Особенности творческого воображения у детей с задержкой психического развития

В статье говорится о развитии творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития: особенности и влияние творческого воображения на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка.

Аннотация статьи
развитие ребенка
задержка психического развития
психическое развитие
творческое воображение
психические процессы
Ключевые слова

Задержка психического развития – это частичное и замедленное отставание в развитии высших психических функций. Это явление носит непостоянный характер, и возможна ее компенсация при определенном коррекционном и развивающем воздействии.

Творческое воображение – важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается. Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Творческое воображение активно проявляется и развивается в возрасте 5-6 лет. Если воспитатели, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие творческого воображения, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.

Вопросами причин возникновения задержки психического развития занимались в своих работах К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, Т.А. Власова, З.И. Калмыкова, М.С. Певзнер. Среди факторов они называли и неблагополучную социальную среду, и органические повреждения мозга, где в качестве основных источников нарушений выделяли:

  • церебрально-органические поражения головного мозга различные по времени и характеру;
  • несовершенство головного мозга, обусловленная наследственностью;
  • различные хронические болезни и разлаженность органов;
  • постоянное давление неблагополучной среды.

Т.А. Власова и М.С. Певзнер особо выделили психический и психофизический инфантилизм, который появляется от вредного влияния на центральную нервную систему ребенка в период беременности и различные вредоносные факторы, которые располагают к астеническим и церебрастеническим состояниям организма, что в итоге приводит к задержке психического развития. В своих трудах эти авторы подробно изучали разные виды задержки психического развития, уточняя клинико-психологические характеристики и давление социальных и биологических факторов в их становлении. У детей с ЗПР нередко выделяются сочетание сохранных и парциально недостаточных высших психических функций. У одних детей наиболее явно проявляются недостатки памяти, внимания, мышления, у других – преобладают эмоционально-личностная незрелость или снижены работоспособность и навыки саморегуляции. Очевидно в среде так называемое «педагогической запущенности» у детей так же формируется задержка психического развития. У таких детей, долго находящихся в среде сокращений или полных лишений возможности удовлетворять социальные, эмоциональные, информационные потребности, наблюдается недостаточный уровень развития личностной и эмоциональной сферы, снижение общих знаний, умений и навыков, но при этом дети изначально имели полноценную нервную систему. Такие дети ведут себя по-разному в определенных условиях. В знакомых ситуациях – достаточно хорошо ориентируются, но в экстренных ситуациях или, когда требуются волевые усилия и познавательная активность – они часто проявляют себя как дети с ЗПР.

Очень много будет зависеть от психолого-педагогической коррекции. И если коррекция будет профессиональной и при этом социальные условия изменятся в лучшую сторону, то возможен благоприятный прогноз в развитии таких детей. У здоровых от рождения детей, если они не будут получать в благоприятные сроки профессиональную помощь специалистов, так же может наблюдаться недоразвитие психических функций.

В дошкольном возрасте у детей с задержкой психического развития часто наблюдаются проблемы с общей и, особенно, с мелкими движениями. При этом страдают двигательные качества, такие как, точность, ловкость, координация, сила и моторная сторона. Такие дети плохо учатся навыкам самообслуживания, слабо даются технические навыки в художественно-эстетической деятельности – лепке, рисовании, конструировании, аппликации. Многие не могут пользоваться ножницами, затрудняются правильно держать карандаш, кисточку, выполнять необходимый нажим, при этом грубых двигательных нарушений может и не быть, но уровень физического психомоторного развития у таких детей качественно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников. Такие дети неусидчивы, внимание у них рассеянное, им сложно его сконцентрировать и быстро переключить, дети быстро утомляются, сразу начинают отвлекаться и мешать остальным. У таких детей проявляется инертность либо импульсивность в деятельности, слабая способность к произвольной регуляции и к волевым усилиям. У многих детей с ЗПР слух и зрение физиологически сохранны, однако процесс сенсорного восприятия у них затруднен – меньший темп, объем, неточность восприятия.

В настоящее время проблемой творческого развития детей уделяется огромное внимание в социальной, экономической, духовной и материальной сферах жизни. Творчество подразумевает созидание чего-то нового, это может быть, как преобразование в сознании и поведении самого человека, так и порождение им новых продуктов, которые он отдает другим. Все факты личностного роста, а не только создание новых картин, машин, идей, теорий и т.д., могут рассматриваться как творчество.

Творческая деятельность развивается из более простых форм к сложным постепенно и достаточно медленно. Каждому возрастному периоду свойственно свое выражение творчества и своя форма. Следовательно, это не исключительный процесс, касающийся только какой-то личности, это процесс, который пронизывает жизнь каждого человека и особенно в детском возрасте.

Психолого-педагогические исследования отметили у детей с ЗПР специфичность формирования речи, саморегуляции, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Но при этом у таких детей имеются неплохие потенциальные возможности для усвоения программного материала при соблюдении определенных условий, адекватных для психофизического развития таких детей и способствующих к их социальной адаптации и повышению уровня обучаемости. Творчество в обучаемости играет значимую роль, так как это один из путей, ведущий к освоению детьми знаний об окружающем мире.

Дети с ЗПР не замечают своих ошибок, не могут адекватно оценить результат деятельности, у них снижена познавательная активность, целенаправленность в этом.

У детей с ЗПР наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость, слабая сенсомоторная координация, моторная неловкость, лабильность, импульсивность. Дети с ЗПР не способны выразить творчески ту или иную ситуацию ввиду рассеянности, низкой концентрации, неустойчивости, трудности в переключении внимания и неверного понимания задания, из-за чего смысл происходящего теряется. Дети с ЗПР чаще всего предпочитают работать в одиночестве, так как у них наблюдаются коммуникационные трудности. В творчестве это проявляется как неумение взаимодействовать со сверстниками, в неуверенности, в зажатости и скованности.

Таким образом, творческое воображение у дошкольников с задержкой психического развития формируется с запаздыванием, так как зависит от качества сформированных основных психических процессов, которые создают основу для образных действий.

Текст статьи
  1. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. – 154 с.
  2. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. – Воронеж, 2009. – 192 с.
  3. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография [Текст] / А.В. Запорожец. – М. : Просвещение, 2005. – 178 с.
  4. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова. – М. : Педагогика, 200 – 256 с.
  5. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии: рек. УМО вузов РФ [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
Список литературы