В информационном обществе виртуальное пространство становится полем деятельности, в том числе в сфере образования. Информатизация общества является безусловным фактором развития образовательной среды, в которой система дистанционного обучения становится одной из структур непрерывного формирования знаний без ограничений по возрасту и степени подготовки обучающихся, а также без учета территориального нахождения организации образования.
Дополнительное образование как неотъемлемая часть системы образования не должно быть исключением. Благодаря технологиям дистанционного образования становится возможным обеспечить выбор режима и темпа освоения дополнительных общеобразовательных программ [1].
Таким образом, актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования в информационном обществе. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года электронное обучение названо одним из основных направлений фундаментальной модернизации образования с целью повышения потенциала человеческих ресурсов.
Внедрение новых технологий с использованием электронного обучения поддерживается государством на различных уровнях, что подтверждается нормативными документами федерального и регионального уровней [2,с.185].
Подразделение ОБПОУ «КГПК» Центр дополнительного образования детей и взрослых «ЭКО-ПАРК» реализует ряд программ естественнонаучного направления.
Одной из таких программ является программа дополнительного образования, которая направлена на формирование научного мировоззрения у детей.
Занятия по данной программе способствуют развитию познавательной деятельности, углублению знаний, совершенствованию навыков по физике, биологии, химии, экологии, географии, геологии, астрономии; формирует у обучающихся интерес к исследовательской деятельности.
Дети учатся находить и обобщать необходимую информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, приобретать навыки восприятия критической информации, развивать креативность, наблюдательность, любознательность, изобретательность.
На практических занятиях по программе предусмотрено использование следующей материально-технической базы: видеоматериал; презентации; компьютерный видеопроектор; микроскопы; предметные наборы для экспериментов по физике; тематические наборы для экспериментов по химии; геологические коллекции экспонатов по тематике.
Широко используются разнообразные электронные образовательные ресурсы, представленные в Интернете.
В сложившейся эпидемиологической ситуации город Курск находится в состоянии повышенной готовности. Образовательные организации города перешли на дистанционное обучение. Наша организация не стала исключением.
Учебный процесс сейчас строится при активном использовании Интернета.
В настоящее время в глобальной сети Интернет существует огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые с успехом можно применять для обучения по дополнительным образовательным программам естественнонаучной направленности.
Кроме того образовательный контент можно найти на ютуб-каналах, и прочих платформах познавательно-развлекательного характера.
Большим успехом пользуются личные страницы, как школьных учителей, так и педагогов дополнительного образования.
Высшие учебные заведения с успехом транслируют результаты исследовательской деятельности, которая может пересекаться по тематике с направлением той или иной образовательной программы.
Платформы для взаимодействия обучающихся и педагогов представлены также на самых различных уровнях.
Самой удобной платформой для работы стала социальная сеть «В контакте». Необходимо понимать, что не все обучающиеся могут иметь доступ к более сложным системам социального взаимодействия, поэтому была выбрана именно эта платформа, которая характеризуется общедоступностью и простотой в использовании.
Немаловажным фактором также стало то, что социальная сеть относительно безопасна по контенту, при своевременной работе администраторов сети, а также администраторов непосредственно групп с сети, которые реализуют дистанционное обучение.
Для работы используется собственная страница организации (https://vk.com/eko_park_kursk), на которой выкладываются задания для обучающихся.
Электронные образовательные ресурсы, которые представлены в сети Интернет, показали свою крайнюю эффективность в условиях дистанционного обучения.
Обратная связь с обучающимися осуществляется через электронную почту. На странице социальной сети они получают материал для изучения, и задания для самостоятельного или группового выполнения, а после результаты присылают на электронную почту педагога.
В ряде случаев, если требуется отдельная консультация, то используются доступные обучающимся каналы связи, такие как «ватсап», «вайбер», «скайп», «фейсбук» или мобильная связь.
Создание условий для формирования интегрированной системы универсальных знаний, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевых компетенций, позволяет ребенку полноценно развиваться во всем многообразии современных возможностей [3, с.35].
Быть ближе и доступнее, интереснее и продуктивнее – задача, стоящая перед центром дополнительного образования детей и взрослых «ЭКО-ПАРК».