Как нам известно, сегодня спорт – это обширная сфера деятельности. В современном мире спорт занимает все более важное место, в связи с чем возрастает интерес к исследованию психологических особенностей спортсменов, влияющих на успешность спортивных достижений. Спортсменам, чтобы достичь победы, помогает не только спортивное окружение, но помогают и представители многих других сфер: биологии, физики, химии, социологии, психологии, медицины, педагогики и др.
Эмоционально-волевая сфера – это свойства личности, в том числе и врожденные характеризующие содержание, динамику и качество его эмоций и чувств, в том числе способ их регуляции. Важной и основной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает формирование определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, формирование навыков произвольной регуляции внимания.
В психологии спорта основными волевыми качествами считаются следующие: настойчивость и упорство, целеустремленность, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Настойчивость – это сознательное стремление личности к достижению отделенной повремени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи. Целеустремленность может быть связана с увлеченностью своим делом, вследствие чего она может поддерживаться не только силой воли человека, но и его интересами, эмоциональной привлекательностью выполняемой деятельностью. Таким образом, настойчивость – это сознательное стремление личности к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие трудности и неудачи.
Упорство – это стремление к достижению цели, несмотря на неудачные попытки. Проявление этого волевого качества зависит от ряда факторов: типологических особенностей, свойств нервной системы, мотивации.
Смелость – это способность человека действовать в ситуациях, осознаваемых как опасные для жизни, здоровья и престижа, не снижая качества деятельности. Считается, что некоторые виды спорта, например, спортивная гимнастика, способствуют развитию смелости. Большая роль в устранении страха или его ослаблении должна принадлежать методам психорегулирующей тренировки.
Решительность – это способность человека быстро принимать решение и приступать к его осуществлению в значимой для него ситуации, особенно при наличии неуверенности и боязни. Повышению решительности способствует возникающая у спортсменов по мере овладения упражнениями уверенность в своих силах. Тренировочный процесс включает в себя воспитание волевых и моральных качеств, а также хорошую психологическую подготовку.
Все перечисленные личностные качества закладывают необходимую нравственную основу для дальнейших совершенствований в спорте.
Спорт оказывает большое внимание на формирование и становление личности. Он помогает укрепить здоровье, физическое развитие. Занятие физическими упражнениями помогают в осознании двигательной активности, формировании нравственности, спортивной этики, совершенствовании психологической структуры личности.
В условиях занятий спортом постоянно возникают трудности и проблемы, преодоление и решение которых закаляет характер, укрепляет волю спортсменов. Сама суть спортивного совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления возникающих трудностей большим трудом и усилием воли.
Спортивная деятельность – это многолетний непрерывный процесс обучения и физического развития, в том числе тренировочных занятий с использованием больших, а иногда и предельных, физических нагрузок Полноценность спортивной деятельности требует соблюдения спортсменом режима жизни в целом, а не только режима соревнований и тренировок. Режим жизнь спортсмена связан со многими ограничениями, которые лишают его множества удовольствий, в том числе и общения с родными и близкими в течение длительного времени.
Физическое совершенствование невозможно без нравственной основы спортсмена. Они идут рука об руку на протяжении всей его карьеры, в каждом возрастном периоде. Как было выяснено, формирование морально-волевых качеств закладывается ещё в самом раннем возрасте, более того именно в младшем школьном возрасте закладывается основа, недооценивать которую не стоит. Большую роль в становлении личностных качеств играет самовоспитание и саморазвитие спортсмена, оно реализуется через борьбу с внешними (борьбу с окружающими факторами) и внутренними (борьбу с самим собой) трудностями.
Успешное развитие спортсмена возможно только при регулярных тренировках и постоянном самовоспитании. Значительную помощь в этом способен и должен оказать тренер, организуя и направляя процесс развития спортсмена. В спорте высших достижений не может быть незначительных вещей, об этом должен помнить и сам спортсмен, а опыт и знания наставника помогут ему в развитии и совершенствовании своих навыков.