Конкурентоспособность и устойчивость компании на рынке заключается в быстром реагировании на изменение существующей экономической обстановки и покупательского спроса при обеспечении максимальной эффективности использования ресурсов и затрат [5]. В настоящее время бенчмаркинг должен стать одним из эффективных инструментов управления и разработки стратегии компании, направленной на улучшения конкурентных позиций предприятия. Основная идея внедрения процесса бенчмаркинга заключается в создании своего конкурентного преимущества за счёт заимствования чужих идей и стратегий, применяя их в своём бизнесе.
В последнее время все больше внимания уделяется применению бенчмаркинга для повышения эффективности управления компанией на рынке. Интерес проявляют как сами компании, так и органы власти, заинтересованные в повышении эффективности их деятельности. Что касается компаний, то их очевидный интерес к бенчмаркингу во многом объясняется рыночными требованиями к повышению производительности труда, эффективности использования активов, улучшению работы с клиентами.
Основная значимость бенчмаркинга заключается в том, что он способствует повышению конкурентоспособности предприятия, поэтому необходимо иметь представление о существовании этого инструмента и уметь правильно его применять на практике.
Изучение трудов современных российских ученых показало, что теме бенчмаркинга посвящено не так много работ и в их основе лежат материалы зарубежных авторов.
В своей работе Сидорова Е. Е. даёт следующее определение бенчмаркингу: «Под бенчмаркингом понимается процесс постоянного измерения и сравнения методов и результатов работы организации, отдельных ее подразделений и функций, процессов, производимых товаров и услуг с организациями, выбранными образцами для подражания с целью сбора информации, которая поможет рассматриваемой организации определить направление своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы и повышению конкурентоспособности…» [7].
Железникова Е. В в своей работе писала, что бенчмаркинг способствует повышению эффективности бизнеса, предоставляя компаниям опережающие индикаторы будущих изменений на рынках, ведет к быстрому внедрению новых подходов и методов управления, сокращает затраты на процесс улучшения основных экономических показателей производственной и сервисной деятельности [4].
В своей работе Сапрыкина Т. В. связывает бенчмаркинг с эффективным управлением предприятия: «В последнее время все чаще в этой связи упоминается такой инструмент управления эффективностью, как бенчмаркинг, а его технологии непосредственно видятся как способ повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий в условиях растущей конкуренции…» [4].
Бенчмаркинг – это процесс выявления того, что другие делают лучше, с последующим изучением и усовершенствованием чужих эффективных идей, методов работ, способов управления, бизнес-процессов.
Процесс бенчмаркинга, как правило, включает пять этапов: планирование, поиск, сбор данных, анализ информации, адаптация. На каждом этапе необходимо выполнить набор действий или расчетов, направленных на внедрение бенчмаркинга [1, 6].
На этапе планирования определяется вид бенчмаркинга, формируется соответствующая команда, осуществляется сбор документов.
На этапе поиска определяются факторы и переменные, которые необходимо проанализировать, определяется окончательная цель внедрения определенного вида бенчмаркинга.
На этапе наблюдения осуществляется сбор данных, выявляются лидеры отрасли. Здесь будет целесообразным оценить конкурентоспособность предприятий.
На этапе анализа проводится сравнительный анализ для идентификации разницы в значениях показателей эффективности с конкурентами, а также не будет лишним оценить экономическую безопасность предприятия, которую можно поставить под угрозу в погоне за конкурентами [2, 3].
Понятие экономическая безопасность так же, как понятие бенчмаркинг является новым и актуальным. Любые процессы, происходящие на предприятии с целью улучшения финансового состояния предприятия, расширения инвестиционной политики, увеличение рынка сбыта и т. д. может стать угрозой экономической безопасности предприятия. На этом этапе надо следить за уровнем экономической безопасности предприятия, а реализация процесса бенчмаркинга должна способствовать ее увеличению, в противном случае его реализация не имеет смысла.
На завершающем этапе процесса бенчмаркинга разрабатываются рекомендации на основании собранной и анализируемой информации, и начинается процесс внедрения изменений.
Процесс бенчмаркинга должен осуществляться на основании взаимного договора о сотрудничестве между двумя компаниями. Каждая из сторон должна быть заинтересована в осуществлении этого процесса.
В контексте вышесказанного следует заметить, что бенчмаркинг это не соревнование, а сотрудничество, основанное на обмене опытом и накопленными знаниями партнеров.
Процесс проведения бенчмаркинга должен проводиться на предприятии систематически и корректироваться с учетом новых целей предприятия.