В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологического исследования убедительно свидетельствуют о том, что значительная часть молодых людей делает свой профессиональный выбор фрагментарно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, общественных деятелей и т.д.). Это связано с незнанием реальности, желанием немедленно получить высокие карьерные и финансовые результаты. Следует отметить, что рабочие профессии утратили свою популярность среди молодежи. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди недовольны собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к работе. В связи с этим важно сориентировать молодежь на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона.
И начинать работать в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в виде адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в этом направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку осознанно, самостоятельно сделать профессиональный выбор и стать успешным.
Уже в дошкольном возрасте у детей появляется интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитию социального восприятия. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание важности профессиональной деятельности в жизни общества и каждого человека [1, c. 14].
В 2020 году был разработан проект Концепции поддержки профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования. Этот проект определяет основные задачи и ведущие средства поддержки профессионального самоопределения обучающихся (в соответствии с уровнями образования).
Таким образом, для дошкольного образования проектом Концепции поставлены задачи: формирование первичного представления о мире профессий и развитие интереса к профессиональной деятельности. Концепция также определяет основные средства: игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры); педагогическое просвещение родителей о целях, задачах, формах и методах поддержки профессионального самоопределения.
Эти положения определяют актуальность и своевременность, в то время как проблема приобщения дошкольников к профессиям взрослых не нова для отечественной дошкольной педагогики. В настоящее время существуют альтернативные подходы к формированию представлений о труде взрослых.
Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт, которые говорят о том, что важно приобщать ребенка к самому процессу труда взрослых, необходимо рассказывать о создании и получении различных продуктов труда. Тогда у детей сформируются правильные представления о труде взрослых, будет привито уважение к труду взрослых [4]. Другие авторы (A.Ш. Шахманова, С.А. Козлова), считают, что важно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, его отношением к своей работе, и постепенно сформируется представление о том, что в результате потребностей людей в профессиях появляются новые профессии. Знакомство с трудовым процессом должно стать содержанием, общим фоном, на основе которого уже можно будет конкретизировать деятельность взрослого [2, c. 36].
В последнее время начали появляться методические разработки, раскрывающие детям мир профессий, но в основном они основаны на вербальных методах формирования представлений у детей, что значительно обедняет практику дошкольного образования в этом направлении. Можно выявить существующее противоречие между социальным заказом на осуществление ранней профориентации, начиная с дошкольного образования, и отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность этого процесса в дошкольной образовательной организации.
Ранняя профориентация для детей дошкольного возраста – это начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в приобщении ребенка к различным видам работы для самостоятельного выбора профессии в будущем. Чем больше различных навыков и умений ребенок приобретает в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои способности в более старшем возрасте.
В теории и практике дошкольного образования особое значение придается процессу формирования у детей знаний о труде, понимания его роли в жизни людей. Именно эта задача – сформировать представления о социальной значимости труда людей – является главной в общеобразовательной программе. Решение этой проблемы реализуется двумя способами: через ознакомление детей с работой взрослых, а также непосредственное участие в посильных трудовых мероприятиях.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, а также важным инструментом в формировании у ребенка культуры межличностных отношений.
Важную роль в формировании позитивного отношения и трудовых привычек играет "живой" пример взрослых, окружающих ребенка, и, конечно же, непосредственный контакт с результатом их труда.
Д.В. Сергеева неоднократно говорила о важности "живого" примера взрослых в воспитании детей. Она считает, что рабочая атмосфера, которая постоянно окружает ребенка, имеет огромное значение. Но у детей есть возможность развить психологическую готовность к труду только в процессе своей работы [6, c. 12].
Именно в детских садах есть такая возможность для наиболее рациональной организации домашней работы взрослых. Поскольку в этой работе выражен социальный характер, а это значит, что домашняя работа персонала детского сада имеет гораздо больше преимуществ в своем влиянии на детей по сравнению с домашней работой, которая выполняется в семье. Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, в данном случае работает не в полной мере.
Именно поэтому необходимо систематически создавать такие условия воспитания, в которых дети могли бы постоянно иметь перед глазами «животворные» примеры поведения взрослых.
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью расскажут, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. И вопрос о том, кем быть, не застанет их врасплох.
Трудно предсказать будущее детей дошкольного возраста - впереди еще школьные годы. Я надеюсь, что в результате такой многогранной работы многие дети в будущем выберут профессию, которая позволит им чувствовать себя счастливыми и востребованными.
Мы считаем работу в этих областях продуктивной и перспективной. Мы убеждены, что необходимо работать в дошкольных организациях, чтобы ознакомить детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, может быть, выбирая, к кому пойти учиться, мои ученики вспомнят наши игры.
Мы подводим детей к осознанному выбору – при котором человеку важно учитывать и личные стремления (я хочу), и свои возможности (я могу), и потребности общества в профессии (это необходимо).
Формула, которая будет более полно раскрыта в школе, где три значения:
Я хочу – это все, что мне нравится, к чему стремится моя душа;
Я могу – это все, что я могу сделать, в соответствии с моими способностями;
Это необходимо – это все, что нужно обществу, стране.
Мы стремимся к тому, чтобы наши воспитанники:
Понимали ценность и важность работы. Любая работа предполагает материальное вознаграждение, которое, в свою очередь, гарантирует человеку достойный образ жизни (хорошее жилье, вкусную еду, отдых и т.д.);
Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
Были бы готовы работать, овладевая необходимыми навыками и умениями. Они бы работали не только потому, что им это нравится или они заинтересованы в этом, но и потому, что этот вид деятельности необходим прямо сейчас, в нем нуждаются другие люди.
И это не что иное, как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.