Современные тенденции, связанные с информатизацией и цифровизацией социальной и профессиональной сфер нашли отражение в образовательной плоскости и направляют педагогическую науку на глубокое осмысление воздействий на познавательные, визуальные, деятельностные и иные сферы личности обучаемого. Использование мобильных контентов в социальной сфере привело педагогическому анализу возможностей их применения в образовательной практике, в том числе, в учреждениях высшего образования с двух направлений – как мобильного обучения, как вида обучения, так, и как использования мобильных приложений в качестве не только средств получения информации, но и средств обучения и контроля.
В современной педагогической науке педагогический анализ мобильного образования нашёл отражение в трудах ряда ученых: с точки зрения перспектив применения в системе дистанционного обучения [1], с точки зрения SMS-тестирования [8], как реализация принципа мобильного обучения или обучения в любом удобном месте и в любое удобное время [6], как фактор профессиональной мобильности [10] и др.
Рядом исследователей показана реализация дидактических функций посредством применения в образовательном процессе мобильных приложений:
- познавательная, направленная на удовлетворение интеллектуальных, профессиональных, информационных и иных потребностей;
- диагностическая, направленная на выявление способностей обучаемых;
- адаптационная, предполагающая проектирование собственной траектории обучения;
- ориентационная, направленная на практическую подготовку к профессиональной деятельности;
- контролирующая, выявляющая образовательные дефициты у обучающегося [3].
В общем понимании мобильные приложения представляют собой специально разработанные программы, с возможностью установки на той или иной платформе, обладающие определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия и позволяющие трансформировать образовательный процесс, не ограничивая традиционными инструментами, предоставляя неограниченные возможности [9]. Причем, эти возможности направлены на создание наиболее комфортных условий реализации образовательного процесса вне учебного заведения посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам [2].
С помощью таких мобильных приложений обучающиеся имеют возможность решения ряда образовательных задач [4]:
- организация персональной образовательной среды в контексте реализации личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных образовательных возможностей обучаемого;
- получение доступа к источникам учебной, справочной и иной информации;
- анализ информации, её структурирование, обобщение, вычленение главного;
- организация и реализация проектной работы и проектной деятельности;
- проведение тестирований, опросов и иных различных типов аттестаций;
- подстройка под образовательные потребности и возможности обучаемого;
- возможность отслеживания образовательной динамики;
- персонализация образовательных контентов и иные.
Анализ привлекательности мобильных приложений для образовательного процесса представим в таблице.
Таблица
Анализ привлекательности мобильных приложений в обучении
Портативность |
Достаточные для восприятия и обработки информации параметры мобильных устройств |
---|---|
Сетевое подключение и работа |
Возможность доступа к образовательному контенту и связь с остальными участниками образовательного процесса в одной сети. |
Интерактивность |
Площадка для получения обучающимися опыта сотрудничества и кооперации. |
Непрерывность и перманентность |
Обучение с помощью мобильного контента не обязано быть линейным и ограниченным временными рамками. |
Индивидуальность |
Индивидуальный выбор наиболее удобного устройства и интерфейса. |
Свобода выбора источника информации |
Социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных и иные. |
Мобильность |
Использование образовательного контента вне зависимости от местоположения обучаемого и образовательной организации |
Персонализация обучения |
Самостоятельный выбор обучающих курсов, уровень сложности и прочий контент, возможность самостоятельной оценки результатов обучения. |
Конфиденциальность |
Тестирование и другие виды контроля успеваемости [5]. |
Несмотря на очевидные достоинства, у мобильных приложений имеются определенные недостатки [7]:
- в процессе использования мобильных приложений отчетливо проявляется отсутствие необходимости в живом общении между преподавателем и обучаемым, что приведет к негативным последствиям в развитии коммуникабельности, уверенности в отстаивании собственной позиции, лидерских качеств, а также, умения командной работы;
- в регионах с отсутствием или недостаточным присутствием сетей интернет возникают трудности к доступу и организации персональной образовательной среды, к доступу к информации и др.;
- существенные временные финансовые затраты на проектирование и запуск качественного мобильного приложения;
- отсутствие или недостаточный навык работы с техническим устройством, либо недостаточные технические и технологические параметры технического устройства для мобильного приложения;
- потеря концентрации при чтении объемных текстовых отрывков, которые отсутствуют в ряде мобильных приложений.
Итак, существующая практика использования мобильных приложений в образовательном процессе подтверждает преимущества в части обеспечения непрерывности процесса обучения в связи с наличием возможности постоянного доступа к образовательной технологии, более комфортного восприятия необходимости выполнения заданий, значительного сокращения времени на выполнение практических заданий.