Автор(-ы):
Ситникова Светлана Юрьевна
Ельцова Валентина Юрьевна
Табакова Наталья Юрьевна
9 апреля 2023
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается мобильное обучение как подход, при котором среда обучения не ограничена образовательной средой учебного заведения в рамках классического учебного процесса. Приведены классификации используемых в обучении мобильных приложений на основе содержательного и функционального признаков, главным критерием выбора которых должна быть надежность. Анализ современных технологий мобильного обучения позволил выделить следующие основные преимущества его реализации в образовательном процессе: наличие обратной связи и возможности оценки результатов обучения; возможность самостоятельного выбора места и времени обучения; возможность персонификации образовательной программы; изменение форм аудиторной работы за счет широкого применения практико-ориентированных технологий; расширение социального взаимодействия на основе учебно-воспитательного процесса и др.
Текст статьи
Современные тенденции, связанные с информатизацией и цифровизацией социальной и профессиональной сфер нашли отражение в образовательной плоскости и направляют педагогическую науку на глубокое осмысление воздействий на познавательные, визуальные, деятельностные и иные сферы личности обучаемого. Использование мобильных контентов в социальной сфере привело педагогическому анализу возможностей их применения в образовательной практике, в том числе, в учреждениях высшего образования с двух направлений – как мобильного обучения, как вида обучения, так, и как использования мобильных приложений в качестве не только средств получения информации, но и средств обучения и контроля.
В современной педагогической науке педагогический анализ мобильного образования нашёл отражение в трудах ряда ученых: с точки зрения перспектив применения в системе дистанционного обучения [1], с точки зрения SMS-тестирования [8], как реализация принципа мобильного обучения или обучения в любом удобном месте и в любое удобное время [6], как фактор профессиональной мобильности [10] и др.
Рядом исследователей показана реализация дидактических функций посредством применения в образовательном процессе мобильных приложений:
В общем понимании мобильные приложения представляют собой специально разработанные программы, с возможностью установки на той или иной платформе, обладающие определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия и позволяющие трансформировать образовательный процесс, не ограничивая традиционными инструментами, предоставляя неограниченные возможности [9]. Причем, эти возможности направлены на создание наиболее комфортных условий реализации образовательного процесса вне учебного заведения посредством обеспечения доступа к информационным ресурсам [2].
С помощью таких мобильных приложений обучающиеся имеют возможность решения ряда образовательных задач [4]:
Анализ привлекательности мобильных приложений для образовательного процесса представим в таблице.
Таблица
Анализ привлекательности мобильных приложений в обучении
Портативность |
Достаточные для восприятия и обработки информации параметры мобильных устройств |
---|---|
Сетевое подключение и работа |
Возможность доступа к образовательному контенту и связь с остальными участниками образовательного процесса в одной сети. |
Интерактивность |
Площадка для получения обучающимися опыта сотрудничества и кооперации. |
Непрерывность и перманентность |
Обучение с помощью мобильного контента не обязано быть линейным и ограниченным временными рамками. |
Индивидуальность |
Индивидуальный выбор наиболее удобного устройства и интерфейса. |
Свобода выбора источника информации |
Социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных и иные. |
Мобильность |
Использование образовательного контента вне зависимости от местоположения обучаемого и образовательной организации |
Персонализация обучения |
Самостоятельный выбор обучающих курсов, уровень сложности и прочий контент, возможность самостоятельной оценки результатов обучения. |
Конфиденциальность |
Тестирование и другие виды контроля успеваемости [5]. |
Несмотря на очевидные достоинства, у мобильных приложений имеются определенные недостатки [7]:
Итак, существующая практика использования мобильных приложений в образовательном процессе подтверждает преимущества в части обеспечения непрерывности процесса обучения в связи с наличием возможности постоянного доступа к образовательной технологии, более комфортного восприятия необходимости выполнения заданий, значительного сокращения времени на выполнение практических заданий.
Список литературы
Поделиться
Ситникова С. Ю., Ельцова В. Ю., Табакова Н. Ю. Мобильные приложения для образовательных целей // Научное знание как фактор общественного развития : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 апр. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/5971-mobilnie-prilozheniya-dlya-obrazovatelnikh