, так как при переезде к иному месту жительства, в другой город и даже страну, они проходят процесс социально-психологической адаптации и пытаются «найти себя». В группе риска находятся дети-мигрантов, так как помимо стресса от переезда к новому месту жительства, на них еще оказывает влияние – факторы буллинга и непринятие обществом. Основной массив работы с мигрантами был возложен на Миграционную службу Республики Казахстан, однако деятельность этой службы касалась только оформления легальных документов позволяющих законно прибывать на территории РК, или же наоборот выявлять факты нарушения миграционного режима и депортировать мигрантов из страны. По мнению экспертов, необходима качественная интеграция мигрантов с Казахстанским обществом, одной из важных задач развития образования, представленной в Концепции долгосрочного развития Казахстана на период до 2030года, является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. При качественной реализации будет создана такая образовательная среда, которая обеспечить процесс социализации и будет оказывать поддержку в развитии всех детей, в том числе и детей из семей мигрантов. Сейчас же основной удар социализации детей мигрантов приходится по общеобразовательным школам, в лице классного руководителя, предметников, педагогов-психологов и других специалистов школы. В исследовании применялся метод сплошной выборки и включались учащиеся школы № 89 г. Астаны. Одиннадцать детей (семь девочек и четыре мальчика) из начальных классов с миграционным прошлым; в пилотном исследовании приняли участие все 11 школьников и команда преподавателей - классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог и социальный работник (автор данного исследования). Дети все одного возраста. Самому старшему 9 лет (Надир А), младшему – 8 (Гулиза Б). Дети были зачислены в образовательные учреждения в период с 2020 по 2022 год. На момент обследования все дети учились в 3 классе. Восемь учащихся были из полных семей и трое из неполных семей. Пятеро были хорошо подготовлены. Трое закончили первый класс в другой стране. У троих было плохое школьное образование. У этих учеников низкая мотивация к обучению.

Предварительные интервью с классными руководителями и учителями-предметниками (английский язык, русский язык, физическая культура) показали, что восемь учеников можно отнести к замкнутым и тихим. Они бросают вызов самим себе и уважают своих учителей и других детей; три школьника классифицируются как спорщики. Эти дети очень общительны, подвижны, вспыльчивы и эмоциональны. В то же время они легко утомляются на уроках, склонны к умственному напряжению, легко отвлекаются, имеют плохие оценки. Причины такого поведения можно проследить до семейных проблем или желания быть лидером. У всех разное отношение к учебе. Диагностическая работа по данному методу проводилась вне аудитории, после уроков. Использовались методы изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (Е. М. Александровская), методы ситуативных и личностных страхов Ч. Д. Спилберга, методы общей диагностики коммуникативной толерантности. В. В. Бойко. Анализ результатов показал, что только двое из одиннадцати участников исследования находились в зоне самосознательной адаптации. Во время исследования дети набрали от 16 до 19 баллов, как правило, плохо по двум критериям: получение знаний и отношения со сверстниками.

Рис. 1. Первый этап исследования по методике Е. М. Александровской

На основе методики Ч. Д. Спилбергера был использован метод опроса, позволивший определить личностные и ситуативные страхи, с получением следующих результатов.

28 % (4) испытуемых проявляли высокую степень тревожности. Дети, как правило, чувствуют угрозу своей самооценке и жизни в различных ситуациях и реагируют на них с очень высоким уровнем тревоги. Это говорит о том, что они проявляют аспекты тревожного состояния в различных ситуациях.

Средний уровень тревожности у 55% испытуемых (6 испытуемых). Для этих детей характерно то, что они во всем видят неудачу, постоянно замыкаются в себе, испытывают эмоциональный дискомфорт и воспринимают чувство опасности как выражение неудовлетворенности своими насущными потребностями. У 17% (двое детей) уровень тревожности был низким. Этим детям необходим опыт деятельности, ориентированный на мотивирующую составляющую деятельности. Анализ результатов исследования выявил, что большинство испытуемых находились в состоянии умеренной тревожности и трое испытуемых находились в состоянии повышенной тревожности.

Рис. 2. Первый этап исследования тревожности по методу Спилбергера

Анализ результатов обследования показал, что дети относились к группам средней переносимости (9 детей, 80%) и низкой переносимости (двое детей, 20%). В категории тотального отторжения от окружающего человека отторжение не возникло ни у кого из детей.

Стоит помнить, что максимальная оценка составляла 135 баллов, а максимальная оценка за каждый блок могла достигать 15 баллов. В целом отмечается высокая толерантность от первой оценки до 45 баллов. Параметр от сорока пяти до восьмидесяти пяти баллов указывает на средний уровень толерантности. Оценка от восьмидесяти пяти до ста двадцати пяти баллов указывает на низкий уровень толерантности. Показатели от ста двадцати пяти до ста тридцати пяти баллов говорят о полном неприятии других. До последней категории в принципе нельзя дойти, так как вероятность полного отсутствия толерантности в повседневной практике рядового обывателя невозможна.

Из девяти поведенческих характеристик высокий суммарный балл по второй шкале (суждения о поведении и мышлении других на основе себя) свидетельствует о склонности судить о людях на основе своего «Я» и стандарте соответствия суждениям о других. Шкала 3 (категоричность и консерватизм в суждении о других): категоричность и неизменность суждения об окружающих; Шкала 4: Неспособность скрыть или компенсировать неприятные чувства при столкновении с необщительным характером своего партнера.

Рис. 3. 1 этап исследования по методике В.В. Бойко

Результаты диагностики можно резюмировать следующим образом.

Результаты первичных исследований показывают, что только двое испытуемых находились в зоне уверенной адаптации (метод Александровской), половина испытуемых находилась в среднем уровне тревожности (метод Спилбергера), а большинство респондентов (8 из 11) находились в зоне уверенной адаптации – средний уровень толерантности. Результаты исследования показывают, что дети мигрантов сталкиваются с трудностями адаптации в образовательной среде. Эти трудности связаны с различиями в национальных традициях, обычаях, особенностях межличностных отношений местного населения и мигрантов, что нередко приводит к взаимному непониманию и конфликтам. Проблемы, с которыми сталкиваются дети-мигранты, включают трудности, связанные с разнообразной культурной средой, трудности с двуязычным образованием на казахском и русском языках, незнание казахских традиций и обычаев, социальных норм и основных ценностей, незнание норм повседневной жизни и межличностного общения, трудности в общении с населением, трудности с обучением. Мигранты, дети, в частности, могут испытывать трудности с интеграцией в межкультурные сообщества. Детям-мигрантам нелегко изменить свои психологические установки и отношения и выучить новые правила поведения. В то же время современные школы не в полной мере подготовлены к созданию благоприятных условий для принятия и адаптации таких детей. Таким образом, исследование показало первичную адаптацию у детей мигрантов, а также особенности деятельности преподавателей и педагогов образовательных организаций, где обучаются дети мигрантов. Все вышеуказанное, позволит использовать полученные научные данные в дальнейших экспериментальных исследованиях, по изучаемой проблематике.

Список литературы

  1. Гармаева Т.В. Особенности этнической идентичности младших школьников и подростков, проживающих в мегаполисе // Психологические исследования: электрон. науч. жур. – 2016. – № 2 (10). http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2-10/310-garmaeva10.html.
  2. Гвишиани Д.М. Миграция населения // Краткий словарь по социологии. – М., 1999. С. 421.
  3. Дворникова Е.И. Культура. Идентичность. Толерантность: монография / науч. ред. Л.Л.Редько. – М.: «Илекса», 2017. – 320 с.
  4. Kerr R., Garvin J., Heaton N., Boyle E. Emotional intelligence and leadership effectiveness // Leadership and Organization Development Journal. 2006. Vol. 27. № 4. P. 265-279.
  5. Kornyenko Y.A. The problem mastering in high anxiety situations // Науковий вiсник Мукачiвського державного унiверситету. Серiя: педагогiка та психологiя. 2015. № 1. P. 147-153.

Поделиться

718

Тілеужан А. Б. Социально-психологическая адаптация детей мигрантов // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 64-67. URL: https://apni.ru/article/5960-sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября