Главная
АИ #14 (144)
Статьи журнала АИ #14 (144)
Декада артикуляционной гимнастики «По родному краю»

Декада артикуляционной гимнастики «По родному краю»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

артикуляционная гимнастика
моторика
Пермский край
упражнения

Аннотация статьи

В данной статье описывается методика проведения логопедических занятий с детьми подготовительной группы в рамках логопедической декады в ДОУ. Целью является развитие полноценной работы артикуляционного аппарата на лексическом материале, связанном с Пермским краем. Статья будет интересна воспитателям и логопедам детских садов.

Текст статьи

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Артикуляционная моторика лежит в основе воспитания чистой речи детей, является основным фундаментом при подготовке к постановке звуков и развивается с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе [1, с. 6]. Речевые моторные возможности не являются врождёнными способностями ребёнка. Они формируются постепенно той средой, в которой происходит развитие человека, связаны с его сенсорными возможностями. В дошкольном образовательном учреждении стимулирование артикуляционной моторики является сквозным принципом всех видов развивающей деятельности ребёнка. Чтобы у дошкольника не пропал интерес к выполняемой работе, логопедическая гимнастика не должна проводится скучно, по шаблону. Артикуляционная гимнастика «По родному краю» – это одна из возможностей вовлечь ребёнка в активный процесс выполнения упражнений через живой интерес к родному краю. Артикуляционный комплекс «По родному краю» был апробирован в комбинированной группе №12 МАДОУ «Детский сад № 44» города Березники воспитателем М.А. Сурсяковой и учителем-логопедом С.А. Демидовой. В ходе апробации предлагаемый комплекс упражнений способствовал выработке артикуляционных укладов групп звуков и реализации задач программы по краеведению в дошкольном образовательном учреждении Н.Н. Ахметовой «Люби и знай свой край». Использование комплекса дополняет данную программу упражнениями логопедической гимнастики, содержательно опирающимися на особенности родного края.

Декада логопедической гимнастики «По родному краю» направлена на становление артикуляционной базы в ходе освоения естественнонаучной области. Цель: активизация звукопроизношения дошкольника. Задачи: развивать полноценную работу артикуляционного аппарата на лексическом материале, связанном с Пермским краем; расширять знания детей о родном крае, развивать интерес к малой Родине. Ожидаемый результат: усилены точность, темп, плавность и легкость артикуляционных движений. Дети активно используют в связной речи 8 названий населенных пунктов Пермского края. Для достижения планируемого результата в группе оформлена познавательная зона «По родному краю» в которой размещены иллюстрации узнаваемых для ребёнка объектов культуры, природного ландшафта. В завершении декады в познавательной зоне, посвященной Родине, размещается фотоальбом с иллюстрациями к артикуляционному комплексу: качели в парке им. Горького г. Перми, трубы предприятий г. Березники, фестиваль воздушных шаров в Кунгуре, солнечные часы Очера, портрет П.И. Чайковского, гора Крестовая в Губахе, обозы лошадей в Чердыни, грибок под ёлкой в Красновишерске, футболисты команды «Амкар» на поле с мячом. Фотоиллюстрации с описанием артикуляционного упражнения дублируются в родительском уголке. Для красочного оформления декады используется карта Пермского края, на которой ребёнок может поставить «флажок» в той точке, где расположен город, предварительно выполнив артикуляционное упражнение.

Рассмотрим методические особенности проведения артикуляционной декады «По родному краю». Воспитатель приглашает ребят в предстоящее путешествие по Пермскому краю. Ежедневно в утренние часы ребята знакомятся с особенностями городов своей малой Родины и отрабатывают одно новое артикуляционное движение, повторяя предыдущие. Первоначально упражнение показывает воспитатель (учитель-логопед). Затем, используя индивидуальное зеркало, упражнение делает каждый ребёнок в медленном темпе, а воспитатель проверяет правильность выполнения. После того как упражнение освоено, его выполняют все дети вместе, глядя на фото подсказки – фотоиллюстрации. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз Учитывая, что не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребёнку, что он делает неверно – это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребёнку его достижения, подбодрить, индивидуально повторить упражнение в вечерние часы, обратить внимание родителей на выявленные трудности выполнения.

1 день (10 минут). Знакомство с Губахой, рассматривание иллюстраций, в том числе фото горы Крестовой. Обсуждение с ребятами её качественных и функциональных характеристик. Разучивание упражнения «Горка».

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
С горки на горку
На лыжах, на санках.
В Губахе катаются все спозаранку.
Очень стремительно мчишься ты вниз,
Ну, а теперь – ка, давай, поднимись.
Упражненье «горка» - трудное,
Язычком водить не нужно там.
Ты за мною повторяй,
Язык к зубкам прижимай!

«Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить. Чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны [1].

2 день (15 минут). Повторение упражнения «горка», узнавание города Губаха по фотоиллюстрации и на карте. Разучивание упражнения «качели». Рассматривание иллюстраций города Перми, в том числе фото парка им. Горького.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
В парк нам Горького пора,
На качелях детвора
Язычком то вверх, то вниз,
Крепче ты, дружок, держись.
Вверх взлетели, опустились.
На качелях прокатились!

«Качели». Широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой; широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним резцам [1].

3 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели» с опорой на фотоиллюстрации. Разучивание упражнения «часики». Рассматривание фото самых старых солнечных часов на Урале в городе Очер.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
Тикают часы тик-так,
То Очера древний знак.
Солнце бросит стрелки тень.
Нам смотреть за ним не лень!
Язычком в часы играем,
Тики-таки повторяем,
Не спешим, не отстаем,
Вслед за солнышком идем.

«Часы». Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку.

4 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели», «часики», с визуальной опорой на фото городов. Разучивание упражнения «трубочка». Рассматривание иллюстрации с промышленными предприятиями города Березники.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
Вот заводов череда.
В небо целится труба.
В городе Березники
Трубы за версту видны!
Сложим язычок в трубу,
Как же трудно тут ему.
Если сильно постараться,
Труба будет получаться!

«Трубочка». Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края поднимаются и сворачиваются в «трубу»; боковые края поднимаются и упираются в зубы, широкий кончик языка поднимать и опускать, касаясь им верхней и нижней губы [1].

5 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели», «часики», «трубочка» с визуальной опорой на фото городов. Разучивание упражнения «футбол». Рассматривание иллюстрации футбольного матча.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
Возвращаемся опять мы в столицу края.
Там футбольный клуб «Амкар»
Здорово играет!
Мяч в ворота полетит,
«Амкар» снова победит!
Ну-ка ротик открывай
И за мною повторяй.
Мяч направо, мяч налево.
Мы в футбол играем смело!

«Футбол». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ФФФ, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щёки, чтобы дети произносили ФФФ, а не ХХХ. Т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не распластанная [1].

6 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели», «часики», «трубочка», «футбол». Разучивание упражнения «чашечка». Рассматривание портрета П.И. Чайковского и формы чайной чашки.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
Город у Камы Чайковский назвали.
Так одного композитора звали.
Чай, говорят, он любил очень сильно,
Пил его часто и очень обильно.
Постараемся давай чашку сделать, повторяй.
Язычок поднимем к зубкам,
Сложим в чашечку его.
Медленно оближем губки.
Чай с вареньем, о-го-го!

«Чашка». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней линии образуется впадина. Образуется «чашечка», которой облизываем верхнюю губу, двигая «чашку» сверху вниз [1].

7 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели», «часики», «трубочка», «футбол», «чашечка» и узнавание городов Пермского края по фотоиллюстрациям. Разучивание упражнения «шары». Рассматривание фото фестиваля воздушных шаров в Кунгуре, обсуждение увиденного.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
В купеческом Кунгуре
Купцы шары надули
И полетели ввысь.
Смотри, как поднялись!
Мы щеки надуваем,
А рот не открываем,
Движенья повторяем,
А после отдыхаем.

«Шары». Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую); попеременное надувание и втягивание щек.

8 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели», «часики», «трубочка», «футбол», «чашечка», «шары» и узнавание городов Пермского края по фотоиллюстрациям. Разучивание упражнения «грибок». Рассматривание фото грибка под ёлкой в Красновишерске.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
Тихий городок среди лесов
У подножия Уральских гор.
Красновишерск – город мастеров
К нашей встрече радостно готов.
Ну-ка ротик открывай,
Язык к небу поднимай.
Ну-ка в зеркальце смотри,
У нас грибок теперь внутри!

«Грибок». Присасывание спинки языка к нёбу сначала при сомкнутых челюстях. А затем при разомкнутых челюстях. Если присасывание не удаётся, то можно положить липкую конфетку, ребёнок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку [1].

9 день (15 минут). Повторение упражнений «горка», «качели», «часики», «трубочка», «футбол», «чашечка», «шары» «грибок» и узнавание городов Пермского края по иллюстрациям. Разучивание упражнения «лошадка». Рассматривание фото лошадей в Чердыни.

В путешествие по краю
Вместе с вами поиграю.
Чердынь – столица Великой Перми,
Когда-то купцы к ней с обозами шли.
Шумно гулял на ярмарках люд.
Сейчас тишина и спокойствие тут.
Ты поцокай язычком,
Словно всадник на коне
Скачет к нам по мостовой.
Весело тебе и мне!

«Лошадка». Присасывание всего языка «лопатой» к нёбу и последующий отрыв от него со щелканьем [1].

10 день. Итоговое вечернее совместное занятие детей и родителей «По родному краю» (40 минут + чаепитие). Первый этап (3 минуты). Объединяемся в команды, вытягиваем фото городов Пермского края, с которыми познакомились в течение декады. С обратной стороны фото описано соответствующее логопедическое упражнение. Второй этап (5 минут). Готовим о городе трёхминутное выступление-загадку, используя алгоритм, в котором пошагово расписан план выступления команды. Например, шаг 1 – дружно, всей командой делаем упражнение; шаг 2 – четко, громко, эмоционально говорим одно предложение о городе, не называя его; шаг 3 – показываем местоположение города на карте. Третий этап (27 минут). Представление результатов, выступления детей и родителей. Отгадывание городов, демонстрация правильного ответа в виде иллюстраций городов в бумажном и, по желанию, электронном варианте. Дружные аплодисменты тем, кто загадывал и тем, кто отгадал. Четвёртый этап (5 минут). Все участники «экскурсии» встают в полукруг и глядя на иллюстрацию делают изученные упражнения артикуляционной гимнастики. Иллюстрации городов-упражнений объединяются в альбом «По родному краю». Альбом размещается в свободном доступе для детей в познавательной зоне, посвященной нашей Родине и Пермскому краю. Заканчивается мероприятие чаепитием с конфетами кондитерской фабрики «Пермская».

Список литературы

  1. Буденная Т.В. Артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. - СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
  2. Мой Пермский край. Географические экспедиции в пермский период / под ред. Р. А. Касиной / Ю. В. Глазырина, А. С. Лучников, С. Э. Мышлявцева, А. В. Фирсова, И. В. Фролова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.

Поделиться

677

Демидова С. А. Декада артикуляционной гимнастики «По родному краю» // Актуальные исследования. 2023. №14 (144). Ч.II.С. 40-43. URL: https://apni.ru/article/5964-dekada-artikulyatsionnoj-gimnastiki-po-rodnom

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря