Автор(-ы):
Ситникова Светлана Юрьевна
Фалеев Михаил Дмитриевич
Исаев Михаил Сергеевич
8 апреля 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрены возможности технологий виртуальной реальности, выявлены характерные особенности использования этих технологий в учебных целях. Одним из приоритетных направлений процесса модернизации является информатизация образования, которая заключается в обеспечении сферы образования методологией, практикой разработки и оптимального использования современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих достижение поставленных образовательных целей, что наиболее востребовано в профессиональном образовании. Авторами проведена корреляция применения средств виртуальной реальности в строительной области и в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей.
Текст статьи
Общее понимание виртуальной реальности заключается в виде высокотехнологичных программных продуктов, характеризующихся трехмерным изображением объектов, возможностью анимации и интерактивности, эффектом присутствия, однако не вызывающих измененные состояния сознания пользователя [3].
Виртуальная реальность призвана обеспечить контакт человека с информационной реальностью, максимально приближенной к обычной реальности. В ряде исследований было показано, что средства виртуальной реальности (ВР) являются эффективным инструментом реализации образовательных программ профессиональной подготовки и позитивно сказываются на развитии познавательных процессов [4].
В таблице наглядно представлено применение технологий виртуальной и дополненной реальности в области строительства, что служит ориентиром использовании технологий в образовательном процессе вуза.
Корреляция наглядна представлена на рисунке 1.
Таблица
Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в области строительства [1]
Что? |
Потенциальные результаты |
---|---|
Управление и взаимодействие | |
Визуальные подсказки, помогающие работнику выполнять задачи по организации, наладке, монтажу, кладке и др. |
Увеличение продуктивности, налаженный рабочий процесс, сокращение рисков, удаленное взаимодействие |
Иммерсивное обучение (погружение) | |
Создание реалистичной среды для исследования объектов строительства с возможностью рассмотрения труднодоступных участков или участков, доступ к которым возможен с помощью специального оборудования или механизмов, либо является скрытым в силу особенностей конструкции |
Ознакомление со структурой и функционалом зданий и сооружений и отдельных их частей, функциональной схемой, расположением оборудования и коммуникаций;
|
Улучшение опыта взаимодействия заказчиков и подрядчиков | |
Улучшение опыта посредством внедрения настраиваемых и уникальных методов взаимодействия, презентационные возможности |
Вовлечение клиента, презентативность маркетинговых возможностей, рост продаж, увеличение конкурентоспособности бренда |
Дизайн и анализ | |
Визуализация данных, проектирование, новые формы анализа |
Экономия затрат, увеличение эффективности, выявление недочетов проектирования на ранних этапах, новые методы анализа данных, составление отчетности и прогнозирование |
Технология виртуальной реальности достаточно универсальна и может использоваться для решения различных образовательных задач. В контексте профессиональной подготовки будущих инженеров-строителей выступают:
Рис. 1. Результаты применения VR в образовательном процессе вуза
В ходе анализа результатов применения технологий виртуальной реальности в профессиональной области строительства построена SWOT-матрица (рис. 2), позволяющая судить об их потенциале для дальнейшего использования в образовательном процессе вуза.
Рис. 2. SWOT-анализ применения технологий дополненной и виртуальной реальности в образовательном процессе вуза
С опорой на исследования [2], анализ учебных планов подготовки специалистов в области строительства с учетом квалификационных характеристик специальности позволяют сформулировать ряд принципов использования технологий виртуальной реальности, направленных на формирование профессиональных компетенций:
Представленные принципы использования технологий виртуальной реальности, позволят реализовывать потенциал указанных технологий в формировании профессиональных компетенций будущих инженеров в области строительства.
Список литературы
Поделиться
Ситникова С. Ю., Фалеев М. Д., Исаев М. С. Применение технологий виртуальной реальности в профессиональной подготовке будущих инженеров-строителей // Научное знание как фактор общественного развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апр. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 66-69. URL: https://apni.ru/article/5969-primenenie-tekhnologij-virtualnoj-realnosti