Главная
Конференции
Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности
Визуализация и визуальное представление информации в образовательном процессе

Визуализация и визуальное представление информации в образовательном процессе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

визуализация
образовательный процесс
визуальные образы
учебная информация

Аннотация статьи

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают существенную образовательную значимость. В этой связи в педагогической науке назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования. Особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий, благодаря которым в процесс обучения становится возможным включать всё многообразие наглядных средств.

Текст статьи

В настоящее время назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации, что нашло отражение в исследованиях, связанных: с проблемами воспроизводимости педагогических технологий [7], влиянием визуальных образов учебной информации на восприятие и освоение обучающимися [4], проблемами свертывания мыслительных содержаний в наглядный образ, проявляющийся в различных формах учебной деятельности» [2] и др.

Информационная социальная и образовательная насыщенность требует современной педагогической науки поиска новых подходов, связанных с трансформацией способов предоставления и восприятия информации, включающих звуковые, зрительные, обонятельные, осязательные визуализации при представлении её в компактном, удобном для использования виде.

По мнению ряда ученых [1, 8, 9], технология визуализации учебной информации представляет собой системное образование, компонентный состав которого заключается в комплексных знаниях; визуальных способах их предъявления; визуально-технических средствах передачи информации; приемах развития визуального мышления.

В общем понимании, визуализация представляет собой процесс создания образов и процесс трансформации информации в виде графических изображений.

Под визуализацией понимается способ обеспечения наблюдаемости реальности, а под результатом визуализации или визуальной моделью – любую зрительно воспринимаемую конструкцию, имитирующую сущность объекта познания [6].

Трансформация способов предоставления и восприятия информации обучающимися направляет педагогическую науку на поиск новых механизмов воздействия на когнитивную сферу в части познавательной активности и перспективной представляется применение когнитивной визуализации дидактических объектов посредством концентрации знаний посредством применения наглядных дидактических средств, алгоритмизации учебно-познавательных действий [3].

Когнитивная визуализация позволяет выработать корректное сочетание наглядных образов и символьной информации, увязывая понятийное и образное. При этом, целостность и полнота образов, в свою очередь, позволяет решить ряд педагогических задач:

  • направленность на интенсификацию образовательного процесса;
  • активизации познавательной деятельности обучаемого;
  • развитие у обучаемого критического и визуального/образного мышления;
  • развитие навыков зрительного восприятия информации;
  • повышения визуальной грамотности и визуальной культуры.

Определение характеристик и когнитивных функций визуальных моделей (см. рис.1) должно опираться на учет степени развития наглядно-образного мышления личности обучаемого, его творческого воображения и т.д.

Рис. 1. Характеристики и когнитивные функции визуальных моделей

Процесс визуального отображения учебного материала представляет собой систему, в которую входят следующие составляющие:

  • знания по изучаемому предмету;
  • языковые, символические либо графические способы трансформации информации;
  • психологические методы, способствующие формированию образного мышления, при котором наглядность выполняет не только визуальную, но и познавательную функцию.

С психологической точки зрения, новая информация усваивается и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти [5], следовательно, визуальное структурирование позволяет качественнее усваивать понятия и способы действий.

Реализация компьютерной визуализации созданными посредством текстового, графического, звукового, анимированного представления средствами существенно изменит характер познавательной активности обучаемого и степень взаимодействия субъектов образовательного процесса, особенно в проблемном обучении. Т. е., посредством визуализации, обучаемый из пассивного объекта трансформируется в активного исследователя изучаемых объектов или процессов.

Особое значение в технологии визуализации имеет наглядность в форме мультимедийности. Технологии мультимедиа позволяют интегрировано представить на экране необходимую аудиовизуальную информацию, реализуя интерактивный диалог обучающегося с образовательной системой. Мультимедиа, как средства визуализации, обладают представленными на рисунке 2 наглядностями.

Рис. 2. Мультимедиа как средства визуализации

Таким образом, с помощью визуализации информации можно решить целый комплекс педагогических задач: интенсифицировать процесс обучения, воздействовать на познавательную сферу личности обучаемого, развить визуальное мышление.

Список литературы

  1. Блейк С. Педагогика: Использование достижений нейропсихологии в педагогике США / С. Блейк, С. Пейп, А. М. Чошанов. М: Рос. акад. наук, 2004. – 90 с.
  2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. М: Логос, 2009. – 336 с.
  3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
  4. Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева / Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 146 с.
  5. Петров А. В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: монография / А.В. Петров. – Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1997.
  6. Рапуто А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 138-141.
  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  8. Шаров А. С. Интериоризация с позиции теории границ // Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 20-22.
  9. Эрганова Н. Е. Педагогика: Методика профессионального обучения. Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.Е. Эрганова. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2007. – 160 с.

Поделиться

755

Ситникова С. Ю., Табакова Н. Ю., Вялкова О. С. Визуализация и визуальное представление информации в образовательном процессе // Культура, экономика, право и политика в эпоху турбулентности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 апреля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 51-54. URL: https://apni.ru/article/5975-vizualizatsiya-i-vizualnoe-predstavlenie-info

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа