Главная
АИ #15 (145)
Статьи журнала АИ #15 (145)
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

сказка
сюжет
анализ
рассказывание
постановка
сочинение
куклотерапия
рисование

Аннотация статьи

Сказка – благодатный материал для развития речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека природой, с предметным миром. Обучение детей через сказки, сказочных героев является для ребёнка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи.

Таким образом, сказка является одним из важнейших помощников в развитии речи ребёнка.

Текст статьи

Возможности сказок огромны:

  • Рассказывая сказку, взрослый имеет возможность предложить ребенку связанные с сюжетом сказки задания, сначала простые, а затем и более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве. Мотивация к выполнению «сказочных» заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям;
  • Сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов – все это значительно облегчает понимание текста детьми с ОВЗ;
  • Развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Сказка в системе логопедических занятий решает следующие задачи:

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии.
  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Эффективность игровой мотивации детской речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка (умение сопереживать героям сказки, умение передавать эмоциональное состояние героя сказки, развитие мимики, пантомимики, общей моторики).
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.

Разыгрывая сюжеты любимых сказок, ребенок научится различать и правильно произносить звуки речи, делать занимательную гимнастику для губ и языка, составлять предложения, получит начальные навыки чтения.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

В логопедической работе можно использовать следующие формы работы:

  • Анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач).
  • Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
  • Постановка сказок (игры-драматизации).
  • Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
  • Куклотерапия (пальчиковые, бумажные, куклы, фланелеграф, магнитные, стендовые).
  • Рисование сказок (спонтанное рисование, раскрашивание, штриховка).

Виды работы со сказкой для расширения словаря детей:

  • вычленение слов из сказки с заданным звуком; рифмовка слов (удалец-молодец);
  • придумывание нескольких однокоренных слов (снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); подбор эпитетов к сказочному герою; называние сказочного героя по эпитетам; называние слов-признаков, слов-действий из сказки; подбор к сказочному персонажу действий, признаков; подбор к действиям - сказочного персонажа; придумывание нового названия сказки; называние пропущенных слов в сказке.

Формы работы со сказкой для формирования правильного грамматического строя: составление предложений по опорным картинкам из сказок; составление предложений с определенным словом или с несколькими словами; распространение предложения; составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; составление предложений с опорой на игрушку; упражнение «Закончи предложение» и т.д.

Приёмы при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; «а что потом?»; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; сказки по-новому.

При включении сказок в занятия, решаются задачи развития просодической стороны речи: развития речевого дыхания; плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы); развитие различной силы выдыхания, развитие голоса с постепенной сменой силы голоса, развитие темпа, ритма и интонации голоса.

Дидактические сказки.

Дидактические сказки – это сказки, которые можно придумать для создания положительной мотивации к учебному процессу, для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, предлоги) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.

Создается дидактическая сказка по следующему алгоритму:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевленный символ. Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи, стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, отзывчивые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

Заключение

В результате работы по сказке:

  • у детей с ТНР повышается речевая активность, способствующая успешной коррекции недостатков речевого развития;
  • обогащается и актуализируется словарный запас ребёнка, развиваются навыки грамматического структурирования и связного оформления собственного высказывания;
  • нормализуется произносительная сторона речи, что является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника;
  • формируется у детей совместная творческая деятельность, которая помогает преодолеть трудности в общении, воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  2. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 1, 5, 8.
  3. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. 1999. № 1, 2, 3.
  4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. https://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

Поделиться

1025

Медведева Е. Н., Кошелькова И. В., Баринова Н. В., Доронина С. И. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки // Актуальные исследования. 2023. №15 (145). Ч.II.С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/5984-razvitie-svyaznoj-rechi-detej-starshego

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря