Главная
АИ #16 (146)
Статьи журнала АИ #16 (146)
Интерактивная папка как эффективный способ повторения и систематизации знаний по...

Интерактивная папка как эффективный способ повторения и систематизации знаний по истории в контексте требований национального проекта «Современная школа»

11 апреля 2023

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образование
история
Суворовское военное училище
лэпбук
интерактивная папка
запоминание информации
инновационные технологии

Аннотация статьи

Статья рассматривает проблемы запоминания и анализа большого объема информации при изучении истории в Суворовском военном училище. Автор предлагает использовать инновационную технологию интерактивной папки (lapbooking) для облегчения процесса запоминания информации и повышения качества знаний обучающихся.

Текст статьи

«Слова улетают, написанное остаётся»
(народная мудрость)

Одной из целей национального проекта РФ «Образование» является вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [2]. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт [1]. Основную трудность при реализации историко-культурного стандарта представляет его объем, что подтверждается как содержанием самого документа, так и данными из приведенной ниже таблицы.

Таблица

Класс

Количество дат

Количество терминов

Количество персоналий

6

40

78

56

7

43

28

43

8

58

30

68

9

67

26

146 (89 из них деятели культуры)

10-11

200

205

328

Итого

408

367

641

В результате изучения курса истории суворовец в идеале должен знать 367 понятий и терминов, 641 персоналий, 408 дат и событий. Прибавим к этому аналогичные данные по параллельно изучаемому курсу Всеобщей истории, который фактический удваивает объем обязательной для усвоения информации. При этом у суворовца должна быть сформирована ясная картина развития отечественной и мировой истории в пространстве и времени, динамике развития основных процессов, явлений и событий, основополагающих факторов и причинно-следственных связей. Очевидно, что данная задача едва ли может быть реализована в полной мере.

В настоящее время при изучении истории обучающиеся СК СВУ сталкиваются с проблемой как запомнить такое огромное количество информации. Вряд ли кто из суворовцев может запомнить даты, термины и персоналии в полном объеме за короткое время, отводимое на самоподготовке. Все суворовцы разные – кому-то нужно просто один раз увидеть дату или термин, кто-то может один раз услышать. Кто-то держит все персоналии в уме, кто-то повторяет термины несколько раз по учебнику, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать тетрадь снова и снова.

Одним из способов получения качественных знаний, на наш взгляд, является повторение и систематизация на уроках истории. Проблема неумения обучающихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей деятельности привело нас к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы суворовцам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Необходимо сделать так, чтобы обязательный минимум по истории оставался в памяти обучающегося, и он смог пользоваться этими знаниями без затруднений. Одним из способов достижения этой цели является применение инновационной технологии интерактивной папки, известной также как «лэпбук».

Lapbooking сравнительно новое американское средство обучения. В дословном переводе – «накопленная папка», или как его ещё называют, тематическая папка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. Карточки в папке можно самостоятельно доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению.

Рис.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания; пригоден к использованию одновременно группой; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); структура и содержание доступны возрасту; обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся [3]. Lapbook – это отличный способ систематизировать пройденный материал.

Лэпбук обеспечивает: возможность учитывать индивидуальные способности обучающихся (задания разной сложности); возможность структурировать сложную информацию; возможность разнообразить самую скучную тему; научить простому способу запоминания; компактное хранение (большое количество дат, терминов и персоналий в одной папке); вариативность использования заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Достоинство лэпбука не только в том, что он позволяет определённым образом визуализировать фактологический материал, но и организовать интерактивное взаимодействие. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающегося не только с преподавателем, но и друг с другом. Место преподавателя на интерактивных занятиях перестает быть центральным, сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия, консультирование, регулирование процессом. Преподаватель организует совместное проектирование занятия. Обучающимся приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать возникающие несогласия, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Использование лэпбука отвечает задачам и индивидуальных творческих проектов. Здесь присутствует проектирование, работа с информацией, моделирование, работа с критериями и параметрами оценивания, групповое взаимодействие, публичное выступление и т.д.

Лэпбук не только содержит информацию по теме, фактологический материал, но и достаточно широкую палитру приёмов, позволяющих взаимодействовать с папкой – предварительные вопросы, задания, различные варианты работ по самопроверке и самоконтролю, разделов, позволяющих организовать первоначальное закрепление материала, квесты и др.

Как сделать карточку для лэпбука? Есть три варианта: от руки, когда всё пишется и наклеивается самостоятельно; с помощью привычных текстовых и графических редакторов вроде MS Word или Power Point – тогда карточки останется только распечатать; с помощью сервисов и приложений (например Quizlet).

Когда карточки готовы, используем систему повторения по методу Лейтмана. Метод заключается в повторении дат, понятий или персоналий через разные промежутки времени в зависимости от результата воспроизведения слова по памяти. Система Лейтнера предполагает три ряда под карточки. Соответственно, это ячейки под номером 1, номером 2, номером 3:

  • в первую ячейку кладутся карточки с новыми и сложно запоминаемыми датами, терминами, личностями;
  • вторая ячейка должна содержать карточки, которые были названы неправильно;
  • третья ячейка содержит карточки, на которых легко воспроизводимые слова по памяти.

Методика использования карточек:

  • Карточки из первой ячейки должны использоваться один раз в день.
  • Во вторую ячейку надо поместить слова, которые не требуют частого повторения, скажем с перерывом в один день.
  • В 3-ю ячейку перекладываются хорошо заученные слова из первых двух ячеек.
  • Если слова на карточках из ячейки 3 частично подверглись забыванию, их стоит переместить обратно во вторую.
  • Если слова на карточках из ячейки 2 вспоминаются с ошибками, то их следует переместить в ячейку номер 1 и повторять как новые.

Преимуществом интерактивной папки можно считать организацию деятельности обучающихся в различных формах – индивидуальной, групповой, парной. Так в 9-х классах при изучении раздела «Россия в эпоху Александра I» были обнаружены затруднения при запоминании дат, событий, терминов и персоналий. На индивидуально-групповых занятиях мы повторяли эпоху Александра I по методике Лейтнера. Работа с карточками показала свою эффективность. Подобный метод заинтересовал суворовцев, и они изъявили желание поработать с карточками индивидуально. Внедрение интерактивной папки в учебный процесс по истории продолжается.

Таким образом, возрастающий поток исторической информации делает необходимым создание и применение интерактивной папки в учебном процессе, как эффективного способа повторения и систематизации исторических знания.

Список литературы

  1. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. [Электронный ресурс]: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii
  2. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/national-project/
  3. Пулявская А. Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение. [Электронный ресурс]: https://nitforyou.com/lepbuk/

Поделиться

1586

Ляшова И. А. Интерактивная папка как эффективный способ повторения и систематизации знаний по истории в контексте требований национального проекта «Современная школа» // Актуальные исследования. 2023. №16 (146). Ч.II. С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5983-interaktivnaya-papka-kak-effektivnij-sposob

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля