«Слова улетают, написанное остаётся»
(народная мудрость)
Одной из целей национального проекта РФ «Образование» является вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [2]. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя историко-культурный стандарт [1]. Основную трудность при реализации историко-культурного стандарта представляет его объем, что подтверждается как содержанием самого документа, так и данными из приведенной ниже таблицы.
Таблица
Класс |
Количество дат |
Количество терминов |
Количество персоналий |
---|---|---|---|
6 |
40 |
78 |
56 |
7 |
43 |
28 |
43 |
8 |
58 |
30 |
68 |
9 |
67 |
26 |
146 (89 из них деятели культуры) |
10-11 |
200 |
205 |
328 |
Итого |
408 |
367 |
641 |
В результате изучения курса истории суворовец в идеале должен знать 367 понятий и терминов, 641 персоналий, 408 дат и событий. Прибавим к этому аналогичные данные по параллельно изучаемому курсу Всеобщей истории, который фактический удваивает объем обязательной для усвоения информации. При этом у суворовца должна быть сформирована ясная картина развития отечественной и мировой истории в пространстве и времени, динамике развития основных процессов, явлений и событий, основополагающих факторов и причинно-следственных связей. Очевидно, что данная задача едва ли может быть реализована в полной мере.
В настоящее время при изучении истории обучающиеся СК СВУ сталкиваются с проблемой как запомнить такое огромное количество информации. Вряд ли кто из суворовцев может запомнить даты, термины и персоналии в полном объеме за короткое время, отводимое на самоподготовке. Все суворовцы разные – кому-то нужно просто один раз увидеть дату или термин, кто-то может один раз услышать. Кто-то держит все персоналии в уме, кто-то повторяет термины несколько раз по учебнику, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать тетрадь снова и снова.
Одним из способов получения качественных знаний, на наш взгляд, является повторение и систематизация на уроках истории. Проблема неумения обучающихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей деятельности привело нас к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы суворовцам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. Необходимо сделать так, чтобы обязательный минимум по истории оставался в памяти обучающегося, и он смог пользоваться этими знаниями без затруднений. Одним из способов достижения этой цели является применение инновационной технологии интерактивной папки, известной также как «лэпбук».
Lapbooking сравнительно новое американское средство обучения. В дословном переводе – «накопленная папка», или как его ещё называют, тематическая папка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме. Карточки в папке можно самостоятельно доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению.
Рис.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС: информативен; полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания; пригоден к использованию одновременно группой; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); структура и содержание доступны возрасту; обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся [3]. Lapbook – это отличный способ систематизировать пройденный материал.
Лэпбук обеспечивает: возможность учитывать индивидуальные способности обучающихся (задания разной сложности); возможность структурировать сложную информацию; возможность разнообразить самую скучную тему; научить простому способу запоминания; компактное хранение (большое количество дат, терминов и персоналий в одной папке); вариативность использования заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Достоинство лэпбука не только в том, что он позволяет определённым образом визуализировать фактологический материал, но и организовать интерактивное взаимодействие. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающегося не только с преподавателем, но и друг с другом. Место преподавателя на интерактивных занятиях перестает быть центральным, сводится к направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия, консультирование, регулирование процессом. Преподаватель организует совместное проектирование занятия. Обучающимся приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать возникающие несогласия, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Использование лэпбука отвечает задачам и индивидуальных творческих проектов. Здесь присутствует проектирование, работа с информацией, моделирование, работа с критериями и параметрами оценивания, групповое взаимодействие, публичное выступление и т.д.
Лэпбук не только содержит информацию по теме, фактологический материал, но и достаточно широкую палитру приёмов, позволяющих взаимодействовать с папкой – предварительные вопросы, задания, различные варианты работ по самопроверке и самоконтролю, разделов, позволяющих организовать первоначальное закрепление материала, квесты и др.
Как сделать карточку для лэпбука? Есть три варианта: от руки, когда всё пишется и наклеивается самостоятельно; с помощью привычных текстовых и графических редакторов вроде MS Word или Power Point – тогда карточки останется только распечатать; с помощью сервисов и приложений (например Quizlet).
Когда карточки готовы, используем систему повторения по методу Лейтмана. Метод заключается в повторении дат, понятий или персоналий через разные промежутки времени в зависимости от результата воспроизведения слова по памяти. Система Лейтнера предполагает три ряда под карточки. Соответственно, это ячейки под номером 1, номером 2, номером 3:
- в первую ячейку кладутся карточки с новыми и сложно запоминаемыми датами, терминами, личностями;
- вторая ячейка должна содержать карточки, которые были названы неправильно;
- третья ячейка содержит карточки, на которых легко воспроизводимые слова по памяти.
Методика использования карточек:
- Карточки из первой ячейки должны использоваться один раз в день.
- Во вторую ячейку надо поместить слова, которые не требуют частого повторения, скажем с перерывом в один день.
- В 3-ю ячейку перекладываются хорошо заученные слова из первых двух ячеек.
- Если слова на карточках из ячейки 3 частично подверглись забыванию, их стоит переместить обратно во вторую.
- Если слова на карточках из ячейки 2 вспоминаются с ошибками, то их следует переместить в ячейку номер 1 и повторять как новые.
Преимуществом интерактивной папки можно считать организацию деятельности обучающихся в различных формах – индивидуальной, групповой, парной. Так в 9-х классах при изучении раздела «Россия в эпоху Александра I» были обнаружены затруднения при запоминании дат, событий, терминов и персоналий. На индивидуально-групповых занятиях мы повторяли эпоху Александра I по методике Лейтнера. Работа с карточками показала свою эффективность. Подобный метод заинтересовал суворовцев, и они изъявили желание поработать с карточками индивидуально. Внедрение интерактивной папки в учебный процесс по истории продолжается.
Таким образом, возрастающий поток исторической информации делает необходимым создание и применение интерактивной папки в учебном процессе, как эффективного способа повторения и систематизации исторических знания.