Автор(-ы):
Медведева Елена Николаевна
Кошелькова Ирина Викторовна
Баринова Наталья Владимировна
Доронина Светлана Иосифовна
11 апреля 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
Сказка – благодатный материал для развития речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека природой, с предметным миром. Обучение детей через сказки, сказочных героев является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.
Таким образом, сказка является одним из важнейших помощников в развитии речи ребёнка.
Текст статьи
Возможности сказок огромны:
Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:
Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
В логопедической работе можно использовать следующие формы работы:
Виды работы со сказкой для расширения словаря детей:
Формы работы со сказкой для формирования правильного грамматического строя: составление предложений по опорным картинкам из сказок; составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение «Закончи предложение» и т.д.
Приёмы при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; «а что потом?»; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; сказки по-новому.
При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Дидактические сказки.
Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.
Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:
Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи, стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
Заключение
В результате работы по сказке:
Список литературы
Поделиться
Медведева Е. Н., Кошелькова И. В., Баринова Н. В., Доронина С. И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.II.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/5984-razvitie-svyaznoj-rechi-detej-starshego