Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Развитие эмоционально-волевых качеств у спортсменов

Развитие эмоционально-волевых качеств у спортсменов

Автор(-ы):

Бабаяров Шерзод Шухратович

9 апреля 2023

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

спорт
эмоционально-волевая сфера
настойчивость и упорство
целеустремленность
смелость и решительность
инициативность и самостоятельность
выдержка и самообладание

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается своеобразие эмоционально-волевой готовности спортсменов, включающая формирование определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, формирование навыков произвольной регуляции внимания.

Текст статьи

Как нам известно, сегодня спорт – это обширная сфера деятельности. В современном мире спорт занимает все более важное место, в связи с чем возрастает интерес к исследованию психологических особенностей спортсменов, влияющих на успешность спортивных достижений. Спортсменам, чтобы достичь победы, помогает не только спортивное окружение, но помогают и представители многих других сфер: биологии, физики, химии, социологии, психологии, медицины, педагогики и др.

Эмоционально-волевая сфера – это свойства личности, в том числе и врожденные характеризующие содержание, динамику и качество его эмоций и чувств, в том числе способ их регуляции. Важной и основной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает формирование определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, формирование навыков произвольной регуляции внимания.

В психологии спорта основными волевыми качествами считаются следующие: настойчивость и упорство, целеустремленность, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Настойчивость – это сознательное стремление личности к достижению отделенной повремени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Целеустремленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельностью. Таким образом, настойчивость – это сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи.

Упорство – это стремление к достижению цели, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов: типологических особенностей, свойств нервной системы, мотивации.

Смелость – это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности. Считается, что некоторые виды спорта, например, спортивная гимнастика, способствуют развитию смелости. Большая роль в устранении страха или его ослаблении должна принадлежать методам психорегулирующей тренировки.

Решительность – это способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни. Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по мере овладения упражнениями уверенность в своих силах. Тренировочный процесс включает в себя воспитание волевых и моральных качеств, а также хорошую психологическую подготовку.

Все перечисленные личностные качества закладывают необходимую нравственную основу для дальнейших совершенствований в спорте.

Спорт оказывает большое внимание на формирование и становление личности. Он помогает укрепить здоровье, физическое развитие. Занятие физическими упражнениями помогают в осознании двигательной активности, формировании нравственности, спортивной этики, совершенствовании психологической структуры личности.

В условиях занятий спортом постоянно возникают трудности и проблемы, преодоление и решение которых закаляет характер, укрепляет волю спортсменов. Сама суть спортивного совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления возникающих трудностей большим трудом и усилием воли.

Спортивная деятельность – это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития, в том числе тренировочных занятий с использованием больших, а иногда и предельных, физических нагрузок Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом режима жизни в целом, а не только режима соревнований и тренировок. Режим жизнь спортсмена связан со многими ограничениями, которые лишают его множества удовольствий, в том числе и общения с родными и близкими в течение длительного времени.

Физическое совершенствование невозможно без нравственной основы спортсмена. Они идут рука об руку на протяжении всей его карьеры, в каждом возрастном периоде. Как было выяснено, формирование морально-волевых качеств закладывается ещё в самом раннем возрасте, более того именно в младшем школьном возрасте закладывается основа, недооценивать которую не стоит. Большую роль в становлении личностных качеств играет самовоспитание и саморазвитие спортсмена, оно реализуется через борьбу с внешними (борьбу с окружающими факторами) и внутренними (борьбу с самим собой) трудностями.

Успешное развитие спортсмена возможно только при регулярных тренировках и постоянном самовоспитании. Значительную помощь в этом способен и должен оказать тренер, организуя и направляя процесс развития спортсмена. В спорте высших достижений не может быть незначительных вещей, об этом должен помнить и сам спортсмен, а опыт и знания наставника помогут ему в развитии и совершенствовании своих навыков.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб, Питер, 2008. - 352с.
  2. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб. Питер, 2009. - 233с.
  3. Бабушкин Г.Д., Смоленцев В.Н. Психология физической культуры. Омск: СибГУФК, 2007. С.330.
  4. Ерохин А.И. Развитие волевых качеств у спортсменов. Международный педагогический портал. 11.01.2022.
  5. Хаитова О.С, Юсупова Ф.З. Необходимость реализации метода обучения CASE-STUDY в сфере социальной работы с молодежью. - Международный научный журнал «Актуальные исследования» 2022, № 35 (114). С.81-83
  6. Юсупова Ф.З. Перспективы повышения инновационной активности молодежи Узбекистана. Научно-методический журнал: Вестник науки и образования. – Россия: «Проблемы науки», 2020. №12 (90). Ч.3. С.66-68.
  7. Юсупова Ф.З. Проблемы повышения идеологического иммунитета молодёжи в процессе глобализации. Научно-исследовательский журнал «European research» (LONDON. UNITED KINGDOM). – Россия: «Проблемы науки, 2016. - № 4 (15). – С.100-101.
  8. Юсупова Ф.З., Хамроев М.Э. Научно-теоретические основы формирования инновационного сознания у молодежи. Международный научный журнал «Актуальные исследования». - РФ, 2021, декабрь, №52 (79). С.23-25.
  9. Попов А.Л. Спортивная психология: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2012. С. 93.

Поделиться

377

Бабаяров Ш. Ш. Развитие эмоционально-волевых качеств у спортсменов // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.II.С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/5974-razvitie-emotsionalno-volevikh-kachestv-u-spo

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая