В настоящее время назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации, что нашло отражение в исследованиях, связанных: с проблемами воспроизводимости педагогических технологий [7], влиянием визуальных образов учебной информации на восприятие и освоение обучающимися [4], проблемами свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ, проявляющийся в различных формах учебной деятельности» [2] и др.
Информационная социальная и образовательная насыщенность требует современной педагогической науки поиска новых подходов, связанных с трансформацией способов предоставления и восприятия информации, включающих звуковые, зрительные, обонятельные, осязательные визуализации при представлении её в компактном, удобном для использования виде.
По мнению ряда ученых [1, 8, 9], технология визуализации учебной информации представляет собой системное образование, компонентный состав которого заключается в комплексных знаниях; визуальных способах их предъявления; визуально-технических средствах передачи информации; приемах развития визуального мышления.
В общем понимании, визуализация представляет собой процесс создания образов и процесс трансформации информации в виде графических изображений.
Под визуализацией понимается способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания [6].
Трансформация способов предоставления и восприятия информации обучающимися направляет педагогическую науку на поиск новых механизмов воздействия на когнитивную сферу в части познавательной активности и перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов посредством концентрации знаний посредством применения наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий [3].
Когнитивная визуализация позволяет выработать корректное сочетание наглядных образов и символьной информации, увязывая понятийное и образное. При этом, целостность и полнота образов, в свою очередь, позволяет решить ряд педагогических задач:
- направленность на интенсификацию образовательного процесса;
- активизации познавательной деятельности обучаемого;
- развитие у обучаемого критического и визуального/образного мышления;
- развитие навыков зрительного восприятия информации;
- повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.
Определение характеристик и когнитивных функций визуальных моделей (см. рис.1) должно опираться на учет степени развития наглядно-образного мышления личности обучаемого, его творческого воображения и т.д.
Рис. 1. Характеристики и когнитивные функции визуальных моделей
Процесс визуального отображения учебного материала представляет собой систему, в которую входят следующие составляющие:
- знания по изучаемому предмету;
- языковые, символические либо графические способы трансформации информации;
- психологические методы, способствующие формированию образного мышления, при котором наглядность выполняет не только визуальную, но и познавательную функцию.
С психологической точки зрения, новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти [5], следовательно, визуальное структурирование позволяет качественнее усваивать понятия и способы действий.
Реализация компьютерной визуализации созданными посредством текстового, графического, звукового, анимированного представления средствами существенно изменит характер познавательной активности обучаемого и степень взаимодействия субъектов образовательного процесса, особенно в проблемном обучении. Т. е., посредством визуализации, обучаемый из пассивного объекта трансформируется в активного исследователя изучаемых объектов или процессов.
Особое значение в технологии визуализации имеет наглядность в форме мультимедийности. Технологии мультимедиа позволяют интегрировано представить на экране необходимую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог обучающегося с образовательной системой. Мультимедиа, как средства визуализации, обладают представленными на рисунке 2 наглядностями.
Рис. 2. Мультимедиа как средства визуализации
Таким образом, с помощью визуализации информации можно решить целый комплекс педагогических задач: интенсифицировать процесс обучения, воздействовать на познавательную сферу личности обучаемого, развить визуальное мышление.