Главная
Конференции
Научное знание как фактор общественного развития
Мобильные приложения для образовательных целей

Мобильные приложения для образовательных целей

Автор(-ы):

Ситникова Светлана Юрьевна

Ельцова Валентина Юрьевна

Табакова Наталья Юрьевна

9 апреля 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

мобильное обучение
мобильное приложение
образовательная задача

Аннотация статьи

В статье рассматривается мобильное обучение как подход, при котором среда обучения не ограничена образовательной средой учебного заведения в рамках классического учебного процесса. Приведены классификации используемых в обучении мобильных приложений на основе содержательного и функционального признаков, главным критерием выбора которых должна быть надежность. Анализ современных технологий мобильного обучения позволил выделить следующие основные преимущества его реализации в образовательном процессе: наличие обратной связи и возможности оценки результатов обучения; возможность самостоятельного выбора места и времени обучения; возможность персонификации образовательной программы; изменение форм аудиторной работы за счет широкого применения практико-ориентированных технологий; расширение социального взаимодействия на основе учебно-воспитательного процесса и др.

Текст статьи

Современные тенденции, связанные с информатизацией и цифровизацией социальной и профессиональной сфер нашли отражение в образовательной плоскости и направляют педагогическую науку на глубокое осмысление воздействий на познавательные, визуальные, деятельностные и иные сферы личности обучаемого. Использование мобильных контентов в социальной сфере привело педагогическому анализу возможностей их применения в образовательной практике, в том числе, в учреждениях высшего образования с двух направлений – как мобильного обучения, как вида обучения, так, и как использования мобильных приложений в качестве не только средств получения информации, но и средств обучения и контроля.

В современной педагогической науке педагогический анализ мобильного образования нашёл отражение в трудах ряда ученых: с точки зрения перспектив применения в системе дистанционного обучения [1], с точки зрения SMS-тестирования [8], как реализация принципа мобильного обучения или обучения в любом удобном месте и в любое удобное время [6], как фактор профессиональной мобильности [10] и др.

Рядом исследователей показана реализация дидактических функций посредством применения в образовательном процессе мобильных приложений:

  • познавательная, направленная на удовлетворение интеллектуальных, профессиональных, информационных и иных потребностей;
  • диагностическая, направленная на выявление способностей обучаемых;
  • адаптационная, предполагающая проектирование собственной траектории обучения;
  • ориентационная, направленная на практическую подготовку к профессиональной деятельности;
  • контролирующая, выявляющая образовательные дефициты у обучающегося [3].

В общем понимании мобильные приложения представляют собой специально разработанные программы, с возможностью установки на той или иной платформе, обладающие определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия и позволяющие трансформировать образовательный процесс, не ограничивая традиционными инструментами, предоставляя неограниченные возможности [9]. Причем, эти возможности направлены на создание наиболее комфортных условий реализации образовательного процесса вне учебного заведения посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам [2].

С помощью таких мобильных приложений обучающиеся имеют возможность решения ряда образовательных задач [4]:

  • организация персональной образовательной среды в контексте реализации личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных образовательных возможностей обучаемого;
  • получение доступа к источникам учебной, справочной и иной информации;
  • анализ информации, её структурирование, обобщение, вычленение главного;
  • организация и реализация проектной работы и проектной деятельности;
  • проведение тестирований, опросов и иных различных типов аттестаций;
  • подстройка под образовательные потребности и возможности обучаемого;
  • возможность отслеживания образовательной динамики;
  • персонализация образовательных контентов и иные.

Анализ привлекательности мобильных приложений для образовательного процесса представим в таблице.

Таблица

Анализ привлекательности мобильных приложений в обучении

Портативность

Достаточные для восприятия и обработки информации параметры мобильных устройств

Сетевое подключение и работа

Возможность доступа к образовательному контенту и связь с остальными участниками образовательного процесса в одной сети.

Интерактивность

Площадка для получения обучающимися опыта сотрудничества и кооперации.

Непрерывность и перманентность

Обучение с помощью мобильного контента не обязано быть линейным и ограниченным временными рамками.

Индивидуальность

Индивидуальный выбор наиболее удобного устройства и интерфейса.

Свобода выбора источника информации

Социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных и иные.

Мобильность

Использование образовательного контента вне зависимости от местоположения обучаемого и образовательной организации

Персонализация обучения

Самостоятельный выбор обучающих курсов, уровень сложности и прочий контент, возможность самостоятельной оценки результатов обучения.

Конфиденциальность

Тестирование и другие виды контроля успеваемости [5].

Несмотря на очевидные достоинства, у мобильных приложений имеются определенные недостатки [7]:

  • в процессе использования мобильных приложений отчетливо проявляется отсутствие необходимости в живом общении между преподавателем и обучаемым, что приведет к негативным последствиям в развитии коммуникабельности, уверенности в отстаивании собственной позиции, лидерских качеств, а также, умения командной работы;
  • в регионах с отсутствием или недостаточным присутствием сетей интернет возникают трудности к доступу и организации персональной образовательной среды, к доступу к информации и др.;
  • существенные временные финансовые затраты на проектирование и запуск качественного мобильного приложения;
  • отсутствие или недостаточный навык работы с техническим устройством, либо недостаточные технические и технологические параметры технического устройства для мобильного приложения;
  • потеря концентрации при чтении объемных текстовых отрывков, которые отсутствуют в ряде мобильных приложений.

Итак, существующая практика использования мобильных приложений в образовательном процессе подтверждает преимущества в части обеспечения непрерывности процесса обучения в связи с наличием возможности постоянного доступа к образовательной технологии, более комфортного восприятия необходимости выполнения заданий, значительного сокращения времени на выполнение практических заданий.

Список литературы

  1. Андреев А. В., Андреева С. В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008.
  2. Геращенкова Т. М. Единое информационное пространство профессионального образования // Сборник научных трудов Международной научно-технической конференции «Информационные технологии в управлении, автоматизации и мехатронике». Ответственный редактор А. А. Горохов. 2017. С. 163-166.
  3. Голицына И. Н., Половникова Н. Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1.
  4. Давыдов С. IntelliJ IDEA. Профессиональное программирование на Java. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 800 c.
  5. Доскажанов Ч. Т., Даненова Г. Т., Коккоз М. М. Роль мобильных приложений в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 2. – С. 17-22.
  6. Жуков Г. Н., Матросов П. Г., Каплан С. Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2009.
  7. Рето Майер. Professional Android 2: Application Developmentecond Edition. – М.: ЭКСМО, 2011. – 672 с.
  8. Савиных И. В. Мобильные технологии в региональной системе дистанционного образования // Материалы Всероссийской науч.-метод. конф. «Открытое образование и информационные технологии». Пенза, 2005.
  9. Самарина А. Е. Мобильные приложения дополненной реальности и возможности их использования в образовательном процессе // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5303
  10. Федосеев А. А., Тимофеев А. В. Мобильные технологии в образовании // Материалы XII Всероссийской науч.-метод. конф. Телематика 2005». СПб. URL: http://tm.ifmo.ru.

Поделиться

996

Ситникова С. Ю., Ельцова В. Ю., Табакова Н. Ю. Мобильные приложения для образовательных целей // Научное знание как фактор общественного развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апр. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/5971-mobilnie-prilozheniya-dlya-obrazovatelnikh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня